Версия для печати 2389 Материалы по теме
Наша цель — виртуальный офис для каждого

Управляющий Отделением Пенсионного Фонда РФ по Хабаровскому краю Ирина Гаврииловна ЗВЕРЖЕЕВА рассказала журналу «Бюджет» о реализации задач ПФР на территории края.

— Ирина Гаврииловна, сейчас развитие дальневосточного региона входит в число приоритетных задач, обозначенных руководством нашей страны. В Хабаровском крае есть даже город президентского внимания — Комсомольск-на-Амуре. Как в такие реалии встроена работа Пенсионного фонда России?

— Пенсионный фонд, как всегда, идет в ногу со временем. Решаемые нами задачи также направлены на повышение качества жизни граждан, в том числе дальневосточников. Сегодня отделение ПФР — это одна из крупнейших федеральных структур в регионе по предоставлению государственных услуг в области пенсионного страхования, пенсионного обеспечения и мер государственной социальной поддержки. Ежегодные расходы Отделения ПФР, направляемые на различные выплаты гражданам, сопоставимы с годовым бюджетом всего Хабаровского края.

Отвечая на вызовы времени, Пенсионный фонд — всегда в лидерах по использованию новых технологий и ставит их на службу своим клиентам. Любой человек может выбрать наиболее удобную для себя форму обращения за услугами Пенсионного фонда. И мы предлагаем как традиционные, так и самые современные способы.

Подразделения Пенсионного фонда есть во всех районах края. В то же время в общении с клиентами, у большинства из которых существует дефицит свободного времени, мы нацелены на переход к виртуальному офису. Наша задача предоставить землякам любые способы удаленной связи со специалистами ПФР, начиная с телефона. При этом у клиентов должна оставаться возможность получить полный набор услуг. Сейчас мы консультируем граждан по многоканальному телефону контакт-центра отделения, по телефонам горячей линии, работающей в каждом территориальном органе ПФР края, по скайпу, через онлайн-приемную на сайте ПФР, в социальных сетях.

Есть, конечно, сложности с удаленной идентификацией, но эта проблема постепенно решается. Так, со второй половины января текущего года мы запустили пилотный проект «Телефонное информирование по кодовому слову». Участвующие в проекте жители края могут по телефону получить информацию, содержащую персональные данные о своих пенсионных и социальных правах. Законодательство запрещает передавать такие сведения по телефону, так как они могут быть доступны для третьих лиц. Поэтому, чтобы иметь возможность дистанционно получать информацию, содержащую персональные данные, нужно заполнить соответствующее заявление, указав в нем свое секретное кодовое слово. Заявление можно подать при обращении за любой услугой в клиентскую службу, в том числе в ходе выездных приемов специалистов ПФР. После этого гражданин, обратившийся по телефону к специалисту ПФР, будет идентифицирован по кодовому слову и получит интересующую информацию. Она может содержать сведения из выплатного дела о размере пенсии и других социальных выплатах.

— Также избавляют от хождения по кабинетам электронные услуги. Известно, что у Пенсионного фонда их множество. Но не получается ли так, что пенсионеры, которые не всегда дружат с компьютером, не могут воспользоваться электронными новинками?

— Чтобы приобщить старшее поколение к получению электронных государственных услуг, отделение с 2010 года вместе с волонтерами участвует в организации бесплатных компьютерных курсов для пенсионеров, оказывает информационную поддержку и формирует учебные группы пенсионеров из числа желающих. А с 2015 года в региональной социальной программе появилось новое направление, которое софинансирует ПФР, — обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Здесь нашим соратником и активным пропагандистом компьютерной грамотности среди представителей старшего поколения выступает региональное отделение Союза пенсионеров России. В его планах — организовать участие жителей края во Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров.

— Не приведет ли повсеместное использование дистанционных электронных услуг к закрытию клиентских служб?

— Однозначно, нет. Потому что личное общение — это самый эффективный способ контакта с нашими клиентами. И по-прежнему очень востребованный. Ежегодно за услугами ПФР в Хабаровском крае обращаются около полумиллиона человек (практически каждый второй житель региона). Сейчас в крае идет процесс централизации управления и реструктуризации территориальных органов. Ряд функций передается по вертикали вверх, но на местах, в каждом районном центре, незыблемо остаются клиентские службы для граждан.

Клиентские службы оборудованы по единому стандарту с учетом требований государственной программы «Доступная среда» и работают в ежедневном режиме с 9 до 18 часов.

— Наверное, чаще всего в Пенсионный фонд приходят с вопросом о пенсии?

— Да, вопросы по пенсионному обеспечению обычно поступают чаще, чем по другим темам. Все-таки треть жителей Хабаровского края является пенсионерами, получающими свои выплаты через ПФР. Ежегодно назначается около 20 тысяч новых пенсий, более 200 тысяч пересчитываются по разным основаниям (переезд, изменение группы инвалидности и т. п.). Стоит отметить, что пенсионный процесс полностью автоматизирован с использованием единых для всей России современных программно-технических комплексов. Это позволяет осуществлять контроль за сроками и правильностью установления пенсий на всех уровнях, вести электронный архив, обмениваться с другими регионами электронными пенсионными делами при переезде пенсионеров, чтобы обеспечить им бесперебойную выплату пенсий.

Звержеева1.png

Звержеева2.png

— Отличается ли размер пенсии в Хабаровском крае от среднероссийского показателя?

— После индексации, проведенной с 1 февраля текущего года, средний размер страховой пенсии по старости в крае составляет более 16,07 тысячи рублей. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в России — 13,62 тысячи рублей.

Особенность нашего региона состоит в том, что большая часть территории Хабаровского края относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним. Поэтому у нас 46 процентов страховых пенсий по старости назначается досрочно, то есть на пять лет ранее общеустановленного пенсионного возраста. На размер пенсии влияет и более высокий уровень заработной платы в связи с применением районного северного коэффициента за факт проживания в сложных климатических условиях. Если же полностью выработан северный стаж, то пенсия назначается с учетом надбавок: применение повышенного соотношения заработков, установление фиксированной выплаты в более высоком размере. Вместе с тем, если человек принимает решение о назначении пенсии в 50 лет, ее размер будет значительно меньше, чем у тех, кому она назначается позже. Мы проводим разъяснительную работу с жителями края и объясняем им преимущества нормы закона об отложенном назначении пенсии, к сожалению, пока не часто используемой, но выгодную для населения, особенно для досрочников.

— Нельзя ли рассказать подробнее, в чем эти преимущества?

— Если человек продолжает трудовую деятельность и не обращается за назначением пенсии, он зарабатывает дополнительные бонусы в виде премиальных пенсионных баллов. В результате пять лет работы после достижения пенсионного возраста увеличат размер пенсии на 40 и более процентов. Конечно, досрочная пенсия — это льгота, предоставляемая государством. Но надо иметь в виду, что при обращении за пенсией досрочно, пенсионных прав, объективно, сформировано меньше, чем у того, кто выходит на пенсию в общеустановленном возрасте. Поэтому в момент назначения у досрочника пенсия всегда меньше.

Конечно же, после назначения пенсии можно продолжать работать, что и делают 87 процентов новоиспеченных пенсионеров-досрочников. Но ежегодный перерасчет пенсии для работающих пенсионеров осуществляется с заработной платы, не превышающей трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). С учетом стоимости одного балла (в 2017 году — 78, 28 рубля) — это чуть более 200 рублей. А вот если бы пенсия не была назначена, в этом случае и пенсионные права формировались бы со всего заработка (в пределах взносооблагаемого), и премиальные коэффициенты были бы применены при назначении пенсии.

Чтобы лучше представить возможный результат, на примере рассмотрим два варианта, представленных в таблице.

— Как нужно правильно готовиться к пенсии?

— С первого дня трудовой деятельности. Надо выбирать работодателя, который платит официальную заработную плату, потому что только в этом случае все пенсионные права учитываются в полном объеме. Конечно, надо контролировать работодателя, изучать информацию своего индивидуального лицевого счета в личном кабинете гражданина на сайте ПФР.

Вопросам подготовки граждан к выходу на заслуженный отдых в крае уделяется особое внимание. Отделением налажен электронный информационный обмен с архивными органами края, службой занятости, органами ЗАГС, медико-социальной экспертизы, силовыми ведомствами. Отделение в рамках электронного документооборота развивает социальный проект с работодателями, которые предоставляют в Пенсионный фонд документы, необходимые гражданину для оформления пенсии. Человеку останется лишь подать заявление о ее назначении.

Сейчас отделение участвует в пилотном проекте, предусматривающем назначение пенсии только по данным персонифицированного учета. Наша задача — заранее ознакомить граждан с информацией индивидуального лицевого счета, где зафиксированы пенсионные права, сформированные на протяжении трудовой деятельности каждого работающего гражданина. Именно эта информация определяет будущий размер пенсии. Для граждан новшество заключается в том, что процесс назначения пенсии сводится к трем действиям: зашел, назначили, получай. Теперь достаточно быть зарегистрированным на портале госуслуг, чтобы иметь доступ в личный кабинет на сайте ПФР. В нем представлена информация о страховом стаже, заработке, баллах. После получения доступа к своим персональным данным каждый может оценить их полноту и достоверность, уведомив об этом ПФР личным письменным согласием. И статус пенсионера можно оформить, не выходя из дома, независимо от местности проживания.

Граждане с высоким уровнем правовой и, соответственно, пенсионной грамотности в режиме онлайн держат на контроле то, как формируется их будущая пенсия. Они постоянные посетители своего личного кабинета, поэтому знают, сколько страховых взносов перечислил за них работодатель, какое количество баллов прибавилось за год, каким бы был размер пенсии, будь она назначена в текущем году с учетом разных жизненных ситуаций. Такой алгоритм личного участия в этом процессе позволяет контролировать своего работодателя и в случае его недобросовестного поведения оперативно устранять пробелы в пенсионных правах. И тогда при назначении пенсии не придется добывать бумаги, подтверждающие стаж или заработок.

