25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика № 3 Март 2017 — 01 марта 2017

МАСТЕР-ПЛАН — СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

Версия для печати 17627 Материалы по теме
МАСТЕР-ПЛАН — СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

С началом реализации в России нового приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в прессе и в обсуждениях специалистов все чаще встречается термин «мастер-план». Попробуем разобраться, что он собой представляет и как может помочь в развитии российских городов.

Сергей Сергеевич МАЛОМУЖ, директор департамента стратегий и инвестиций ООО «Финансовый и организационный консалтинг (ФОК)»

Что такое мастер-план?

В настоящее время в российской практике активно используются два инструмента стратегического планирования для городов: это стратегия социально-экономического развития и генеральный план. Независимо от качества проработки оба документа обладают существенными недостатками.

Так, генеральный план, который является ключевым документом города в сфере градостроительства, предназначен в большей степени для узкого круга специалистов — архитекторов и землепользователей. Отдельной проблемой является то, что некоторые решения, заложенные в генеральный план, могут быть хорошо проработаны с инженерной точки зрения, но не иметь достаточного социально-экономического обоснования. А значит, они рискуют с большой вероятностью остаться только на бумаге.

Напротив, в стратегии социально-экономического развития просчитываются необходимые ресурсы и источники финансирования, заранее оцениваются результаты, но мало внимания уделяется вопросам пространственного развития и созданию комфортной городской среды. Отсутствие визуализаций и большое количество цифровой информации также превращают стратегию больше в сложный технический документ для специалистов, нежели универсальный инструмент городского планирования.

Между тем такой универсальный инструмент уже довольно давно используется в развитых странах — речь идет о мастер-плане, который в более привычных терминах можно определить как стратегию пространственного развития города. При этом спектр проблематики мастер-плана довольно широк: он может включать в себя как развитие городской среды и транспортной инфраструктуры, так и создание новых промышленных зон, редевелопмент депрессивных территорий и вопросы нового жилищного строительства, размещение объектов коммерческой недвижимости и улучшение экологии, а также многое другое.

С учетом такого комплексного подхода мастер-план становится удобным инструментом для прогнозирования этапов развития города и более эффективного планирования ресурсов. Но важно понимать, что мастер-план — это не просто стратегический документ, но в большей степени важный коммуникационный фактор, который позволяет в понятной и наглядной форме отразить ключевые аспекты развития города и донести их до основных стейкхолдеров, в том числе жителей города, бизнес-сообщества, региональных властей. А это в свою очередь повышает авторитет городской администрации, помогает вовлечь в процесс преобразований более широкие группы населения, повысить инвестиционную привлекательность.

Практика разработки мастер-планов

Анализ мирового опыта показывает, что практически все города — лидеры рейтингов по привлекательности для жизни и уровню социального капитала имеют свои стратегии пространственного развития. Это в том числе Стокгольм, Хельсинки, Лондон и Вена в Европе; Нью-Йорк, Ванкувер и Торонто в Северной Америке; Шанхай, Токио, Гонконг, Куала-Лумпур в Азии; Сидней, Мельбурн, Окленд в Австралии и Новой Зеландии. Но не стоит думать, что мастер-планы — это прерогатива городов-миллионников. Например, свои мастер-планы есть и у таких относительно небольших городов, как Рейкьявик в Исландии (130 тысяч жителей) и Анкоридж на Аляске (290 тысяч жителей).

Городские мастер-планы обычно создаются на среднесрочную (4–8 лет) и долгосрочную (10–20 лет) перспективы. Строгих стандартов для их подготовки не существует. Содержание, формат, объем мастер-плана в значительной степени варьируются от города к городу и существенным образом зависят от тех целей и задач, которые стоят перед его разработчиками. В крупных городах администрации могут создавать целые департаменты, ответственные за разработку мастер-плана, а небольшие поселения вполне могут доверить эту работу специализированным консультантам.

Универсальность мастер-плана позволяет использовать его для решения широкого спектра задач. Например, стратегический план развития Шанхая готовился главным образом как маркетинговый инструмент и был ориентирован на привлечение инвестиций на городской рынок недвижимости. Напротив, мастер-план Лондона успешно использовался в качестве инструмента политического влияния предыдущим мэром британской столицы Борисом Джонсоном. При этом во главу угла ставилось развитие комфортной городской среды. Реализация идей, заложенных в мастер-плане, позволила Джонсону существенно повысить свой рейтинг среди жителей города.

У российских городов также имеется некоторый опыт создания мастер-планов. Самым крупным и известным проектом в данной сфере стал мастер-план города Перми, разработанный при участии голландских архитекторов по европейским стандартам. Несмотря на то что генеральный план города, сделанный на основе этого мастер-плана, был утвержден городской думой, этот пример сложно назвать успешным. Мастер-план был принят в штыки экспертным сообществом и не нашел поддержки у жителей Перми как навязанный извне и подготовленный без учета местных реалий.

В дальнейшем интерес к созданию мастер-планов в России сместился в сторону средних и малых городов. В качестве примеров последних лет можно привести мастер-планы агломерации Березники — Соликамск — Усолье в Пермском крае, а также города Киселёвска в Кемеровской области.

По сравнению с зарубежным опытом создания мастер-планов российская практика, несомненно, имеет свою специфику. Здесь основной акцент делается на актуализации существующей застройки и развитии городской среды, качество которой в большинстве российских городов не соответствует ожиданиям жителей. Многие городские проблемы были накоплены еще с советских времен и только усугубились в современный период. Типичными вопросами городского развития является превращение дворовых территорий в парковки для личного транспорта, отсутствие благоустроенных зеленых пространств и мест для досуга молодежи. Старые улицы оказываются неприспособленными для возросших потоков транспорта, а хаотичная торговля портит внешний вид зданий и создает помехи для пешеходов. Это едва ли полный перечень проблем, для решения которых и используется стратегический мастер-план.

Актуальность мастер-планов для российских городов

Новый всплеск интереса к мастер-планам связан с началом реализации нового приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного Советом при Президенте РФ по стратегическим вопросам и приоритетным проектам и реализуемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Проект предполагает благоустройство дворовых территорий, а также создание и благоустройство общественных пространств, в том числе площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов и парков, во всех российских городах с населением свыше тысячи жителей.

Реализация приоритетного проекта планируется в 2017–2022 годах, а уже в 2017 году на его финансирование выделено 20 миллиардов рублей из федерального бюджета, еще около 10 миллиардов предоставят региональные бюджеты. Две трети этих средств должно пойти на благоустройство дворовых территорий, а оставшуюся часть предполагается потратить на общественные пространства. Также 500 миллионов рублей сверх обозначенного бюджета выделяется специально на обустройство парков в городах с населением до 250 тысяч человек.

В качестве основной цели приоритетного проекта заявлено «создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации». Эта цель существенным образом совпадает с задачами, которые призваны решить мастер-планы городов, что еще раз подчеркивает их актуальность. Действительно, мастер-планы позволяют перейти от практики пожарного латания дыр к комплексному развитию городской среды. Стратегический подход позволит расставить приоритеты, провести оценку требующихся ресурсов и составить планы по благоустройству на весь срок реализации приоритетного проекта, а не только на текущий год.

Проведение комплексного благоустройства города с точки зрения бюджета поднимает острый вопрос эффективного расходования средств. Ведь, как правило, в любом региональном центре легко наберется десяток площадей, скверов, бульваров и улиц, которые нужно развивать и обустраивать при ограниченных финансовых ресурсах. И администрации города приходится решать сложную задачу о том, какие территории стоит развивать в первую очередь и как распределить бюджет между всеми проектами.

При наличии мастер-плана такой выбор будет заранее просчитан и обоснован. Например, в ходе работы над мастер-планом Киселевска от администрации города, местных жителей и инициативных групп мы получили предложения по преобразованию 14 городских пространств. Из них было отобрано пять приоритетных территорий, наиболее важных для развития города, которые были детально проработаны в рамках мастер-плана и подготовлены для участия в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды».

Стоит отметить, что еще одним фактором экономии бюджетных средств при наличии мастер-плана является эффект масштаба и более низкая себестоимость для типовых решений, которые позволят значительно сократить расходы на подготовку и реализацию программ по формированию комфортной городской среды.

И наконец, на стадии разработки проектов по развитию городской среды важно не забывать, что объекты, построенные за счет федеральных и региональных средств, в дальнейшем могут стать значительным обременением для местных бюджетов. В первую очередь это касается общественных пространств, особенно парков. Для того чтобы в будущем их содержание не легло непосильной ношей на городской бюджет, при разработке мастер-плана следует заранее продумать коммерческую составляющую данных объектов и создать условия для привлечения малого бизнеса, который может взять на себя часть расходов и поддерживать нормальное состояние территорий.

Возможность вовлечения в процесс создания комфортной городской среды местных жителей и предпринимательского сообщества — немаловажное преимущество мастер-плана. Что касается бизнеса, то, как правило, крупные предприятия заинтересованы в улучшении качества жизни своих сотрудников. Поэтому при наличии понятных долгосрочных планов они с большей вероятностью будут готовы вкладывать собственные средства в реализацию городских проектов.

Таким образом, в виде мастер-плана город получает актуальный действенный инструмент, способный помочь в работе сразу по нескольким направлениям, в том числе грамотно спланировать свое развитие, привлечь ресурсы на реализацию важных проектов, вовлечь в процесс жителей и бизнес-сообщество. Дополнительным плюсом в пользу создания своего мастер-плана является возможность привлечь к себе внимание в качестве передового и активно развивающегося города, который уделяет серьезное внимание формированию комфортной городской среды.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно