Версия для печати 2916 Материалы по теме
Большое будущее инициативного бюджетирования

Термин «инициативное бюджетирование» уже перестал быть малопонятным словосочетанием. Все большее количество регионов начинают реализовывать проекты инициативного бюджетирования. Перспективы развития данного механизма в 2017 году обсудили участники семинара, организованного НИФИ.

Важным импульсом к развитию инициативного бюджетирования стало соглашение между Минфином России и Всемирным банком о развитии данного механизма, рассчитанное до 2018 года. Как отметил руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ В. В. Вагин, благодаря этому событию сотрудничество со Всемирным банком перешло на качественно другой уровень. Появилась возможность использовать тот огромный материал и опыт по вовлечению граждан в решение вопросов местного значения, которыми располагает Всемирный банк.

От скептицизма к восхищению

Всемирный банк развивает данное направление с начала 1990-х годов. По словам директора и постоянного представителя Всемирного банка в России Андраша Хорваи, все началось с нескольких проектов, которые осуществлялись в рамках Инициативы Сообщества в ряде стран. «Будучи по образованию макроэкономистом, я достаточно скептически относился к этому начинанию, — признался Хорваи. — Однако итоги реализации проектов перевернули мое отношение к ним. Была осознана вся мощь, которая обеспечивается благодаря вовлечению граждан в процесс решения проблем».

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.

Вместе с тем были выявлены и проблемы. По словам представителя Всемирного банка, многие проекты реализовывались по линии фондов социальных инвестиций и финансировались за их счет. Вместе с тем эти фонды не являлись элементом государственных финансов и их деятельность не была увязана с интересами и работой региональных и местных органов власти, на чьей подведомственной территории осуществлялись проекты. Из-за отсутствия такого взаимодействия проекты оказались неустойчивыми и довольно быстро закончились. «Когда я приехал в Москву и познакомился с программой поддержки местных инициатив, то понял, что удалось нащупать решения вышеназванной проблемы. И сегодня, признаться, я могу считать себя новообращенным в веру вашего проекта», — отметил Хорваи.

Представитель Всемирного банка заметил, что проекты смогли изменить характер отношений между гражданами и органами местного самоуправления. Население в большей степени почувствовало, что оно вовлечено в процесс принятия решений и что от него что-то зависит. «Я полагаю, что построение доверительных отношений между гражданами и органами власти — это фундаментальный результат программы поддержки местных инициатив», — подчеркнул зарубежный эксперт. Еще одним важным моментом, по словам Хорваи, является то, что граждане ответственно начинают относиться к проектам и их результатам.

Амбициозные задачи выполнимы

Как отметил руководитель проекта по развитию инициативного бюджетирования в России Всемирного банка И. Е. Шульга, сегодня уже можно не объяснять, что такое инициативное бюджетирование: всем и так понятно, о чем идет речь. Вместе с тем он напомнил, что инициативное бюджетирование — это участие граждан в развитии общественной инфраструктуры. «При этом участие граждан может иметь совершенно различные формы, — пояснил эксперт. — Люди могут приходить на общие собрания, как это происходит в программе поддержки местных инициатив, и выбирать какой-то конкретный проект или же могут участвовать в бюджетных комиссиях, как это предусмотрено в проекте Европейского университета в Санкт-Петербурге. Но ключевым элементом является участие граждан, и именно он обеспечивает те эффекты, ради которых, собственно говоря, мы запустили эти программы».

По словам Шульги, сегодня усилия Всемирного банка направлены на решение трех основополагающих задач. Это запуск новых программ инициативного бюджетирования и усовершенствование уже действующих; создание и развитие институциональной инфраструктуры инициативного бюджетирования; формирование эффективной системы межрегионального обмена информацией, опытом и лучшими практиками.

Так, по данным Всемирного банка, в 2016 году в 15 регионах программа уже запущена или же находится на низком старте. В ряде регионов идет работа над совершенствованием уже действующих программ — в них вводятся новые компоненты. Например, регионы, которые сосредоточились на проектах в сельской местности, постепенно фокусируют свое внимание на городских территориях. Это новые рубежи, где необходимы несколько иные технологии.

«Формирование институциональной инфраструктуры, и прежде всего создание проектных центров, которые будут помогать осуществлять программы на местах, амбициозная задача, — считает Шульга. — Вместе с тем идеология Всемирного банка заключается в развитии местного потенциала. Мы помогаем региону 1–2 года внедрять программу, после чего она должна иметь самостоятельную и устойчивую жизнь. И поэтому результаты, которые достигнуты в части формирования проектных центров, для нас являются не менее ценными, чем запуск новых программ, поскольку это сигнал о том, что программа устойчива». В минувшем году было сформировано в том или ином виде десять региональных центров. Наличие сопровождения программы — залог ее успеха, добавляет эксперт. Если не сопровождать процесс работы с населением и пустить его на самотек, то практика может быстро превратиться в простое распределение ресурсов.

Также, по данным представителя Всемирного банка, удалось решить и третью задачу — сформировать эффективную систему межрегионального обмена информацией.

Стратегии и инициативное бюджетирование

В последнее время проблемы вовлечения граждан в решение вопросов местного значения оказались в фокусе более общей темы открытости власти и бюджетов. В том числе она находится в поле зрения Минфина России и открытого правительства. В 2016 году в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ обратил внимание на необходимость участия граждан в вопросах благоустройства территорий городских и сельских поселений. «Дело принципа, чтобы в принятии решений об использовании этих ресурсов участвовали сами жители, определяли, какие проекты благоустройства осуществлять в первую очередь», — заявил тогда В. В. Путин.

Напомним, что в 2017 году регионам для реализации программ по благоустройству территорий будет направлено 20 миллиардов рублей. В своем письме Минстрою России — главному распределителю этих средств — Министерство финансов РФ предлагает предусмотреть в правилах благоустройства поселений и программ формирования городской среды возможность использования наряду с существующими механизмами и программ, основанных на местных инициативах.

Кроме того, Минфин России предлагает регионам, имеющим опыт реализации проектов инициативного бюджетирования, на добровольной основе использовать наработанные практики для реализации приоритетного проекта «Формирование современной городской среды». «Однако, — заметил Вагин, — инициативное бюджетирование не было замечено разработчиками приоритетного проекта, и сегодня два огромных пласта государственной политики реализуются параллельно».

Таким образом, очевидно, что вопрос об использовании механизмов инициативного бюджетирования в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ РФ требует своего обсуждения. «Возникает вполне закономерный вопрос: а какое место занимает инициативное бюджетирование в разработке новых стратегий социально-экономического развития, — обратился к участникам семинара Вагин. — На что оно может претендовать? На отдельную стратегию, или оно должно быть вписано в эти стратегии? Вот это нам и предстоит обсудить в 2017 году».

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться