Версия для печати 2444 Материалы по теме
Дом, который построил ЕАДС

Типичная для большинства крупных городов России ситуация: покупатели недовольны ценой и качеством предлагаемых магазинами продуктов, а региональные поставщики жалуются, что их не пускают на этот рынок. Что больше мешает формированию эффективной торговой и товаропроводящей системы между субъектами рынка? Недостаточное количество оптово-распределительных центров, неразвитое транспортное сообщение, отсутствие поддержки со стороны властей или непонимание производителем самого рынка, потребностей, как профессиональных участников, так и конечных покупателей — нас с вами? Какие задачи способны решить предприниматели, если объединятся? Об этом рассказывает председатель правления Евразийского делового союза (ЕАДС) Виктор Тузарович КАМБОЛОВ.

— Виктор Тузарович, основной задачей Евразийского делового союза, как заявлено в его учредительных документах, является «поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), сельскохозяйственников и производственников». Какая именно помощь требуется сейчас представителям МСП и сельхозпроизводителям? Какие сложности они испытывают?

— Главные вопросы, которые всегда волнуют производителя, — полноценная реализация имеющихся мощностей, открытие и оснащение дополнительных производственных площадок, налаживание новых каналов сбыта, отработка четких логистических цепочек. К сожалению, сегодня со всем этим есть определенные сложности.

Основные сбытовые системы (федеральные сети) не всегда предлагают производителям комфортные условия. В большинстве случаев условия эти очень жесткие и далеко не каждому они по силам. Сетевиков тоже можно понять: они действуют в рамках правового поля и в соответствии с главной целью любого бизнеса — извлечением максимальной прибыли. Полка, как говорится, не безразмерная, и они имеют полное право выставлять у себя только тот товар, который считают целесообразным. Жаль только, что иногда это идет вразрез с интересами производителя. Сейчас на повестке дня стоит задача обеспечения продовольственной безопасности, включающая такие элементы, как доступность продуктов питания, их качество, экологичность. Все это, разумеется, отражается на стоимости товара. Возникает конфликт интересов: сеть не может развиваться, занимаясь продвижением отечественного производителя в ущерб себе, а производитель не в состоянии выдерживать высокие требования по качеству при минимальной цене.

82_1.png

Немало сложностей с выстраиванием горизонтальных контактов между регионами. Основными коммуникативными центрами у нас, как известно, являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, отчасти Владивосток и Краснодар. А межрегиональные связи, например Кабардино-Балкария — Свердловская область, явление достаточно редкое — нет инфраструктуры, нет прямого авиасообщения, нет прямого общения профессиональных коммуникаций производитель — покупатель. И не всегда конкретный производитель может решить указанные вопросы, ему требуется помощь.

Поэтому мы и приняли решение создать не просто коммуникационную площадку, а высокотехнологичную бизнес-среду, которая отвечала бы всем мировым стандартам. В качестве базы мы выбрали агрокластер «Фуд Сити», торговый комплекс, который по размерам и техническому оснащению сейчас является площадкой номер один в Москве. Здесь мы разместили постоянно действующую выставочную площадку производителей субъектов РФ и зарубежных стран.

В качестве элемента номер два мы начали активно продвигать торгово-электронную площадку. Партнера для разработки этого проекта — ИТ-компанию B2B-Center — мы выбрали по принципу профессионализма и опыта. Она уже 15 лет на рынке, имеет огромные торговые обороты, работает на корпоративном рынке. Идея ЕАДС — создать маркетплейс для профессиональных игроков на реальном потребительском рынке — крайне заинтересовала В2В Center, для них это вызов. И я думаю, у нас получится очень сильный продукт!

— Идея создания подобной коммуникативной площадки не нова. В чем особенность вашего Союза?

— Я с вами соглашусь, но лишь отчасти. По отдельности подобные проекты реализуются давно. Существуют как чисто онлайн-площадки, так и работающие исключительно вне интернета. Проводится немало специализированных выставок, например «Продэкспо» или WorldFood Moscow. И они, надо отдать им должное, события не просто заметные — знаковые.

Но у Евразийского делового союза есть нечто, что дает нам определенные преимущества — это как раз совокупность онлайн- и оффлайн-площадок, причем действующих круглый год. Мы считаем, что предприниматели нацелены на участие не в каком-то ивент-мероприятии, а в длинной бизнес-истории. Их коммуникации должны нести исключительно постоянный характер. В результате помимо деловых завязываются еще и дружеские взаимоотношения. Люди начинают ездить друг к другу в гости, презентовать уже на месте свои производственные площадки, то есть на самом деле узнавать друг друга. На наш взгляд, это очень здорово.

— Какие страны сейчас уже сотрудничают с вами?

— Все государства Евразийского союза — Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. Кроме того, у нас уже представлены Иран, Узбекистан, Южная Корея, Вьетнам, 23 марта открылась Македония. Планируются Китай, Индия. И еще около 30 стран изъявили желание зайти к нам на площадку в ближайшем будущем. Этот количественный показатель вызывает у всех большой интерес, потому как на сегодняшний день другой такой площадки, где можно было бы пообщаться одновременно и с Марокко, и с Ливаном, и с Израилем, и с множеством других стран, просто нет.

— А если все 30 осуществят свои планы, у вас хватит площадей?

— Да! С площадкой у нас проблем нет. Проблема у желающих к нам присоединиться может возникнуть в другом — мы проводим строгий отбор партнеров. В наш проект заходят только те компании, которые отвечают определенным требованиям. У них должна быть серьезная деловая репутация, устойчивая финансовая история, безупречный имидж, достаточно крупные обороты. Любителям здесь будет сложно.

— Недавно вы подписали соглашение о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Беэр-Шевы и Негева. Израиль — серьезный игрок на рынке сельхозпродукции. Причем это так называемое инновационное государство — изобретения там внедряются в жизнь очень быстро, и в сельхозотрасль в том числе. Не станет ли эта конкуренция губительной для наших производителей? И чья это была инициатива?

— Обоюдная. Израильская продукция, в том числе кошерная, хорошо известна в мире своим высоким качеством. Многие стараются на нее равняться. На рынке России израильские производители тоже не новички, они здесь уже давно и уверенно работают. И единственный их интерес — это расширение. А наш интерес — цена. С учетом выстраивания прямых линий между регионом и Израилем, стоимость на товары снижается.

При этом Израиль является производителям продукции, которая в силу природно-климатических особенностей или совсем не производится на территории РФ, или имеет очень ограниченные сроки произрастания. Что касается товаров в потребительской упаковке, то прежде всего это товары, произведенные с высоким качеством и требованиями к продукту. И конкуренция отечественных производителей с производителями Израиля должна привести к появлению таких стандартов и у нас.

В целом это и составляет основу политики Евразийского делового союза. Нашей задачей как раз и является собрать на одной площадке Израиль, Египет, Тунис, Ливан, Узбекистан, Таджикистан, Турцию, Сербию, Македонию, другие страны Балканского региона — все «локомотивы», которые дают основную часть сельскохозяйственной аграрной продукции. Большая концентрация производителей формирует высокую конкурентную среду. Сразу начинается борьба за цену и качество. А это те самые цели, которые мы и преследуем в интересах конечного потребителя.

— Как человек, который работает с бизнесменами Евразийского экономического союза, видите ли вы запрос на его дальнейшее расширение?

— Я думаю, расширение ЕАЭС неизбежно. Интерес к Евразийскому экономическому союзу в мире очень большой. Любой бизнесмен понимает, что это объединенный рынок, который нельзя упускать. Важно еще и то, что ЕАЭС не позиционирует себя как политическая структура. Это исключительно экономический союз.

В настоящее время с ним активно ведут переговоры многие европейские государства (в том числе Греция, Сербия), страны Латинской Америки (в частности, Перу и Чили). Разумеется, большой интерес к нему проявляют предприниматели Восточной Азии (например, Монголия) и АСЕАН (Сингапур, Индонезия и другие). Кстати, в апреле павильон Индонезии откроется и у нас, на площадке «ЕАДС ЭКСПО». В этой стране 250 миллионов населения — огромный рынок. И они предполагают не только осуществлять поставки сюда, но и закупать нашу продукцию.

Колоссальный интерес к российской продукции проявляет Китай. Особенно им нравится наша кондитерка — она считается у них не то чтобы элитной, но высококачественной — точно. Иметь ее в доме — это, скажем так, хороший тон. Если вы пришли в гости к китайцу и вам предложили к чаю российские конфеты, значит вы здесь на хорошем счету.

Вступил в силу закон о запрете использования ГМО — российская и евра­зийская продукция становится достаточно экологически чистой и очень востребованной, особенно в тех странах, где ГМО продолжают оставаться в широком обиходе. К тому же из-за проблем политического характера и разности валют — к сожалению, для нас, но к счастью для них — российский товар за рубежом кратно доступнее, чем импортный — для россиян.

— Третий год в отношении некоторых физических лиц и организаций России действуют международные санкции, а также ответные меры, принятые нашей страной. По вашей оценке, как это повлияло на российское сельское хозяйство, на деятельность малых предпринимателей, на жизнь в целом?

82_2.png

— Последствия санкций не так однозначны, как принято считать. Если говорить о производителях сельскохозяйственной группы, то для них, конечно, санкции были и остаются прекрасным шансом увеличить объемы производства, встать на ноги. Кто-то из них действительно смог, к примеру, расширить площади тепличных хозяйств или догрузить имеющиеся мощности.

Что же касается переработчиков, то тут вопрос. Казалось бы: отечественный производитель расширяет горизонты, мы покупаем все свое, логистика сокращается. Вроде все хорошо, а цена-то растет. Ведь за всю историю санкций дешевле ничего не стало. Наоборот: все делается только дороже. Почему? Вопрос многогранный. Но еще и потому, что все понимают, что санкции — история временная и надо успеть воспользоваться моментом, заработать хорошие деньги.

