В настоящее время в России реализуется множество программ поддержки развития малого и среднего бизнеса. Финансовую и нефинансовую помощь сегменту МСБ оказывают и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. Некоторые новые меры заработают уже в ближайшее время. Эти вопросы обсуждались на сессии «Бизнес-климат на местах», которая прошла в ходе вручения национальной премии «Бизнес-успех».
Упрощение отчетности
Одним из важнейших вопросов, интересующих бизнес, является упрощение отчетности. Как пояснил генеральный директор Агентства стратегических инициатив (а ныне временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области) А. С. Никитин, в рамках национальной предпринимательской инициативы была разработана дорожная карта по упрощению бухгалтерской отчетности. В результате много форм было переведено в электронный вид. По словам предпринимателей и экспертов, на которых сослался Никитин, количество бухгалтерской отчетности и объем работ, необходимых для ее заполнения, сильно сократились.
Однако, говоря об отчетности, которую ведет бизнес, неправильно иметь в виду только бухгалтерскую. Существует достаточно большой объем документов, направляемых в другие органы, например в Роспотребнадзор. Никитин пообещал, что эти документы также со временем станут электронными: соответствующая работа уже в планах контролирующих органов.
Никитин напомнил, что в ноябре прошлого года Президент России дал поручение радикально сократить сроки для получения различных разрешений и присоединения к сетям в регионах. По словам главы АСИ, это огромная работа, которую придется проделать каждому региону и муниципалитету. Чтобы помочь им, агентство проводит специальное обучение региональных команд.
Лизинговые программы
И предприниматели, и региональные власти в ходе мероприятия проявили интерес к лизинговым программам, которые реализуются под эгидой Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Как пояснил генеральный директор корпорации А. А. Браверман, необходимость в операционном и финансовом лизинге для малого и среднего бизнеса во многом появилась из-за мер поддержки, принятых ранее.
Дело в том, что в настоящее время в стране существует большой спрос на продукцию, которую производят субъекты малого и среднего предпринимательства. В определенной степени этот спрос был сформирован со стороны госкорпораций и компаний с государственным участием, которых обязали почти каждый пятый рубль тратить за продукцию МСБ. Сейчас эти заказчики требуют от МСБ продукции примерно на 1 триллион 511 миллиардов рублей, что составляет 99 тысяч позиций продукции. И этот раскаченный спрос требует адекватного предложения. Финансовой подпитки, которая уже предоставляется малому бизнесу, не хватает, нужна техническая поддержка. Лизинг как инструмент как раз и предполагает предоставление средств производства.
Ожидается, что будет создано восемь лизинговых центров во всех федеральных округах. Каждая лизинговая компания получит 1,5 миллиарда рублей, что составит 75% уставного капитала. Предполагается, что остальные 25% составят средства субъектов РФ совместно с вложениями частных компаний. В настоящее время окончательные условия участия коммерческих структур прорабатываются.
Второе критическое условие создания центров — это стандарты, на основании которых они будут работать. Нормы будут разработаны с учетом лучших зарубежных и российских практик. Для получения лизинга компании нужно будет соответствовать ряду критериев. Во-первых, это обязательная востребованность продукции крупными компаниями или другими субъектами предпринимательства. Это гарантированный сбыт, который должен быть подкреплен отсутствием оборудования: если у компании уже есть средства производства, в лизинге она не нуждается.
Некоторые регионы решили не дожидаться федеральной программы и запустили собственные меры лизинговой поддержки. Так, Центр развития бизнеса Ненецкого автономного округа предлагает предпринимателям новые лизинговые продукты с учетом разных потребностей бизнеса. Разработано семь типовых предложений, среди которых такие продукты, как «Бюджет», «Фермер», «Лизинг легкого транспорта». Ранее центр предлагал лизинговую поддержку в каждом случае индивидуально.
Как отмечают в самом центре, линейка предложений позволяет сделать процесс получения помощи более прозрачным и понятным для предпринимателей. Бизнес может изучить варианты и выбрать для себя наиболее подходящую схему. Одним из преимуществ регионального лизинга является его доступность: аванс минимален, а в большинстве пакетов он даже не требуется.
Забота об экологии
Глава города Котовска Тамбовской области А. М. Плахотников сообщил, что в его городе крайне тяжело найти предпринимателей, которые бы занялись сбором макулатуры, тары, сортировкой мусора и прочей деятельностью, связанной с отходами. По словам мэра, такая деятельность невыгодна на начальном этапе, поэтому можно было бы на первые несколько лет обнулить налоги для предприятий, готовых ее вести.
С главой Котовска не согласились представители федеральных структур. Браверман заявил, что работа с ТБО, их переработка и сортировка являются бизнесом прибыльным. По его мнению, частью решения по развитию этого направления является финансовая поддержка в качестве дешевого кредитования. Предприятия, работающие с ТБО, могут получать поддержку по «программе 6,5%». Браверман призвал активнее использовать этот инструмент, особенно учитывая, что 2017 год объявлен Годом экологии.
Что представляет собой «программа 6,5%»? Центральный банк кредитует аккредитованные при Корпорации МСБ банки под 6,5%, обязывая их ограничивать конечную маржу 10,6% для малого бизнеса и 9,6% — для среднего бизнеса. Еще одна мера — плата за поручительство для МСБ снижена с 0,5 до 0,1%. В корпорации рассчитывают на то, что в связи с соответствующим поручением Президента России банки пойдут на симметричные шаги, и стоимость кредитов для конечных получателей окажется низкой. В то же время кредитование малого и среднего бизнеса системообразующими банками пока недостаточно: в портфелях крупнейших финансовых организаций доля таких кредитов составляет всего 2%.
Муниципалитеты недовольны крупными сетями
Много жалоб от представителей местной власти поступает на крупные торговые сети. Во-первых, они подрывают налоговую базу, так как зарегистрированы в других регионах (иногда даже на индивидуальных предпринимателей), при этом их сотрудники получают различные льготы по месту прописки. Представители небольших городов призвали обязать крупные сети платить налоги там, где они работают. Секретарь Общественной палаты РФ А. В. Бречалов сообщил, что это серьезный вопрос, в котором власти пытаются разобраться, однако пока решение проблемы не найдено.
Еще одна обида муниципалитетов на торговые сети связана с тем, что для них невозможно установить приоритет местной продукции. В ситуации, когда местные продукты по качеству не уступают, а временами даже превосходят привозную продукцию, они часто не выдерживают конкуренции по цене и не представлены в крупных сетях.
Было справедливо отмечено, что в такой ситуации никакое жесткое регулирование невозможно, потому что оно вызовет протест и ответные действия Федеральной антимонопольной службы. Однако муниципалитеты могут использовать опыт Владимирской области, где существует акция «Покупай владимирское» и во всех торговых сетях присутствует местная продукция. Покупатель просто не может пройти мимо и не заметить местные продукты.
Агломерация и туризм
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции И. В. Макиева заявила, что моногорода в настоящее время вступили в фазу создания территорий опережающего развития. Уже в ближайшее время число ТОР в моногородах достигнет ста. Такие города становятся привлекательными для предпринимателей, которые ищут лучшие условия: страховые взносы будут снижены для них в четыре раза, а это существенная льгота.
По словам Макиевой, для активного развития моногородам важно сотрудничать друг с другом. Например, мэр может определить, какие у его территории сильные стороны, и договориться с соседями, чтобы получить прибыль от разделения труда. Каждый третий мэр моногорода пошел именно по такому пути. Так, когда защищаются проекты создания ТОР в моногородах, видно, что мэры соседних городов выступают с совместными предложениями и берут на себя совместные обязательства. К примеру, один город намерен готовить кадры и создавать научный центр, а соседний город, понимая, что уступает с точки зрения науки, готовится развивать другую специализацию.
Самостоятельный вопрос связан с развитием туристических зон. По словам Бречалова, государственная программа поддержки внутреннего туризма, к сожалению, сейчас работает не лучшим образом. Нередко государство финансирует проект, бюджетные средства осваиваются, формируется инфраструктура, но бизнес не приходит. По его мнению, отношение к поддержке туризма нужно радикально изменить. В некоторых регионах это уже происходит.
Речь идет о практике, когда предприниматель либо предприниматель совместно муниципалитетом вначале демонстрирует определенный результат по проекту, а региональный бюджет подключается на более позднем этапе. В качестве положительного примера можно привести проект маралового хозяйства в Саткинском районе Челябинской области.
Бизнесу поможет обучение
Актуальная для некоторых регионов проблема: некоторые предприниматели столкнулись с тем, что кадастровая оценка недвижимости превышает рыночную в несколько раз. Это негативно сказывается на рентабельности бизнеса, который при составлении бизнес-плана рассчитывал на меньшую сумму налога. По мнению представителей АСИ, вопрос должен решаться комплексно. Так, их коллеги из корпорации МСП уже прорабатывают вопрос целевого предоставления недвижимости для малого бизнеса. Обсуждается и вопрос о введении законом ограничивающей нормы, определяющей некий минимальный объем квадратных метров, которые бы облагались налогом по пониженной ставке.
Однако существует механизм, прекрасно дополняющий льготы и не требующий существенных затрат бюджетных средств. Речь идет об обучении представителей малого и среднего бизнеса. В ходе мероприятия было рассказано о двух таких программах. В частности, за счет средств корпорации МСБ проводится обучение региональных тренеров по двум программам: «Азбука предпринимательства» и «Школа предпринимательства». Корпорация проводит конкурсные процедуры в соответствии с Законом № 223‑ФЗ по обучению региональных тренеров. В свою очередь, уже эти тренеры непосредственно обучают представителей МСБ. В 2017 году в программу включились представители 51 субъекта РФ.
Свою инициативу представил и Центр предпринимательства (федеральная организация-«катализатор»), реализующий программу обучения по scale-up. Это методика, которая применяется в США для развития отстающих территорий, а также используется в Колумбии уже на уровне целой страны. Программа включает три компонента: обучение, наставничество и обмен опытом (нетворкинг). Российский вариант, который реализуется в центре, предусматривает девять месяцев обучения. Что важно, информация обо всех учебных методиках остается в регионе.
Так или иначе, представители малого бизнеса еще раз услышали о новых мерах поддержки, появившихся в последнее время. Основной вопрос в том, будут ли сами предприниматели активно пользоваться этой помощью и насколько эффективными окажутся механизмы, предусмотренные на федеральном и региональном уровнях.
К. В. Овчарук