Экономика № 4 Апрель 2017 — 28 апреля 2017

Казахстан: объективно-ориентированный подход к стратегическому планированию

Версия для печати 2671 Материалы по теме
Казахстан: объективно-ориентированный подход к стратегическому планированию

Менее двух лет назад в Казахстане был презентован План нации «100 конкретных шагов», в котором впервые на республиканском уровне представлен детальный перечень действий по социально-экономическому развитию государства. Уже в начале 2017 года была объявлена новая программа «Модернизация 3.0». Кроме того, в стране началось всенародное обсуждение возможности передачи полномочий от президента к парламенту и правительству. Таким образом, для Казахстана 2017 год начался весьма энергично.

Азамат Рыскулович ОЙНАРОВ, председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»

Объектно-ориентированный подход

Рассмотрим подробнее, как все эти новации связаны с объектно-ориентированным подходом. Во-первых, данные изменения означают переход к управлению объектами на уровне государства — происходит разделение полномочий между президентом, парламентом и правительством, впервые вносятся изменения в Конституцию в части государственного устройства для децентрализации управления. При этом требования к государственным служащим существенно растут.

Реализация Плана нации также происходит через взаимодействие объектов — устанавливаются KPI для руководителей органов в отличие от установления целей и задач в стратегических программных документах. Необходимость такого подхода неоднократно подчеркивал в своих выступлениях президент республики. Теперь план действий правительства должен утверждаться регулярно, а каждый министр лично несет ответственность за исполнение пунктов плана: в случае неисполнения принимаются необходимые кадровые решения.

Во-вторых, «Модернизация 3.0» означает переход на информационные технологии и, соответственно, на объектно-ориентированный подход. В этой связи государственным органом, деятельность которого нуждается в пристальном внимании, по нашему экспертному мнению, является Генеральная прокуратура. Главный прокурор страны планирует перейти к применению нейронных сетей и больших данных, чтобы в рамках предупреждения и раннего выявления нарушений развить в республике predictive analytics (предсказывающая аналитика) вместо характерного для «традиционной модели» органов прокуратуры постконтроля.

В случае реализации задуманного приоритетное значение начнут приобретать команды, а не формальные структуры. Об этом свидетельствует и тот факт, что недавно назначенный в Генеральную прокуратуру Багдат Мусин (бывший председатель правления «Казпочты») ищет математиков и специалистов по ИТ в социальной сети «Фейсбук». Они необходимы как раз для внедрения нейронных сетей и технологий работы с большими данными.

Таких специалистов не готовит в Казахстане ни один вуз, а между тем со временем необходимость в них будет только возрастать. Классическое четырех- и пятилетнее образование не поспевает за изменениями на рынке труда. К слову, даже профтехучилища и колледжи сегодня выпускают из своих стен узких специалистов, хотя работодатели ждут от работников большой гибкости и широкого набора навыков, чтобы соответствовать высокой динамике экономики.

Следует отметить, что дальнейшее развитие институциональной экономики будет происходить через институт договора, в том числе государственно-частного партнерства. Старые модели макропрогнозирования способны только констатировать и объяснить уже произошедшее, а не предсказать будущее, поскольку для такого прогноза придется сделать чрезмерно большое количество допущений.

Мобильные команды

По прогнозам, вскоре на авансцену государственного управления выйдут мобильные команды аналитических центров. Что они собой представляют? Во всем мире существуют так называемые аналитические мозговые центры, или think tanks. Они делятся на экономические, политические, коммерческие и иные, существуют и специальные рейтинги влияния. Казахстанские аналитические центры также входят в рейтинги мировых мозговых центров. В последнем авторитетном рейтинге Пенсильванского университета Казахстан представлен восемью позициями. Для сравнения: у Китая их 435, у США — 1835 (согласно рейтингу в России действует 122 аналитических центра. — Прим. ред.). Казахстанский центр ГЧП также вошел в рейтинг в категории аналитических центров Центральной Азии.

Ценность центра ГЧП как мозгового центра по инфраструктуре и государственным инвестициям состоит в принятии более взвешенных решений, в детальном просчете каждого шага правительства и его влияния на население и национальную экономику. Сокращение расходов либо более оптимальное использование даже 1% национального бюджета — это уже порядка 80 миллиардов тенге средств, использованных более эффективно. По оценкам собственных экспертов, общий прямой и косвенный финансовый эффект от работы центра с момента создания оценивается примерно в 2 триллиона тенге (около 370 миллиардов рублей), или 25% годового бюджета страны.

Для реализации государственных программ сейчас выделяются огромные средства на строительство новых объектов, которые затем необходимо содержать, закупать для них технику. Кто оценивает эти расходы на протяжении всего жизненного цикла объекта? Как было отмечено главой государства в ежегодном послании, в качестве одного из приоритетов следует использовать инструмент государственно-частного партнерства и развивать инвестиционную среду. Необходимо понимать, что и бюджет должен быть ориентирован на неукоснительное соблюдение правил игры, а никак не на замещение различных экономических агентов государством. Этот тезис также был отражен в послании народу Казахстана 31 января 2017 года.

При разработке законов нет нужды анализировать каждый запрос — необходимо их агрегировать и делать выводы. К примеру, если мы видим массовые обращения предпринимателей по одной и той же норме Налогового кодекса, значит, в идеале следует либо изменять данную норму согласно требованиям современных реалий, либо активно давать разъяснения. Пора перестать создавать законы, не учитывающие реальные отношения и остающиеся лишь на бумаге.

Во многом именно по этой причине центр ГЧП также переходит на использование математического аппарата для моделирования потребностей экономики вместо традиционного подхода «развитие инфраструктуры по потребностям государственных органов». И здесь необходимо отметить несколько тенденций на среднесрочный период.

Новые тенденции

Во-первых, Казахстан начинает вовлекаться в локализацию проектного финансирования вслед за Юго-Восточной Азией и развивающимися рынками в целом. Это единственный способ обеспечить комплексный рост экономики, не требующий значительных усилий. Транзакционные издержки снижаются за счет создания условий кластеризации вокруг проектов. Вместо традиционного «списка проектов» (так называемый pipeline) следует концентрироваться на создании и моделировании условий для хороших проектов. Наш опыт в развитии ГЧП в прошлом году помог сдвинуть с мертвой точки этот процесс и подписать порядка 20 проектов, из них примерно две трети приходится на прямой и связанный консалтинг центра ГЧП.

Во-вторых, использование ИТ позволяет осуществить ускоренный переход на shared economy (совместную экономику). Здесь Казахстан обладает большим потенциалом, так как не несет бремя ранее существовавшей ИТ-инфраструктуры: всегда легче создать новые потоки. Примером может служить развитие мобильной связи и смартфонов, которое в Казахстане происходит значительно быстрее, чем в странах, вложивших значительные средства в наземную связь.

Одним из важных направлений 2017 года станет перевод госуслуг и госфункций в конкурентную среду через ГЧП и поощрение частных инвестиций и «операционного вовлечения». Если традиционный функциональный подход требует пересмотра операций и их улучшение в рамках существующей модели работы госорганов, то объектно-ориентированный подход предлагает перестать «биться в стену» и обойти ограничения путем погружения системы в частную среду. Следует и дальше выявлять такие неявные тренды.

В-третьих, неявные тренды оптимально можно выявить только с по­мощью нейронных сетей. Основные направления уже обозначены — урбанизация, «городская экономика» вместо макроподхода, растущее давление со стороны потребителей госуслуг (то есть населения). Создание центров обслуживания населения — только первый этап перехода к «моментальному» общению государственных органов с населением.

Сегодня идет стремительное развитие политических и экономических процессов, меняются привычные устои жизни. Это выражается в растущем давлении со стороны общественности, ставшем возможным благодаря стремительному росту технологий и социальных сетей. Население выходит за рамки традиционных институтов и форм выражения мнения. На смену отдельным позициям лидеров партий либо союзов, министров или СМИ приходит мнение большинства, подхватываемое и разносимое моментально.

Простым доказательством этого тезиса является тот факт, что резонансные видео почти одновременно приходят пользователям социальных сетей и мессенджеров вне зависимости от их социального положения, статуса и вида деятельности. Это новый тренд. Население осознало, что все государственные услуги, например регистрация рождения или недвижимости, являются всего лишь продуктом. И если мы требуем качественного продукта в магазине, кафе или салоне, то почему мы не можем требовать его и от государства? В общем случае если продукт некачественный, к продавцу больше не придут. В ситуации с государственными институтами ситуация немного иная: приходить за услугами придется, однако требование улучшений это не снимает. Так, смена руководителей госкомпаний происходит уже не по формальным признакам, а в том числе под влиянием мнения населения.

В-четвертых, все указанные изменения потребуют значительного роста инвестиций в человеческий капитал. Это новые рынки для местных игроков, так как для глобальных вход может быть ограничен законодательными и экономическими барьерами. Ключевым шагом должен стать переход на проектное управление. Потребуется создание системы минимальных стандартов для государственных служащих, так как невозможно обучить всех объектно-ориентированному подходу. Также необходимо внедрение новых кадровых решений, систем мотивации. Подбор персонала даже для госслужбы не должен идти по остаточному принципу: государственные служащие должны быть мотивированы настолько, чтобы оставаться на службе, институционализировать и передавать знания, а не быть их временными носителями.

Суммируя вышесказанное, отметим, что дальнейшее развитие Казахстана будет тесно связано с объектно-ориентированным подходом. Возрастает роль и ответственность государственных служащих. Происходит усиление влияния мозговых центров на принятие и формирование решений. Наконец, ожидается новый скачок, связанный с изменениями в мышлении и работе казахстанского госаппарата.

79_1.png

Поделиться