Вкладывать эти деньги в модернизацию производства, в расширение мощностей предприниматели не готовы, так как у них нет совершенно никакого представления о том, что будет завтра, каким окажется экономический курс, который очень сильно завязан на политический (вспомните, что было с Турцией). Окупаемость инвестиций в приличную переработку — минимум 7–15 лет. Три-четыре года санкций это слишком мало, чтобы новый бизнес вышел на устойчивую дорогу.

Кроме того, надо учитывать, что санкционная история негативно влияет и на финансовую систему нашей страны. Отсутствие ликвидности отражается на ключевой ставке, от которой зависит конечный процент, который мы наблюдаем в банке. И в итоге мы получаем очень дорогие деньги.

Конечно, кредиты выдаются. И в достаточно больших объемах. Но на что? На некие короткие проекты — те же тепличные хозяйства, закладку садов, закупку крупного рогатого скота. Это все действительно происходит, но увеличиваются ли при этом объемы производства у небольших мясоперерабатывающих компаний? Нет. Тут, к сожалению, выигрывают гиганты, потому как они имеют доступ к более дешевым и длинным деньгам.

Недавно мы проводили анализ рынка напитков и выяснили, что рекламные бюджеты некоторых гегемонов (к примеру, «Кока-колы» или «Пепси-колы») находятся на одном уровне с рекламными бюджетами ведущих банков или, допустим, таких компаний, как МТС или «Билайн». Как вы думаете, может ли с ними конкурировать производитель в принципе какой-либо воды?

Залог успеха — длинные и относительно недорогие деньги. Но доступ к таким деньгам у них и у нас — две абсолютно разные вещи. А это уже вопрос финансовой политики.

— Деятельность Евразийского делового союза активизировалась тоже одновременно с введением контрсанкций со стороны России. Что за прошедшие три года стало самой большой вашей победой?

— Открытие первого Торгового дома. Это была Киргизия: нас тогда поддержали и Евразийская комиссия, и Министерство экономики, и Министерство сельского хозяйства. На церемонии присутствовало очень много гостей. Это был настоящий прорыв, который дал нам возможность обратить внимание общества на проблемы МСП, сельхозпроизводителей и на себя в том числе. Конечно, мы делали это и раньше — на всевозможных форумах, общественных мероприятиях. Но отношение к ЕАДС было не таким, какого нам хотелось бы.

Дело в том, что сам Евразийский экономический союз — институт очень молодой и пока с трудом воспринимается сознанием большинства жителей даже стран — участниц ЕАЭС. Люди довольно настороженно относятся к идее формирования наднациональной правительственной организации, поскольку в них очень сильна культурная аутентичность. Каждый народ в первую очередь говорит о себе как о конкретной нации и лишь потом — как о представителе ЕАЭС. Казахи называют себя прежде всего казахами. Россияне — россиянами... Представиться как «евразийцы» они, наверное, вряд ли поторопятся. Европейцы — отнюдь. Они первым делом скажут: «Мы — жители Европейского союза», а уже потом уточнят: Дании, Германии или еще какого-то конкретного государства. Конечно, там тоже существует сепаратизм, но для большинства стран это именно так.

Однако в последнее время и Евразийский экономический союз начал активно набирать обороты. Причина в том, что мы сейчас находимся в одном из самых критичных за поствоенную мировую историю моментов. Отношения между державами, как западными, так и евразийскими, крайне усложнились. Как-то незаметно мы оказались в такой сложной ситуации, что теперь необходимы колоссальные усилия, чтобы из нее выйти.

— Попробуем представить, что будет через десять лет. Каким стал Евразийский деловой союз? Каких целей вы достигли?

— Хотя мы и амбициозны, никаких запредельных задач для себя не ставим. Мы просто открываем окно из одного региона в другой. И собираем эти окна в большой дом. За десять лет, как нам кажется, мы сможем добиться того, что у определенного пула участников нашего проекта сложатся очень крепкие коммерческие и деловые отношения, которые, возможно, будут нести и некий исторический характер.

Через десять лет большинство регионов, где сейчас не очень активно развит интернет — а таких пока очень много и в России, и в Средней Азии, — получат доступ к современным технологиям и станут использовать их на полную мощность. Через десять лет у руля власти будет то поколение, которое родилось на рубеже 80–90-х годов. А это люди, которые уже повидали мир, которые четко понимают, что надо заниматься образованием, что война ни к чему хорошему не приводит. Люди, которые нацелены на созидание и на правильную коммуникацию. По роду деятельности я бываю во многих странах, общаюсь с разными людьми и могу ответственно заявить, что конфликтное, консервативное мышление, свойственное, как правило, представителям старшего поколения, уходит в прошлое. А молодежь, к счастью, везде более открыта и стремится к интеграции.

Подготовила В. И. МААНДИ

Поделиться