21 апреля в Москве на площадке Финансового университета при Правительстве РФ состоялся Пятый ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика» (Васильевские чтения). Общей темой обсуждения на пленарной сессии и двух круглых столах, посвященных межбюджетным отношениям и государственному финансовому контролю, стало повышение эффективности управления общественными финансами.
Дефицит научного осмысления
Васильевские чтения прошли при участии заместителя начальника Контрольного управления Президента РФ М. В. Селивёрстовой.
Открывая форум, руководитель объединенных редакций издательского дома «Бюджет» В. Д. Дзгоев напомнил собравшимся историю Васильевских чтений: пять лет назад организаторы — журнал «Бюджет», Союз финансистов России и Финансовый университет — решили создать площадку для взаимного обогащения науки и практики в сфере общественных финансов. «Следует признать, что пока практики более охотно и активно участвуют в наших обсуждениях, чем представители науки. Однако мы не теряем надежду, что и российская научная мысль в области общественных финансов тоже будет набирать силу», — отметил он.
Проректор Финансового университета Е. В. Маркина посетовала на то, что в результате реформы образования количество вузов, которые целенаправленно готовят специалистов для финансово-кредитной системы, сузилось до двух-трех. В свою очередь, финуниверситет рассматривает экспертно-аналитическую деятельность как одну из своих основных задач. По заказу аппарата Правительства РФ вуз выполняет научно-исследовательские работы, посвященные таким вопросам, как ответственная бюджетная политика, совершенствование бюджетного процесса и реформа государственных и муниципальных учреждений. «Работодатели всегда с пристрастием смотрят содержание наших образовательных программ, поэтому практическая направленность всех дисциплин естественным образом повышается», — добавила проректор.
По словам заместителя директора департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России М. М. Шамьюнова, сами финансисты ощущают некоторую нехватку теоретической подпитки и обоснования своей работы. «Стратегические документы — тот же бюджетный прогноз — совершенно не осмыслены научно. Мы сами не понимаем, какие ответы он должен давать. Каковы наши стратегические, перспективные задачи — например, что будет с пенсионной системой через
Шамьюнов также рассказал о ключевых новациях законодательства, в том числе о принятом в первом чтении законопроекте №
С. П. Солянникова, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета, затронула тему ответственной бюджетной политики и научных подходов к ее разработке и реализации. «Сегодня возникают новые макроэкономические риски, а вместе с ними и необходимость обеспечить запас прочности на долгосрочную перспективу. Эксперты и чиновники сходятся во мнении, что главным приоритетом бюджетной политики должно стать соотнесение целей справедливости и эффективности. Именно такую трактовку целей и задач бюджетной политики мы найдем в кодексах лучшей практики МВФ и ОЭСР, а также в программных документах нашего правительства», — считает эксперт. По ее словам, ключевым фактором должно стать обеспечение соответствия темпов роста параметров бюджета темпам роста экономики. «Многие текущие проблемы обусловлены несоблюдением этого требования в предыдущие годы», — отметила она.
Заместитель руководителя Казначейства России С. Е. Прокофьев убежден, что развитие перспективной модели казначейских платежей позволит напрямую повысить эффективность управления финансами. Сейчас ставится перспективная задача к 2020 году перейти от нынешней модели единого казначейского счета к «большому» ЕКС: со временем на едином счете будут сконцентрированы средства всех публично-правовых образований, включая субъекты РФ и муниципальные образования. Это откроет и новые возможности для управления остатками средств на едином счете. «За последние девять лет только за счет внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий и соответствующих продуктов мы дополнительно мобилизовали в казну доходы в объеме 320 миллиардов рублей, из них 83 миллиарда — в 2016 году», — напомнил Прокофьев. В ближайшее время планируется внедрить новые механизмы размещения временно свободных средств: размещение средств на банковских счетах до востребования и размещение средств под залог иностранной валюты («валютный своп»).
Ведущий научный сотрудник ЦЭФИР, доцент РАНХиГС А. Е. Девятов рассказал о российском и международном опыте, связанном со стимулированием ускоренного роста доходов региональных и местных бюджетов. По мнению исследователя, административные меры и меры фискального характера (легализация налоговой базы, отмена неэффективных налоговых льгот, установление повышенных ставок налогов, мобилизация доходов за счет применения административных методов) не оказывают статистически значимого влияния на темпы роста региональных бюджетов. Субъектам РФ необходимо делать упор на меры, направленные на развитие экономического потенциала: информационное содействие бизнесу, создание инфраструктуры развития предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, в том числе через внедрение процедуры ОРВ, финансовую и имущественную помощь предпринимателям.
О контроле за формированием неналоговых доходов бюджетов в свете реализации поручения Президента РФ рассказала ведущий консультант департамента развития комплексных решений Компании БФТ Ю. С. Кулагина. Реализации механизмов финансового контроля в решениях регионального электронного бюджета посвятил свое выступление А. А. Шкуратов, руководитель департамента разработки решений по финансовому контролю НПО «Криста».
Теме банковского сопровождения контрактов — услуге, которая сегодня становится незаменимой при реализации проектов с многоуровневой структурой кооперации, — уделил основное внимание в своем выступлении начальник управления аналитического сопровождения бизнеса АО «СМП Банк» Р. А. Глушкин.
Межбюджетные отношения
Начальник отдела правового регулирования бюджетных отношений департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России А. В. Ильина остановилась на теме соглашений, заключаемых при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В рамках этой работы в 2017 году был внедрен ряд новаций. Основная сложность работы заключалась в том, что соглашения с субъектами РФ (всего — более 2,7 тысячи) должны были быть заключены до 1 марта. «Практически все соглашения были заключены в срок. Нам удалось это сделать фактически в течение одного месяца, а не
Заместитель начальника отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Минфина России И. И. Скляр представила развернутый анализ проблем в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях. Все они более или менее на слуху: дифференциация муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности и налоговому потенциалу, закредитованность региональных и муниципальных бюджетов, рост долговой нагрузки, недостаточность средств региональных бюджетов для оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям, сложность механизма выравнивания муниципальных образований в условиях двухуровневой системы организации местного самоуправления. Кроме того, анализ, проведенный Минфином России в
Живой интерес аудитории вызвало выступление первого заместителя руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ В. В. Онищенко, посвященное проектному подходу в реализации политики формирования государственных и муниципальных программ. По его словам, конкретные пути внедрения проектного подхода в бюджетный процесс и погружения приоритетных проектов в госпрограммы пока только обсуждаются. Один из вариантов заключается в выделении в составе госпрограмм подпрограмм обеспечения, подпрограмм развития и приоритетных проектов (последние должны войти в госпрограммы как самостоятельные элементы, а не частями или отдельными мероприятиями).
Контроль как элемент госуправления
Задача повышения эффективности финансового контроля и аудита в государственном секторе в последнее время приобрела в России особую актуальность. Поэтому неудивительно, что секция с таким названием, состоявшаяся в рамках V Васильевских чтений, вызвала огромный интерес слушателей (к слову, в этом году на Васильевских чтениях присутствовал директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов).
Что помогает Федеральному казначейству вот уже больше года действенно и эффективно выполнять свои новые функции по контролю в финансово-бюджетной сфере и в сфере контроля закупок? Наверняка в том числе и применение оригинальных, передовых, инновационных методов работы. Об одном из них — бюджетном мониторинге — рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
Еще совсем недавно главной целью контроля было «пресечь и наказать». Сегодня фокус все больше смещается в сторону предотвращения нарушения — контроль становится элементом государственного управления. «Система должна работать так, чтобы она не давала даже возможности совершить преступление», — подчеркнул докладчик. И разработанная сотрудниками ФК методика бюджетного мониторинга направлена именно на это. Частично она напоминает условия регистрации на каком-либо серьезном сайте: если вы не заполните все необходимые поля, пройти на следующую страницу не удастся. «Бюджетный мониторинг должен быть таким же: если какой-то ваш шаг совершен неправильно, то следующего вы просто не сделаете», — заключил Демидов.
Доклад заместителя директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ С. С. Бычкова был посвящен модернизации системы внутреннего финансового контроля и аудита (ВФКиА) в организациях государственного сектора. Для совершенствования ВФКиА, по мнению докладчика, необходимо осуществить как минимум три следующих реформы: включить в систему ВФК элементы системы управления бюджетными рисками; трансформировать ВФК в систему управления бюджетными рисками при осуществлении финансового менеджмента и расширить сферы требований ВФК и ВФА на все организации сектора государственного управления.
Специалисты Главного контрольного управления города Москвы одними из первых в стране начали применять в своей деятельности риск-ориентированный подход. Они разработали полноценную систему риск-мониторинга, которая способна учитывать информацию со всех стадий бюджетного процесса. О том, как она используется в финансово-бюджетной сфере, как происходит расчет рисковых показателей и чем неформализованные показатели отличаются от формализованных, рассказал представитель Главконтроля Е. И. Сенин.
В заключение мероприятия выступил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы В. В. Литвинцев, который популярно объяснил, почему в России «не сажают за неэффективные траты государственных средств». Уголовная или административная ответственность в нашей стране полагается за нарушения (хотя их результаты могут быть даже положительными). Неэффективные действия преступлением не являются (хотя всегда приводят к ущербу). Вот об этом парадоксе, а также о методических подходах к оценке нарушений, недостатков и их последствий и рассказал Литвинцев, сопроводив свой доклад убедительными наглядными материалами.
М. А. ЦУЦИЕВ, В. И. МААНДИ
А. Н. Моносов,
генеральный директор Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»
В этом году внимание финансистов и экспертов было сконцентрировано на повышении эффективности управления общественными финансами. Сегодня приоритетными стали проекты, имеющие измеримые экономический, финансовый и социальный эффекты. При этом обязательным базисом для построения любых эффективных систем управления общественных финансов являются централизованные учетные системы.
Одновременно с этим регионам необходимо обратить самое пристальное внимание на контроль за формированием неналоговых доходов бюджетов. Практика показывает, что региональные бюджеты недополучают потенциально возможные доходы и несут дополнительные расходы из-за их неправильного администрирования. При этом формируется недостоверный прогноз неналоговых доходов, прогнозы рассчитываются по устаревшим методикам или вообще без них — на основе фактически поступивших доходов в предыдущие годы. Арсенал программных продуктов и услуг Компании БФТ позволяет решить эти вопросы и существенно повысить качество формирования и контроля за прогнозированием неналоговых доходов.
Надеюсь, опыт в решении задач по повышению доходов бюджета и построению эффективных систем управления общественными финансами, которым Компания БФТ поделилась с участниками V Васильевских чтений, был полезен как для муниципальных образований, так и для регионов.
Ю. А. Черных,
генеральный директор НПО «Криста»
Васильевские чтения — одно из знаковых мероприятий для российских экономистов и финансистов: здесь собираются люди, к чьим мнениям стоит прислушаться, и обсуждаются идеи, которые определят федеральную и региональную бюджетную повестку на годы вперед. В 2017 году организаторы форума выбрали эффективность управления финансами и задачи бюджетных реформ основными темами для обсуждения, и присутствующим экспертам в сфере экономики и финансов общественного сектора было что сказать на этот счет.
Среди ключевых мер повышения эффективности управления общественными финансами нельзя не выделить контрольную деятельность на всех этапах бюджетного процесса. Необходимо не просто сделать финансовый контроль прозрачным и достоверным, но и исключить дублирование контрольной деятельности. О реализации механизмов финансового контроля в решениях разработанного НПО «Криста» регионального электронного бюджета на V Васильевских чтениях рассказал представитель предприятия, и мне приятно знать, что предложенные нами решения были с интересом приняты экспертным сообществом. Рекомендуем руководителям финансовых органов регионального и муниципального уровней взять на вооружение предложенные нами схемы повышения эффективности контрольной деятельности и со своей стороны обещаем всестороннюю поддержку в реализации профильных задач.
Т. А. Герасимова,
Вице-Президент — директор Департамента государственных финансов СМП Банка
Банк «Северный морской путь» уже несколько лет подряд выступает партнером одного из ключевых форумов в сфере экономики и финансов общественного сектора — Васильевских чтений. В 2017 году основной темой форума стали итоги реализации программы повышения эффективности управления общественными финансами и задачи бюджетных реформ. Учитывая, что в последнее время для многих субъектов бюджетной сферы особенно актуальным стал вопрос эффективного управления общественными финансам в части взаимодействия с кредитными организациями как один из немаловажных рычагов управления бюджетной политикой, представители АО «СМП Банк» подготовили для участников форума доклад. В нем были раскрыты важные аспекты таких актуальных инструментов повышения эффективности управления общественными финансами, как банковское сопровождение государственных и муниципальных контрактов и механизмы кредитования субъектов бюджетной сферы по плавающей процентной ставке, ведь банковская группа «СМП Банк» уже долгое время является одним из лидеров в области работы с бюджетной сферой. Наша группа сопровождает один из самых важных инфраструктурных проектов в России — строительство моста через Керченский пролив. Также банк является одним из лидеров по объему кредитования субъектов и муниципальных образований РФ.