Расширенное заседание Совета секции регионов Союза финансистов России состоялось в марте в Пскове. В нем приняли участие представители финансовых органов Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Мурманской, Рязанской, Псковской областей, республик Карелии и Коми, а также федеральных ведомств и ряда организаций. Финансисты обсудили итоги исполнения бюджетов регионов в отчетном году, реализацию бюджетной политики в 2017 году, финансовое обеспечение майских указов Президента РФ, новации межбюджетных отношений, реализацию финансовым органом субъектов РФ отдельных полномочий по к онтролю в сфере закупок, практику внедрения в субъектах Российской Федерации проектного метода управления.
Типичные проблемы
«Проблем у Псковской области не меньше, чем у соседей. И мы постоянно поднимаем эти вопросы перед нашими коллегами, перед Министерством финансов России, перед всеми отраслевыми министерствами и законодателями», — отметила Т. А. Баринова, заместитель губернатора Псковской области — начальник Государственного финансового управления области, открывая заседание. К злободневным и, к сожалению, типичным для большинства субъектов она отнесла проблему, связанную с долговыми обязательствами: «Хотя нам удалось снизить их со 100 до 98 процентов, этого недостаточно для выполнения условий соглашения с Министерством финансов РФ. А снижение до 93 процентов — это уже бездефицитный бюджет области, который мы сейчас, к сожалению, не можем себе позволить, учитывая необходимость всех обязательных выплат по заработной плате и прочим подобным расходам».
Республике Карелия по условиям соглашения с Минфином России необходимо в текущем году снизить госдолг с 115 до 90%. «То есть дополнительно в течение года на решение только этой задачи необходимы средства в сумме пять миллиардов рублей — это 23 процента налоговых и неналоговых доходов, или 15 процентов всех расходов бюджета, — сообщила М. Е. Лебедева, заместитель министра финансов Республики Карелия. — Сделать это за счет только внутренних резервов не представляется возможным».
Госдолг Республики Коми на 1 января текущего года составил 41,8 миллиарда рублей. За 2016 год он вырос на 8 миллиардов рублей преимущественно за счет банковских кредитов. Ожидается, что к январю 2018 года он возрастет еще на 8 миллиардов.
Много вопросов у финансистов возникает к методике расчета налогового потенциала субъектов. При его расчете потенциал регионов-доноров занижается, а у регионов, где доходные источники имеют низкую тенденцию к росту, напротив, завышается. Анализ, проведенный финуправлением Псковской области, показал, что завышение это существенное — от 1 до 2 миллиардов рублей. Псковская, Архангельская, Новгородская области и другие регионы в итоге ощутимо страдают, поскольку от налогового потенциала отстраивается бюджетная обеспеченность, а от нее в конечном итоге зависит дотация на выравнивание. «Регионы, у которых налоговая обеспеченность ниже среднероссийской, никогда не смогут выдержать этих расчетов. И мы несем несоизмеримые потери по дотациям», — подчеркнула Баринова. Например, Псковская область с 2010 года потеряла дотаций на общую сумму 5,5 миллиарда рублей (нарастающим итогом). А недополученные ею за тот же период доходы (сложившиеся из-за разницы между фактически полученными и запланированными) составляют 5,2 миллиарда рублей. «Это практически сумма нашего госдолга. От Министерства финансов России нам хотелось бы, чтобы в методике распределения дотаций было учтено, что при снижении бюджетной обеспеченности не должно происходить уменьшение размера дотации на выравнивание», — резюмировала финансист области.
«Потери доходной части бюджета Республики Коми в 2017 году составили 2,2 миллиарда рублей, — рассказала Г. З. Рубцова, министр финансов Республики Коми. — Причины те же, что и у других субъектов. По налогу на прибыль организаций уменьшен норматив отчислений в бюджеты субъектов РФ — потери составили миллиард рублей. То же самое по акцизам: потери — миллиард рублей». Кроме того, пониженные ставки налога на имущество организаций установлены в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, — 0,2 миллиарда рублей.
Обсудив ситуацию, региональные финансисты сформулировали предложения по внесению изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Прежде всего они предлагают зачислять в бюджеты субъектов РФ прирост поступлений по налогу на прибыль организаций в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, подлежащему зачислению в федеральный бюджет. Второе предложение — установить с 1 января 2018 года ставку налога на прибыль организаций для зачисления в бюджеты субъектов РФ в размере 18%.
В числе острых Баринова назвала и проблему обеспечения жильем сирот: «Ситуация в субъектах с этим катастрофическая. В Псковской области на обеспечение сирот жильем необходим еще миллиард рублей, это дополнительно к почти 100 миллионам рублей своих средств и более 40 — федеральных. А ведь количество таких детей не уменьшается».
В Вологодской области этот вопрос стоит еще более остро. В регионе на сегодня в жилье нуждаются около 2,3 тысячи детей-сирот. В бюджете на решение этой проблемы не хватает 1,7 миллиарда рублей. «А это судебные решения, постоянные обращения прокуратуры о нарушении законодательства, административные штрафы на руководителей соответствующих департаментов», — прокомментировала председатель секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» СФР, заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов области В. Н. Артамонова.
Выступивших поддержали коллеги из других регионов. По итогам заседания было решено предложить вышестоящим органам в процессе исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» увеличить объем субсидии бюджетам субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Также в решении зафиксировано предложение по увеличению федеральных субсидий на предоставление социальных выплат молодым семьям — участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище». «Молодая семья неоправданно забыта, — считает Баринова. — Псковская область на этот вид поддержки получает
Налоги и не только
«Решение об изъятии доходных источников с целью их централизации в федеральном бюджете нас чрезвычайно огорчает. Как и решение об изъятии одного процента налога на прибыль и части акцизов на ликеро-водочные изделия, ведь наша область является традиционным производителем алкогольной продукции. Мы теряем серьезный объем средств, хотя все последние годы мы занимались привлечением инвесторов, расширением производственных баз и прочим. А в итоге не получим от этих многолетних вложений той отдачи, на которую рассчитывали», — подчеркнула Артамонова. В связи с этим Вологодская область сформулировала свои предложения по укреплению доходной базы бюджетов субъектов РФ.
Так, по налогу на прибыль организаций предлагается возвращение с 2018 года 1% ставки данного налога в бюджеты субъектов РФ для стимулирования масштабных инвестиционных проектов; зачисление 100% налога на прибыль с дивидендов в бюджеты субъектов РФ; установление с 1 января 2021 года ограничения по переносу убытков прошлых лет при исчислении налога на прибыль организаций в размере не более 30% от налогооблагаемой прибыли; сокращение размера «амортизационной премии» с 30 до 10% для основных средств, относящихся к
Сегодня уже началось обсуждение новых параметров налоговой системы. Минфином России предлагается сократить ставку страховых взносов до 22% с нынешних 30% и увеличить НДС до 22%. По оценке министерства, бюджеты регионов получат экономию за счет снижения страховых взносов с зарплат медицинских работников и учителей. Напомним, что существующие льготы по уплате НДС Министерство финансов РФ предлагает сохранить. По замыслу, данная мера приведет к обелению экономики: издержки, которые несут предприятия по зарплатным схемам, будут конкурировать с легальной уплатой взносов. При этом бизнес давно говорит о высокой налоговой нагрузке на ФОТ, и для бюджета траты на уплату страховых взносов тоже значительны — порядка 8% всех расходов. «В данном предложении Минфина России беспокоит проблема развития инфляционных процессов в связи с ростом ставки НДС. По нашим оценкам, экономия расходов средств от снижения тарифа страховых взносов будет съедена увеличением других расходных статей при росте инфляции более чем на 11 процентов», — отметила Артамонова.
В Министерстве экономического развития РФ обсуждается возможность снижения НДФЛ тем, кто решил больше отчислять на пенсию с зарплаты, и увеличения ставки для всех остальных. Так, если гражданин решит откладывать на пенсию 10% своей зарплаты, то и ставка НДФЛ у него будет 10%.
Цена здоровья
Усугубляет финансовое состояние регионов и ситуация с лекарственным обеспечением населения. Эту тему, в частности, подняли представители Псковской и Вологодской областей. Среди прочего, финансисты предлагают отнести обеспечение лекарствами граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, к полномочиям федеральных органов власти.
«Должен быть продуман и какой-то механизм для возможности контроля финорганами субъектов численности неработающего населения. При численности населения области в 615 тысяч человек застраховано 632 тысячи», — добавила Г. Н. Питерова, первый заместитель руководителя Департамента финансов Новгородской области. Инвентаризация численности неработающих граждан, проведенная в республике Карелия в 2016 году, снизила соответствующую цифру на 8 тысяч человек. «В результате расходы бюджета на ОМС неработающего населения в 2017 году сокращены на два процента», — сообщила Лебедева. Проект решения заседания пополнился пунктом об обращении в Правительство РФ и Минфин России с предложением создать нормативную правовую базу для обеспечения достоверного учета застрахованных в системе ОМС неработающих граждан.
Также финансисты предлагают в рамках исполнения Закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» увеличить объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ с учетом необходимости обеспечения финансирования территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет региональных бюджетов в соответствии с подушевыми нормативами финансирования. «По нашему субъекту программа не сбалансирована на два миллиарда рублей. А в целом по субъектам РФ — на 150 миллиардов рублей. Изыскать такие средства в ближайшее время регионы не смогут, даже если Минфин России предложит поэтапную реализацию», — рассказала Артамонова.
Дороги и долги
Не осталась без внимания финансистов и тема состояния дорог в регионах. Так, в связи со снижением с 1 января 2017 года нормативов отчислений по акцизам на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ участники совещания предлагают федеральному центру увеличить объем иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на осуществление дорожной деятельности. «Мы ожидали, что нормативы по акцизам на нефтепродукты сохранятся на уровне 2016 года. Тогда как их изъятие формирует только по Вологодской области выпадающие доходы на сумму почти пять миллиардов рублей за три года. Поэтому и предлагаем вернуть часть доходов субъектам по этому направлению за счет выделения иных межбюджетных трансфертов из Дорожного фонда», — отметила Артамонова. Затрагивая тему регионального госдолга, она сообщила, что Министерство финансов России начиная с 2019 года планирует отказаться от выделения бюджетных кредитов: «Это вызывает определенное беспокойство, поскольку ключевая ставка банка не настолько низка, чтобы мы могли привлекать коммерческие ресурсы, замещая рефинансирование имеющихся кредитов».
Ее поддержал Р. И. Марков, первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель комитета финансов. Он считает, что, пока не будет решен вопрос с пересмотром полномочий и их финансированием, отказываться от бюджетных кредитов стратегически неверно. Это приведет к увеличению нагрузки на бюджеты регионов, в том числе из-за растущих коммерческих кредитов. «Мы сегодня около 500 миллионов рублей доплачиваем на федеральные полномочия», — сказал он.
Ситуацию с госдолгом прокомментировал С. Д. Ермошкин, главный советник Департамента по вопросам экономики и социальной политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Он сообщил, что на 1 января 2017 года дефицит бюджетов субъектов СЗФО составил чуть менее 31,9 миллиарда рублей, увеличившись за год на 15,8 миллиарда рублей. При этом государственный долг субъектов округа вырос с 222 до 232,2 миллиарда рублей. Финансисты решили обратиться в Государственную думу и Совет Федерации с предложением продолжить практику предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ в целях замещения долговых обязательств регионов ежегодно в объеме не менее 50% от суммы задолженности, подлежащей погашению.
В проработке итоговых предложений большую помощь финансистам оказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области С. И. Токарев. Большой интерес собравшихся вызвал доклад С. В. Кошелева, ведущего инженера-аналитика НПО «Криста», который ознакомил участников заседания с практикой внедрения в субъектах РФ методов проектного управления.
Контроль — дело тонкое
Особняком в повестке дня стоял доклад заместителя министра финансов Рязанской области А. В. Кириллина, посвященный проблеме реализации финорганом субъекта РФ отдельных полномочий по контролю в сфере закупок, установленных частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ, — теме, к которой в последние пару месяцев приковано внимание регионов. Многие субъекты столкнулись с серьезными трудностями в процессе реализации данных полномочий. «Страна оказалась в режиме тестового внедрения новшества и не готовой реализовывать полномочия, закрепленные в Законе № 44‑ФЗ», — констатировал Кириллин. Так, в Рязанской области заказчики испытали затруднения, связанные с непониманием порядка контроля в рамках упомянутой нормы. Сотрудники регионального Минфина проводят разъяснительную работу с помощью семинаров, рабочих встреч, заочного консультирования ГРБС и бюджетных учреждений.
Добавляло трудностей и отсутствие у регионального Министерства финансов информации о проблемах заказчиков, расположенных на территории субъекта РФ. Впоследствии министерство провело мониторинг и подготовило анализ выявленных проблем, передав информацию в УФК по Рязанской области.
На начальном этапе проведения финансового контроля из-за отсутствия подтвержденных главными распорядителями средств областного бюджета планов ФХД в программном комплексе по исполнению областного бюджета «Бюджет-Смарт» также возникли сложности. Решались они за счет плотной работы Минфина с ГРБС и бюджетными учреждениями.
Но главной проблемой было большое количество ошибок в работе сайта единой информационной системы в сфере закупок. Осложняли ситуацию и вопросы, связанные с интеграцией региональной информационной системы «Web-Торги» и ЕИС, большая часть которых была решена только к концу февраля. В настоящее время субъект вышел на плановый режим работы, количество проводимых процедур сопоставимо с аналогичным периодом прошлого года.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА