25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 13987 Материалы по теме
Поддержка малого бизнеса в Германии

Меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии достаточно типичны для Европы, но имеют и свою специфику. В статье рассмотрены страновые особенности этих механизмов.

Эмиль МАРКВАРТ, профессор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, кандидат юридических наук, доктор экономических наук

Основные составляющие политики поддержки малого и среднего предпринимательства во многих странах Европы, в том числе Германии, как правило, включают в себя систему налоговых льгот (в разных комбинациях), программы помощи лицам, желающим начать собственное дело (в первую очередь безработным). Кроме того, используются программы финансовой помощи, в том числе различного рода займы для открытия предприятий, расширения и модернизации производства, приобретения оборудования, сырья, а также программы развития инновационной деятельности, механизмы (обычно — квоты) содействия малому бизнесу в получении государственных контрактов и субконтрактов. Наряду с этим распространены консультационная, информационная поддержка и обучение, в том числе подготовка учебных курсов, информационных изданий, методических разработок; проведение исследований по проблемам управления небольшими предприятиями. Популярны и, как показывает практика, довольно эффективны такие меры, как создание, поддержание и развитие сети региональных или муниципальных центров развития малого бизнеса (в частности, бизнес-инкубаторов) для координации государственных, региональных и местных ресурсов, организация обуче­ния и консультирования, оказание управленческой, технической и другой специализированной помощи, содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В Германии как в стране Европейского союза применяются критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, установленные Рекомендацией ЕС 2003/361/EG в 2003 году. Рекомендация предусматривает выделение микропредприятий (до девяти занятых включительно, годовой оборот или сумма баланса не превышает двух миллионов евро), собственно малых предприятий (10–49 занятых; до 10 миллионов евро) и средних предприятий (50–249 занятых; до 50 миллионов евро). Таким образом, к субъектам, на которые могут распространяться соответствующие меры государственной поддержки в странах ЕС, относятся предприятия с числен­ностью занятых менее 250 человек при условии, что их годовой оборот или баланс не превышает пороговых значений. При этом в странах ЕС нередко осуществляется дифференцирование внутри группы «малые и средние предприятия». Так, например, для микропредприятий устанавливаются дополнительные меры поддержки. В то же время объемы финансовой поддержки таким субъектам существенно ниже, чем, к примеру, средним предприятиям. Далее это будет продемонстрировано на примере отдельных механизмов поддержки.

МСП в отраслях

Для начала приведу несколько количественных показателей. В 2015 году в Германии было зарегистрировано около 575 тысяч новых предприятий. Одновременно за этот период 545 тысяч предприятий обанкротилось или было ликвидировано (заметим, что это примерно 15% от общего количества предприятий — их насчитывалось около 3,6 миллиона). Интересно, что с 2001 по 2015 год сальдо создания новых предприятий в стране пять раз было отрицательным и десять раз наблюдалось увеличение количества существующих предприятий на 30–50 тысяч в год.

Известно, что 98% немецких предприятий относятся к малому бизнесу (то есть имеют до 50 занятых). Они обеспечивают более 50% занятости и 25% оборота в стране. Как предприятия разных размеров распределяются по отраслям, показано в таблице 1 (данные за 2013 год).

Таблица 1. Распределение предприятий разных размеров в отраслях Германии, тыс.

Всего

0–9 занятых

10–49 занятых

50–249 занятых

250 и более занятых

Общая сумма

3629,7

3290, 6

268,3

57,7

13,1

В том числе:

Перерабатывающая промышленность

248,1

184,9

43,9

15,3

4,0

Торговля, автомобили

655,1

593,3

51,6

8,6

1,6

Гостиничное и ресторанное дело

245,8

229,7

14,7

1,7

0,2

Информация/коммуникация

130,0

118,5

8,8

2,3

0,4

Услуги, оказываемые представителями свободных профессий

513,1

484,8

24,3

3,4

0,6

Здравоохранение/социальные услуги

236,9

198,5

28,3

7,9

2,2

Прочие услуги

234,3

221,7

10,4

1,8

0,3

Чтобы завершить экскурс в статистику, в таблице 2 приведу еще распределение немецких предприятий с точки зрения выбора организационно-правовых форм (данные за 2013 год).

86_1.png

Таблица 2. Распределение предприятий с точки зрения выбора организационно-правовых форм в Германии (данные за 2013 г.), тыс.

Всего

0 до 9

10 до 49

50 до 249

250 и более

Индивидуальные предприниматели

2293,4

2234,8

56,4

2,1

0,08

Товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество)

453,7

389,8

49,4

12,0

2,6

Хозяйственные общества (ООО, акционерные общества)

666,2

486,0

135,5

36,5

8,3

Прочие организационно-правовые формы

216,3

180,0

27,1

7,0

2,1

Всего

3629,7

3290,6

268,3

57,7

13,1

Из таблицы видно, что 65% субъектов малого предпринимательства — это индивидуальные предприниматели, 18% — хозяйственные общества на капитале. При этом 93% всех хозяйственных обществ относятся к малым предприятиям.

Меры финансовой поддержки

Чтобы обеспечивать высокие показатели создания новых предприятий и высокую долю малых предприятий в экономике страны, в Германии на всех уровнях (федеральном, земельном, муниципальном) принимаются разнообразные меры поддержки и развития таких субъектов. Так, на федеральном уровне постоянно совершенствуются организационные, налоговые и правовые условия осуществления промысловой деятельности малыми предприятиями, реализуются специальные программы содействия. Свои меры поддержки разрабатывают и реализуют и федеральные земли. В рамках градорегулирования и выдачи строительных предписаний, установления ставок поземельного и промыслового налогов, создания необходимой инфраструктуры и тому подобных мероприятий самостоятельную политику в сфере развития малого предпринимательства осуществляют и муниципалитеты.

Какие же преимущества предоставляет федеральное законодательство (в первую очередь торговое и налоговое) субъектам малого бизнеса? В соответствии с Германским торговым уложением (HGB) индивидуальные предприниматели освобождены от целого ряда обязанностей, устанавливаемых HGB в отношении предпринимателей, — в частности, от ведения двойной бухгалтерии, составления баланса, обязательной публикации годового отчета, если они подпадают под соответствующие критерии Положения о налогах и сборах. Так, индивидуальные предприниматели, облагаемая годовая прибыль которых составляет менее 60 тысяч евро или годовой оборот которых менее 600 тысяч евро, освобождаются от составления баланса, устанавливаемого в Торговом уложении, и могут исчислять прибыль путем более простого и менее затратного расчета превышения доходов над расходами (сопоставление доходов и расходов). Это значительно облегчает предпринимателям ведение бухгалтерского учета. Данный механизм пользуется большой популярностью, в связи с чем правительство уже неоднократно повышало порог отсечения.

Следует отметить, что статус коммерсанта (по Торговому уложению) усматривается, когда налицо хотя бы один из признаков: на предприятии занято более пяти человек, имущество предприятия превышает 100 тысяч евро, налажены международные деловые контакты, получены кредиты в размере более 50 тысяч евро или превышены установленные показатели оборота (например, для розничной торговли — более 250 тысяч евро, для сферы услуг — более 175 тысяч евро, для производства — более 300 тысяч евро). Если предприятие не подпадает под этот статус, то на него обязанности, упомянутые выше, не распространяются в любом случае.

Внутри этой категории выделяются еще более мелкие предприниматели. Так, особые налоговые льготы установлены для лиц, занимающихся мелким промыслом, если их доходы не превышают 17,5 тысячи евро в год (параграф 9 Закона о налоге с оборота). Они не должны платить налог с оборота, промысловый налог или иные налоги на предпринимательскую деятельность. После расчета превышения доходов над расходами они уплачивают только подоходный налог.

Понятие промысла в немецком праве подразумевает любую разрешенную законом хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли, рассчитанную на длительный период (то есть устойчивую, а не разовую) и осуществляемую под собственным именем и за свой счет (абзац 2 параграфа 15 Закона о подоходном налоге). Не считается промысловой деятельностью и поэтому не подлежит специальной регистрации в налоговом органе деятельность лиц свободных профессий (деятелей искусства, журналистов, архитекторов, адвокатов и нотариусов и др., а также фермерских и лесничих хозяйств). Все предприятия независимо от организационно-правовой формы относятся либо к промыслу, либо к свободной профессии.

До начала осуществления промысловой деятельности лицо должно пройти регистрацию в уполномоченном органе муниципального образования либо (это официально разрешено) в торгово-промышленной палате. Сама регистрация промысла — процедура простая и быстрая. Необходимо заполнить простой формуляр на одной странице; предъявить документы, удостоверяющие личность заявителя, и необходимые допуски (разрешения, концессии, сертификаты о сдаче экзаменов на профпригодность — но только если они предусмотрены законом) и уплатить пошлину в размере от 15 до 50 евро. Регистрирующий орган должен в течение трех дней представить расписку о получении ходатайства о регистрации промысла, которая и является так называемым промысловым удостоверением (Gewerbeschein).

Процедура получения предусмотренных для создания так называемых ремесленных предприятий (регулируются Законом о ремесленной деятельности) допусков в последние годы была существенно упрощена. Так, к примеру, все больше ремесленных профессий переводится в категорию не требующих допуска (например, пивоварение, чистка текстильных изделий) или в категорию промыслов, аналогичных ремесленной деятельности (производство мороженого). Создание любого дела (бизнеса, предприятия), дающего побочный доход, также подлежит регистрации в промысловом ведомстве с соблюдением тех же установленных законом требований. Заметим, что в Германии около миллиона самозанятых лиц (индивидуальных предпринимателей) имеют дополнительный заработок (бизнес) наряду с основной деятельностью.

Самозанятые лица свободных профессий, напротив, как отмечено выше, не должны регистрировать промысел и платить промысловый налог. Однако они должны иметь соответствующее образование по профессии, в которой они самостоятельно работают. При этом во многих случаях профессиональная планка для лиц свободных профессий очень высока (например, требуется получение разрешения на занятия деятельностью в специальных палатах для врачей, адвокатов, налоговых консультантов или аптекарей). Решение об отнесении той или иной деятельности к свободной профессии или промыслу принимает налоговое ведомство.

В Германии насчитывается около 1,3 миллиона самозанятых лиц свободных профессий (примечательно, что в 2000 году их насчитывалось всего 0,7 миллиона человек). Наибольший удельный вес здесь имеют медики (30%), адвокаты/налоговые консультанты (27%), свободные профессии в области культуры, литературы, искусства (23%) и технических профессий (18%).

Иные меры и мероприятия

Наряду с рассмотренными выше упрощенными процедурами регистрации и ведения деятельности в Германии реализуются и другие механизмы содействия малому предпринимательству. Общее количество различных программ, механизмов и инструментов поддержки на всех уровнях, включая специальные секторальные и территориальные, оценивается в две тысячи. Их полный обзор в рамках данной статьи невозможен, поэтому остановлюсь лишь на некоторых из них, имеющих наиболее широкое применение.

Весьма популярны механизмы финансовой поддержки. Так, на федеральном и земельном уровнях разработаны различные финансовые программы содействия, которые предоставляют особые условия для лиц, создающих собственное дело, и для предприятий малого бизнеса. На федеральном уровне оператором программ финансового содействия, как правило, выступает Банк KfW (Банк восстановления экономики), на земельном — либо земельные банки — аналоги KfW, либо иные финансовые институты по усмотрению земельного законодателя. При этом действует ключевой принцип, в соответствии с которым любая поддержка осуществляется через банк, обслуживающий клиента. Он ведет прием заявлений, проверку наличия соответствующих предпосылок (в том числе бизнес-плана), выдачу средств, проверку их целевого использования.

Важным механизмом финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном уровне выступает предоставление кредитов по льготным процентным ставкам и с принятием банком риска. Подобное кредитование осуществляется банком KfW в отношении предприятий малого и среднего бизнеса при соблюдении следующих условий: предприятие находится на рынке не менее пяти лет, кредит предназначен для инвестиций в средства производства и не превышает 25 миллионов евро. В рамках поддержки KfW принимает на себя до 50% ответственности по рискам. Процентная ставка зависит от оценки рисков и составляет ориентировочно от 1 до 7%. При этом кредит в течение двух лет свободен от погашения и предоставляется на десять лет.

Как отмечено выше, федеральные земли могут принимать и, как правило, реализуют на практике и собственные, региональные, программы содействия. Такие программы чаще всего направлены на дополнительную поддержку малого и среднего бизнеса в структурно слабых регионах и/или секторах экономики. Так, например, среди основных направлений таких программ в Баварии можно выделить содействие инвестициям в основные фонды и на покрытие связанных с такими инвестициями расходов на заработную плату для структурно слабых территорий. Содействие осуществляется в форме так называемых инвестиционных субсидий в объеме до 30% от объема инвестиций. При этом минимальный объем инвестиций должен составлять, как правило, 500 тысяч евро (но может быть и меньше). Такую поддержку субъекты малого и среднего бизнеса могут получить только при условии, что их продукция реализуется за пределами региона.

Существуют и другие финансовые механизмы поддержки, в том числе кредитной. Однако нельзя не отметить, что в условиях чрезвычайно низкой кредитной ставки, которая существует в Германии в течение последних 5–7 лет, значение такой меры поддержки, как снижение процентной ставки, резко упало. По-прежнему востребованным, однако, остается частичное освобождение от ответственности по рискам.

Большое значение имеют специальные кредиты для лиц, создающих собственное дело (Existenzgründer). Эти кредиты также носят федеральный характер и предоставляются банком KfW через банки, обслуживающие клиентов. Сумма кредита — до 100 тысяч евро, получателями являются физические лица, начинающие собственную промысловую деятельность, и лица свободных профессий. Средства предоставляются в виде льготного кредита сроком до десяти лет (до двух лет, свободных от погашения) на любые инвестиции, служащие созданию собственного дела (включая приобретение существующего предприятия или доли в нем), а также упрочению молодого предприятия в течение первых пять лет с момента его создания. Банк KfW принимает на себя до 80% ответственности по рискам (оставшиеся 20%, как правило, покрывает обслуживающий банк клиента).

Другим значимым механизмом содействия являются программы консультационной поддержки для лиц, создающих собственное дело, и владельцев малых предприятий. Традиционно первичные консультации предлагают торгово-промышленные палаты (ТПП) и ремесленные палаты. Наряду с этим многие муниципальные образования также оказывают такую поддержку через свои центры технологий и бизнес-инкубаторы. Кроме того, в консультационную поддержку вовлекаются налоговые консультанты и независимые бизнес-консультанты.

Подобного рода программы включают, в частности, первичную консультацию и однодневные семинары для учредителей, помощь в составлении бизнес-плана, консультационную помощь малому предприятию в сложных экономических ситуациях. В рамках коучинг-программ федеральных земель предоставляются субсидии, покрывающие до 70% расходов на консультации для лиц, создающих собственное предприятие, из расчета не более десяти дней консультаций. Для действующих малых предприятий, находящихся в сложной экономической ситуации, предоставляются субсидии в размере до 4 тысяч евро по программе «Содействие. Предпринимательское ноу-хау», которые направляются на консультационную поддержку со стороны бизнес-консультантов.

Резюмируя, следует еще раз подчеркнуть, что каталог конкретных механизмов и программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии чрезвычайно объемен, их условия существенно различаются в зависимости от целевых групп, целевого назначения, территориальных и структурных особенностей и других факторов. Укрупненно эти механизмы могут быть разделены на институциональные (права и свободы граждан, включая гарантии права собственности, свободы предпринимательской деятельности, устойчивое правовое регулирование, независимый и справедливый суд и другое), организационные (в том числе упрощение процедур создания и ведения бизнеса, сокращение сроков принятия властных решений, консультационная поддержка и тому подобное), инфраструктурные (наличие разветвленной и достаточной инженерной, транспортно-логистической, социальной инфраструктуры, инфраструктуры содействия и тому подобное) и финансовые (кредитные льготы, гарантии, субсидии, компенсации). Несмотря на всю важность финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства, в Германии приоритетное значение для малого предпринимательства, по моему мнению, имеют устойчивые демократические институты и надлежащая инфраструктура.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно