В марте в Москве прошла V Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки-2017. Практика применения Федерального закона № 223‑ФЗ», организованная Институтом госзакупок.
Сфера Закона № 223‑ФЗ, с одной стороны, подвержена сильным изменениям: появляются новые требования к закупкам, в том числе у субъектов малого предпринимательства, устанавливаются новые правила игры по импортозамещению и т. д., а с другой — наблюдается некоторый застой. Об этом и многом другом шла речь на конференции-семинаре.
По уже сложившейся традиции участников мероприятия приветствовал статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России А. Ю. Цариковский. Он с сожалением отметил, что с даты проведения последней конференции (в 2016 году) радикальных изменений в законе о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не произошло. «Важнейший законопроект о внесении изменений в Закон № 223‑ФЗ, содержащий архинужные поправки, без которых сегодня очень сложно обойтись, вот уже три года лежит в Государственной думе, — напомнил статс-секретарь. — Единственное, что удалось изменить за последнее время, это закрыть главную законодательную брешь — теперь увод денег через подведомственные ГУПы, МУПы и проведение закупок по Закону № 223‑ФЗ в обход закона о контрактной системе стали невозможны». Как известно, с 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны перейти на новую систему закупок — контрактную.
Следующим позитивным нововведением Цариковский назвал важное для экономики постановление Правительства РФ № 925 «О приоритете товаров российского происхождения...». Непринятие законопроекта, направленного на совершенствование Закона № 223‑ФЗ, тормозит развитие корпоративных закупок. Представитель ФАС обратил внимание на то, что количество жалоб по данному закону все растет. При этом примерно третью часть общих закупок Российской Федерации составляют закупки субъектов, находящихся в правовом поле Закона № 223‑ФЗ. И то, что такая немалая часть закупок находится в практически нерегулируемой плоскости, не лучшим образом сказывается на нашей экономике.
Говоря о статистике нарушений за прошедший год, замруководителя ФАС обратил внимание на то, что доля закупок на неконкурентной основе в 2016 году не изменилась и составила 95%, а количество наименований закупок у единственного поставщика увеличилось. «Рост наименований единственного поставщика демонстрирует креативность и фантазию заказчиков по Закону № 223‑ФЗ, но лучше бы ее использовать в благих целях: в развитии производства, повышении производительности труда», — подчеркнул Цариковский. По его словам, сегодня уже насчитывается 5 тысяч названий закупок у единственного заказчика. «В этом мы превзошли китайцев, у которых одно слово имеет несколько различных обозначений, они могли бы позавидовать креативности заказчиков», — посетовал антимонопольщик.
«Статистика нарушений свидетельствует о том, что закупочный процесс по Закону № 223‑ФЗ не только не развивается, но и откатывается назад, — добавил статс-секретарь. — Мы видим, что вернулись старые нарушения, которые, казалось, уже исчезли. Например, документация о закупке на
«Мы сильно отстаем по законодательной базе, что тормозит наш прогресс в сфере закупок. Нужно развивать законодательство и выводить институт госзакупок, закупок естественных монополий и госкомпаний на новый нормативный уровень», — полагает Цариковский. В заключение он выразил надежду, что эти подвижки по данному направлению произойдут уже в текущем году.
О. В. ИЗУТОВА