— Сегодняшний день — это информационные технологии на службе человеку. Пенсионные удостоверения уже отменили, электронные сертификаты на материнский капитал — это тоже реальность, теперь очередь за пенсионными делами?

ЗВЕРЖЕЕВА-3.png

— Да, они сейчас ведутся только в электронном виде. Даже те бумажные пенсионные дела, наполненные справками и документами, которые по законодательству должны храниться несколько десятков лет после смерти получателя пенсии, сканируются и превращаются в электронные файлы. Это большая кропотливая работа наших специалистов. Она позволяет ограничить площади, занятые под архив, и сэкономить бюджетные средства.

По законодательству пенсионные дела с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению. Но в некоторых случаях рука не поднимается отправить их на утилизацию, потому что старинные документы — это уникальные и реальные свидетели истории нашей страны. Поэтому мы решили организовать экспозицию, которая со временем разрослась в Исторический зал «Пенсионная летопись Хабаровского края». Здесь хранятся уникальные документы из старых пенсионных дел. Среди экспонатов, например, пенсионная книжка и свидетельство о выполнении воинской повинности инвалида Первой мировой войны, мандат и грамоты красного партизана, грамота ударницы первой пятилетки, документы, рассказывающие о воинах и тружениках тыла в период Великой Отечественной войны. Эта экспозиция была удостоена диплома мэра города Хабаровска «За большой вклад в сохранение исторического наследия» по итогам конкурса «Лучший хранитель истории», проводимого в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

— В прошлом году отделение заняло призовое место в конкурсе профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп». Что дает использование механизмов проектного управления?

— Да, отделение ПФР по Хабаровскому краю заняло третье место в специальной номинации «Проектное управление в системе Пенсионного фонда Российской Федерации» конкурса «Проектный Олимп», проводимого Аналитическим центром при Правительстве РФ. На конкурс мы представили систему управления проектами, которая внедрялась в отделении с 2015 года. Отрадно, что наш первый шаг в этом направлении получил столь высокую оценку. Мы продолжаем дальнейшее развитие проектного управления и внедрение в практику гибких технологий, чтобы работать еще лучше и в будущем снова бороться за призовые места. В крае инициировано и запущено на реализацию более десяти проектов по разным направлениям деятельности. Для дальнейшего развития системы управления проектами наши специалисты повышают уровень знаний и посредством централизованного обучения, и через самообразование.

— Это, наверное, входит в программу повышения профессиональной квалификации сотрудников?

— Да, безусловно. Эта работа проводится постоянно. К тому же с 1994 года отделение является одной из восьми учебных баз ПФР, где проходят курсы повышения профессиональной квалификации. Это одновременно и почетно, и ответственно. Наши специалисты постоянно находятся в хорошем профессиональном тонусе, чтобы поддерживать статус педагогов для коллег из региональных отделений. За весь период на базе отделения проведено обучение 62 потоков для 1,8 тысячи специалистов из всех регионов Дальневосточного федерального округа. Очень приятно, что в итоговых анкетах участников семинаров постоянно присутствуют позитивные отзывы об организации учебного процесса, отмечается высокий уровень лекционного материала и компетентности преподавателей.

Подготовила М. А. Славутская

Таблица. Расчет размера пенсии

Женщина, 08.08.1966 года рождения, имеет право на назначение досрочной пенсии в 2016 г. — сформировано 142,40 балла

Вариант 1

Вариант 2

Пенсия назначена в 2016 г.

Пенсия не назначена

Размер страховой пенсии в 2016 г. составит:

15 134,98 руб. = 142,40×74,27 руб. (стоимость балла) + 4558,98 (размер фиксированной выплаты)

— Продолжает работать

— Все страховые взносы направлены на формирование страховой пенсии

— Ежемесячная заработная плата в 2016 г. — 35 000 руб., в 2017 г. — 38 000 руб., в 2018 г. — 40 000 руб.

— примерный размер индексации — 6,5%

— Индексации нет

— Ежегодный перерасчет как работающему пенсионеру, в результате которого добавляется не более трех пенсионных баллов (из заработной платы не более трех МРОТ)

— Ежегодная индексация

— Из страховых взносов работодателя растет годовой пенсионный коэффициент в соответствии с объемом страховых взносов работодателя

— Прибавляются премиальные (дополнительные) коэффициенты

Итог через 3 года — прекратит работать в мае 2019 года

Сформировано 151,40 балла

Размер пенсии = 151,40×89,72 руб. + 5507,02 руб.

Сформировано 158,41 балла

Размер пенсии = (158,41×89,72 руб. x 1,16) + (5507,02 руб. x 1,12)

Где

— 89,72 руб. — предполагаемая стоимость балла

— 5507,02 руб. — предполагаемый размер фиксированной выплаты

— 1,16 и 1,12 — премиальные коэффициенты

Размер страховой пенсии 19 090,63 руб.

Размер страховой пенсии 22 654,41 руб.

Размер увеличения — 3563,78 руб.

Поделиться