Закупочная деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом организована в модульном формате. О том, как это отражается на эффективности закупочного процесса, и еще о многом другом мы поговорили с заместителем руководителя — руководителем контрактной службы Федерального агентства по управлению государственным имуществом Еленой Александровной МЯКОТНИКОВОЙ.
— Елена Александровна, сегодня сформировалось мнение, что Закон № 44‑ФЗ невероятно сложный и несовершенный. Вместе с тем Росимущество, работая с несовершенным законодательством, три года удерживается в лидерах рейтинга прозрачности закупок и проводит закупки с гарантированной прозрачностью. Расскажите, как вам это удается?
— Однозначно утверждать, что законодательство, регулирующее сферу государственных закупок, невероятно сложное, я бы не решилась, поскольку и инструменты, и алгоритмы осуществления закупочной деятельности вполне ясны. Конечно, существенное количество подзаконных актов, регулирующих ту или иную сферу закупочной деятельности, от планирования и реализации закупок до исполнения заключенных государственных контрактов, к сожалению, создает некоторые трудности, но это не критично.
Благодаря чему мы занимаем лидирующие позиции в рейтинге? Прежде всего надо отметить, что к моменту вступления в силу Закона № 44‑ФЗ мы создали реально действующую и эффективную контрактную службу, которая реализует в полной мере возложенные на нее функции с матричной системой управления. В Росимуществе закупочную деятельность ведут все профильные подразделения. В каждом из них созданы комиссии по осуществлению закупок. Безусловно, большую роль играют квалифицированные кадры. Все наши сотрудники, занимающиеся закупками, это профессионалы с большим опытом в закупочной деятельности. Кроме того, все специалисты активно общаются друг с другом, обмениваются опытом и с коллегами из иных министерств, ведомств. Большое внимание мы уделяем и повышению профессионального уровня — сотрудники, занимающиеся закупками, проходят специальное обучение. Ежегодно мы участвуем в семинарах и форсайт-сессиях, посвященных изменению законодательства и практическому применению Закона № 44‑ФЗ.
Матричная система управления, эффективные коммуникации, прозрачные и детальные методические рекомендации, активная система превентивного контроля, а также адаптивная система обратной связи в совокупности приводят к высокоэффективной деятельности Росимущества в сфере закупок. Ежегодно это подтверждается получением высокой награды «Гарантированная прозрачность».
— Расскажите подробнее, как у вас организована система закупок?
— На данный момент в нашем агентстве закупочная деятельность организована в модульном формате. То есть создана контрактная служба, которая выполняет задачи в формате трех базовых элементов: «Планирование», «Определение поставщика» и «Исполнение».
Начиная с этапа планирования контрактная служба Росимущества стремится к тому, чтобы при подготовке заявок от профильных управлений для включения их в план и в дальнейшем в план-график закупок были учтены все нюансы будущих закупочных процедур. А именно: обоснования начальной (максимальной) цены, выбор конкурентного способа закупки, соответствие расчета сумм по предоставлению обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта, соответствие предмета контракта коду ОКДП, соответствие плановым доведенным лимитам до структурных подразделений Росимущества.
Как уже было сказано выше, в каждом нашем профильном подразделении созданы комиссии по осуществлению закупок. Работа в закупочной комиссии предполагает огромную ответственность за успешное проведение закупки, от оценки заявок до заключения контракта. В связи с этим в положениях о закупочных комиссиях детально прописаны цели и задачи, а также функции каждого члена комиссии. Определены права и обязанности, а также регламент работы и проведения заседаний.
Таким же образом построена работа на этапе определения поставщика. Профильные управления осуществляют формирование извещений и технических заданий с основной целью — закупить качественный товар, работу или услугу и на оптимальных условиях.
Отличительной чертой нашей закупочной деятельности является то, что мы приняли решение о создании не одной комиссии по осуществлению закупок, а отдельных функциональных комиссий, сделав акцент на различные полномочия и специфику деятельности подразделений Росимущества. Например, единая комиссия управления кадров и обеспечения деятельности: в ее состав входят преимущественно сотрудники данного управления, которые на практике сталкиваются с вопросами, касающимися предмета закупки, и могут принять обоснованное решение в пользу того или иного поставщика, исполнителя. По тому же принципу построена работа и других комиссий.
Таким образом, четкая регламентация взаимодействия специалистов в сфере закупок при прохождении всех этапов закупочной деятельности позволяет минимизировать риски нарушения процедур.
— Как строятся взаимоотношения в сфере закупок с территориальными органами и подведомственной сетью? Организуете ли централизованные закупки?
— На текущий момент согласно внутренним организационно-распорядительным документам территориальные органы Росимущества наделены полномочиями заказчика. С учетом географических и экономических особенностей каждого региона, на мой взгляд, делегирование данной функции территориальным органам позволяет оперативно принимать решения для осуществления текущей деятельности территориальных органов. При этом разумная централизация закупочной деятельности с учетом логистики (доставки до места потребления товаров, работ, услуг) в Росимуществе последовательно производится. Так, в частности, централизованы и выведены на аутсорсинг (внешнюю поддержку) основные ИТ-услуги, закупаемые для всех наших территорий центральным аппаратом. В дальнейшем полагаем необходимым централизовать еще часть закупок административно-хозяйственного блока. А вот закупки услуг основного функционала (содержание казны, работа с земельными участками или хранение и уничтожение конфискованного имущества) пока разумно производить локально, с учетом специфики регионов. Впрочем, не исключаем, что в будущем и этот блок полностью или частично может быть централизован.
— Закон о контрактной системе призван обеспечивать прозрачность всего цикла закупок, от планирования до приемки и оценки результатов. По вашему мнению, какое звено этой цепи содержит в себе наибольшие риски?
— Несмотря на положительные изменения, которые несет в себе Закон № 44‑ФЗ, все же остаются некоторые сложности в области практического применения.
К числу таких сложностей можно отнести введение двухэтапного планирования закупок. Как известно, с 1 января 2017 года заказчики обязаны формировать не только план-график закупок, но и план закупок. Поскольку мы формируем позиции плана закупок в общероссийской системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», в начале года мы столкнулись с рядом проблем, вызванных сбоем в работе системы. При этом хочется отметить, что специалисты Федерального казначейства в этот сложный период сработали очень четко: находились на связи с нашими исполнителями, острые вопросы снимались в режиме онлайн. Безусловно, мы понимаем, что развитие любой системы не может быть абсолютно гладким. В настоящее время пик проблем преодолен и работа с данным программным продуктом стала относительно стабильной.
Также хочется обратить внимание и на то, что введение такого понятия, как «минимальная цена контракта», с однозначным определением данной формулировки позволит в том числе устранить риски нарушения прав добросовестных поставщиков и обеспечить исполнение контракта на 100 процентов.
— На фоне реформирования системы государственных закупок наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов. Как этот вопрос решается в Росимуществе?
— Действительно, на данный момент остро стоит вопрос о высококвалифицированных специалистах в сфере закупок. Мы в Росимуществе делаем все, чтобы поддерживать должный уровень квалификации сотрудников. Проводим тематические мероприятия, участвуем в профессиональном сообществе, стараемся не пропускать мероприятия, семинары, круглые столы, которые организуют наши коллеги. Конечно, стараемся своевременно организовывать повышение квалификации сотрудников. Обучение кадров территориальных органов проводится как силами сотрудников центрального аппарата с помощью видеоконференций, так и образовательными учреждениями, уполномоченными на сертификацию в данной сфере.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА