Вызовы и проблемы, стоящие перед местным самоуправлением, обсудили участники Всероссийской практической конференции «Муниципальные финансы в 2017 году: построение эффективной модели управления». Организатором мероприятия выступил Институт экономики управления и социальных отношений (АНО).
Как отметил руководитель аппарата комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Государственной думы России И. В. Бабичев, для развития местного самоуправления сегодня актуально несколько вопросов.
Территориальное устройство
Первый из них — дальнейшее совершенствование территориальных основ МСУ. «Мы столкнулись с тем, что целый ряд концептуальных аспектов по данному направлению остается до сих пор законодательно неурегулированным», — считает Бабичев.
Безусловно, законодатель прилагает все усилия, чтобы устранить существующие пробелы. Так, по словам Бабичева, Госдума приняла в третьем чтении закон о существенных изменениях в муниципально-территориальном устройстве МСУ, в котором предложена новая конструкция городского округа. По ныне действующим законодательным нормам городской округ — это городское поселение с окрестностями. В соответствии с нормами нового закона «городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
Финансовая состоятельность муниципалитетов
Второй вопрос — финансово-экономическая основа МСУ. По признанию руководителя аппарата комитета, концептуальная задача по наполнению местных бюджетов и построению устойчивой социально-экономической площадки на уровне местного самоуправления по-прежнему не решена. Вместе с тем без ее решения, по мнению Бабичева, устойчивого развития ни местного самоуправления, ни страны в целом ожидать не приходится. «К сожалению, в последнее время серьезных подвижек в решении данной проблемы не наблюдается, — признался спикер. — Мы выдвигали ряд предложений, касающихся налогов. По нашим оценкам, целесообразно было бы от
Как выяснилось в ходе дальнейшего обсуждения, проблем, требующих проработки, масса. Так, к примеру, представитель муниципального образования Усть-Янский улус (район) Республики Саха (Якутия) задал вопрос о том, как на федеральном уровне решается проблема о палеонтологических остатках. Дело в том, что каждое лето в район приезжает более ста человек, так называемых черных археологов, в поисках палеонтологических остатков — бивней мамонта. Прекратить эти раскопки или сделать их законными и получать доход в бюджет местные власти не могут — нет полномочий. К тому же статус таких остатков сегодня не определен: это не археологические предметы, за незаконное изъятие которых грозит срок, это и не клад. Между тем ежегодно нелегальные добытчики вытаскивают из плена вечной мерзлоты несколько тонн бивней, которые на черном рынке стоят весьма дорого.
Об изменениях в финансовом регулировании деятельности местных органов власти в текущем году рассказали заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России М. М. Шамьюнов, заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Н. А. Бегчин.
М. И. КУЛЬКОВА