Финансы № 5 Май 2017 — 21 апреля 2017

Финансовая система Коломны: взгляд в историю

Версия для печати 2308 Материалы по теме
Финансовая система Коломны: взгляд в историю

Коломна — один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке, ведет свое летоисчисление с 1177 года. История этого города окутана легендами и мистикой: обвал Успенского собора в канун Куликовской битвы, недолгое царствование Марины Мнишек и ее заточение в одной из башен Коломенского кремля, а также многочисленные мифы о зарытых сокровищах и подземных ходах. Но сегодня речь пойдет не о мистической, а о более земной истории города — о финансовой системе Коломны, становление которой неразрывно связано с развитием российской государственности и местного самоуправления.

Татьяна Васильевна ГОЦКО,
начальник финансового управления администрации городского округа Коломна

Из истории местного самоуправления

Как известно, местное самоуправление в нашей стране появилось благодаря Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи, подписанной Екатериной II 21 апреля 1785 году. Документ провозглашал единый порядок самоуправления в России и определял основы русского городского законодательства. Устанавливая единый порядок самоуправления, Екатерина II пыталась объединить горожан в единое «градское общество», которое бы управляло муниципальным хозяйством. Была введена система органов городского самоуправления: общая городская дума, шестигласная дума и градское общество. С этого же периода начинается и история муниципальных финансов Коломны. Управление доходами и расходами осуществляла шестигласная городская дума, ведомости и отчеты направлялись губернатору и в казенную палату.

Следующим импульсом для развития местного самоуправления, а как следствие, и муниципальных финансов в Коломне и других городах Российской империи стало принятие 16 июня 1870 года Городового положения. Закон предусматривал создание в городах всесословного самоуправления. Избирательные права получили все владельцы недвижимости и уплачивающие налоги на торговые занятия. Самоуправление получило право вводить собственные налоги (прежде всего на недвижимость, годовой оклад составлял до 1% ее стоимости). В то же время две трети гласных избиралось состоятельными классами. Городской голова, его заместитель, а также важнейшие постановления городских дум подлежали утверждению министром внутренних дел или губернатором либо согласовывались с начальником полиции. В остальных вопросах самоуправление было самостоятельным.

Также Городовым положением был установлен единый стандарт финансовой документации. Положение 1870 года действовало до издания нового Городового положения в 1892 году.

Приходно-расходная смета. Как это было?

Ежегодно, как правило, осенью, городская управа составляла роспись доходов и расходов на основании данных за три предшествующих года. Проект приходно-расходной сметы принимался городской думой, и после одобрения ее губернатором она публиковалась в официальном издании «Московские губернские ведомости». В Коломенском общественном управлении основной объем административно-хозяйственной работы осуществляла городская управа.

Стоит заметить, что в это время финансовая документация Коломенского общественного управления находилась далеко не в лучшем состоянии: сметы публиковались по прошествии длительного срока со дня их утверждения, распределение расходов по статьям подчас производилось произвольно. В 1890 году финансово-ревизионная комиссия городской думы в своих отчетах писала: «...счетоводство городской управы настолько неудобно и непонятно, что при всем желании проверить подробно это оказывается невозможным». В последующем выявленные недочеты были устранены: сметные статьи систематизированы, отдельные предметы расходов разделены по столбцам, и после каждого параграфа стали подсчитывать итоговые суммы. Например, из отчета о городском бюджете за 1873 год следует, что бюджет города составлял 50 036 рублей, а основными источниками доходов являлись:

ГОЦКО-1.png

поступления от земель, принадлежащих городу, которые сдавались в аренду в основном под торговые места на Владимирской и Спасской улицах, Житной, Конной и Молочной площадях (35,6%), а также под огороды, сенокосы, балаганы;

сборы с торговли и промыслов, поступавшие за счет выдачи свидетельств на промысловую деятельность, билетов на право торговли для иногородних купцов, патентов «на питание», акцизов (33,4%);

доходы вспомогательные, включающие прибыль с городского капитала и пособия от казны и земства (26,3%);

разные (штрафы за нарушение правил торговли, пошлины за заключение договоров, клеймение писем и векселей, сборы с экипажей, лошадей, собак и так далее) (4,7%).

Основные расходы бюджета выглядели следующим образом: на содержание городской управы направлялось 21,3%, на воинскую повинность — 16,7%, на уплату долгов банку — 13,3%, на народное образование — 10,7%, на содержание городской полиции —10,5% и пожарной команды — 9,2%, на благоустройство — 5,6%, медицину и ветеринарию — 5,1% и другие.

ГОЦКО-2.png

Динамика доходов бюджета Коломны за 1873–1914 годы (рисунок 1) свидетельствует о его стабильном росте, который за четыре десятилетия увеличился почти в 4,7 раза. Характерно, что при уменьшении доли доходов с торговли и промыслов (с 33,4% в 1873 году до 7,2% в 1914 году) доля вспомогательных доходов (пособий от казны и земства, прибыль с городского запасного капитала) увеличилась соответственно с 26,3 до 47,3%.

В конце XIX века в Коломне отдельной статьей доходов бюджета стали сборы с недвижимых имуществ и с городской собственности (водопровода, скотобойни и так далее), удельный вес которых в 1914 году составлял 19,4%.

Земский бюджет

Для ведения финансовой деятельности в Коломенском уезде было создано Коломенское уездное казначейство, первое достоверное упоминание о котором в архивах относится к 1812 году. До этого времени финансовыми вопросами занимался один из трех членов управы, который, как тогда говорили, «был привязан к кассе».

Основу земского бюджета составляли земские сборы с земель, фабрик и заводов, торгово-промышленных заведений и мельниц, недвижимого имущества, проценты с земского капитала, доходы с земского имущества, судебные сборы, плата за лечение и обучение в земских заведениях, пособия от казны, добровольные пожертвования, штрафы за несвоевременную уплату земских сборов. Вся неуплаченная в срок сумма земских сборов взыскивалась полицией и передавалась в уездное казначейство. Земский сбор, уплачиваемый крестьянами, из года в год занимал все меньшую часть в общем доходе, а уплачиваемый горожанами — стабильно увеличивался. В то же время предметы ведомства, или, как сказали бы сегодня, полномочия, городского общественного управления расширялись. Так, например, земская управа в 1880 году постановила передать в ведение городского общества богадельни, на содержание которых требовались дополнительные ресурсы. Однако именно на крестьянские нужды земство тратило основную часть своих доходов, и эти расходы значительно превышали сумму сборов с сельского населения. В результате город испытывал постоянные финансовые затруднения.

Борьба за финансовую самостоятельность

Для обеспечения финансовой самостоятельности Коломны городские власти неоднократно обращались с прошением о выделении Коломны в самостоятельную земскую единицу. Так, городской голова М. И. Посохин в прошении от 28 июня 1906 года писал: «При настоящем порядке ведения земского хозяйства городские плательщики земских налогов являются уже... как данники земских учреждений, так как... будучи обложены большим сбором по сравнению с уездными за все эти платежи никакими видами помощи не пользуются от земства». Уездное земство взимало с городских домовладельцев ежегодно до 35 тысяч рублей, а городское управление облагало владельцев сбором в размере 24,5 тысячи рублей. В ответе, полученном из Министерства внутренних дел, отмечалось, что ходатайство «имеет общее для всех земств и городов империи значение и будет обсуждено при предстоящем пересмотре земского положения и относящихся к нему узаконений».

Повторно с таким же прошением в 1908 году обратился городской голова В. Г. Фомин. В документе отмечалось, что, по данным ревизионной комиссии, «в городе обложено все, что только возможно», однако «в городскую казну поступает 10% чистого дохода с недвижимого имущества...» и «процент этот, согласно 129 ст. Городового положения, повышен быть не может». Между тем, указывалось в прошении, уездное земство в смете на 1909 год запланировало обложение городской недвижимости в размере 11,6%, что «в некоторых случаях превышает даже пределы доходности». Прошение было рассмотрено в хозяйственном департаменте МВД, из канцелярии которого губернатору был направлен ответ следующего содержания: «...подобные вопросы уже обсуждались в Совете по делам местного хозяйства и получат в свое время дальнейшее в установленном законом порядке направление».

Спустя полтора года коломенский городской голова подал министру еще одну докладную записку. В ней отмечались проблемы финансирования центрального городского шоссе и главной причиной вновь называлось чрезмерное земское налоговое обложение: «Коломна при настоящем зависимом состоянии от земства приходит к явному упадку, и это уже видно из того, что дома и другие имущества крайне обесценены». Далее Фомин «почтительнейше ходатайствовал... не оставить город Коломну в невыносимо тяжелом зависимом положении от земства и, ввиду значительности городского населения, удовлетворить насущную потребность — иметь более широкие возможности к приведению города в благоустроенное состояние».

Однако прошение городского головы в очередной раз не было удовлетворено, и в последующие годы для разрешения сложных финансовых проблем был избран старый, неоднократно испытанный путь — дополнительное привлечение благотворительных капиталов. Стоит отметить, что благодаря активному участию в благотворительных мероприятиях городских гласных, членов управы, состоятельных горожан осуществлялось финансирование конкретных учреждений (приют для девочек-сирот, мужское ремесленное училище братьев Шаниных, богадельни), выдавались пособия бедным горожанам, строились сооружения (например, Шевлягинский водопровод).

Кроме того, для пополнения городской казны с целью решения конкретных задач по ремонту мостовых города в 1909 году городской голова ходатайствовал перед губернатором и министром путей сообщения об установлении «попудного сбора с груза, доставляемых и отправляемых по коломенскому участку железной дороги и реке Москве» для проведения ремонта мостовых, что и было удовлетворено.

Отметим, что система органов местного самоуправления, сложившаяся в Коломне в 1870–1890 годах, просуществовала до конца 1917 года.

Новые страницы

28 декабря 1917 года на Коломенском уездном съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был избран уездный исполком (УИК) Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Уездный финансовый отдел исполкома, в функциональные обязанности которого входили и вопросы бюджета города, возглавил В. И. Болонников. В соответствии с действующими бюджетными правилами с 1922 по 1930 годы местные бюджеты составлялись уездным финансовым отделом (с 1923 года — окружной финансовый отдел) на финансовый год, который начинался с 1 октября. Отчеты об их исполнении публиковались в составе отчетов Коломенского уездного исполкома.

Традиционно в общем объеме уездного бюджета больше половины поступлений приходилось на предприятия Коломны. Например, за 1923–1924 бюджетный год поступления по городу по основным доходным источникам составили 59,2%, в том числе по подоходно-поимущественному налогу по городу — 531,7 тысячи рублей, по уезду — 381,6 тысячи рублей, по промысловому налогу, соответственно, 77, 9 и 38,1 тысячи рублей.

В результате административно-территориальных изменений уездный финансовый отдел Коломенского исполкома в августе 1929 году был преобразован в районный финансовый отдел (райфинотдел). Завершение районирования страны содействовало развитию местных бюджетов, укреплению их доходной базы. По итогам перестройки бюджетной системы с 1930 года повсеместно были введены местные бюджеты, и город Коломна стал формировать и исполнять городской бюджет.

Первый городской бюджет

Первый самостоятельный бюджет Коломны советского периода был сформирован на 1931 финансовый год и исполнен в сумме 1,9 миллиона рублей. В течение 1931–1939 годов городской бюджет был составной частью общерайонного бюджета. Мероприятия по организационной перестройке бюджетов в теснейшей связи с успешным развертыванием индустриализации на территории города обеспечили опережающие темпы роста бюджета Коломны. По сравнению с общерайонным и районным бюджетами доходы городского бюджета за 1931–1939 годы увеличились более чем в восемь раз. Исполнение городского бюджета в этот период происходило, как правило, со значительным профицитом (например, за 1934 год он составил 2,2 миллиона рублей, или 86,2%). Неуклонный рост бюджета обеспечивал и увеличение бюджетных расходов на душу населения с 35,55 рубля в 1931 году до 203,52 рубля в 1939 году.

Организация бюджетного процесса в городе потребовала создания в 1931 году городского финансового отдела (ГОРФО) Коломенского городского Совета РК и КД. Первым начальником Коломенского ГОРФО был назначен С. И. Глазков, главным бухгалтером — Е. М. Лобанова. В этот период от финорганов требовали не только улучшить подбор политически и технически грамотных финработников, но и коренным образом перестроить работу финорганов. А именно перейти от бюрократических аппаратных методов к социалистическим формам работы, вовлекать в «борьбу за выполнение финплана широких масс рабочих-ударников, колхозников, мобилизовать их творческую инициативу и энергию на выполнение финплана». Архивные документы свидетельствуют о том, что заводские организации Коломны неоднократно выдвигали на работу в ГОРФО своих работников. Например, второй заведующий ГОРФО И. С. Черёмушкин был выдвинут на работу в финансовый отдел с должности слесаря. Достаточно широко к исполнению бюджета привлекалась общественность в лице финансовой секции, домоуправов и других активистов.

В сентябре 1939 года десять городов Московской области, в том числе и Коломна, были переведены из городов районного подчинения в города областного подчинения. Первый бюджет Коломны как самостоятельной административно-хозяйственной единицы областного подчинения за 1940 год составлял 15,6 миллиона рублей.

ГОЦКО-4.png

В годы Великой Отечественной войны народное хозяйство Коломны, как и всей страны в целом, работало на оборону. В годы тяжелейших испытаний финансовая система Коломны не претерпела принципиальных изменений. В эти годы активизируется роль ГОРФО в мобилизации денежных ресурсов, введении режима жесточайшей экономии и обеспечении бесперебойного финансирования народного хозяйства. Динамика городского бюджета за 1941–1945 годы свидетельствует, что в военные годы была обеспечена стабильность финансовых отношений, «высокая маневренность конкретных форм и методов работы в условиях твердого государственного регулирования экономики и финансов, политика жесточайшей экономии во всем отразились и на общих итогах войны...».

ГОЦКО-3.png

Сергей Иванович Глазков (8 октября 1901 года — 7 июля 1976 года) до своего назначения заведующим ГОРФО работал на Коломенском заводе, воевал в отряде Г. И. Котовского, был председателем колхоза. Заведующим Коломенским городским финансовым отделом проработал с основания ГОРФО по декабрь 1937 года. В годы войны участвовал в партизанском движении, создавая материальную базу для новых отрядов.


Поделиться