Самые актуальные и острые проблемы экономического и социального развития страны обсудили участники крупнейшего в России академического форума — Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества». Восемнадцатая по счету встреча экспертов проходила
Форум собрал на одной площадке теоретиков и практиков, представителей власти и бизнеса, российских и зарубежных специалистов. Это придало их диалогу особую разносторонность и глубину.
В рамках конференции состоялось 240 сессий, тематика которых включала вопросы политики и государственного управления, глобального развития и региональной интеграции, экономики и финансов, социологии и права, культуры и образования. Основой для дискуссий стали аналитические материалы, подготовленные Центром стратегических разработок (ЦСР), а также доклады спикеров, каждый из которых содержал результаты оригинального научного исследования, выполненного с использованием современной исследовательской методологии (таково было одно из условий принятия доклада оргкомитетом конференции).
Экономике — дерегулирование и децентрализацию
Доклад председателя Совета ЦСР А. Л. Кудрина, состоявшийся в рамках первого экспертного обсуждения и посвященный перспективам роста российской экономики, задал тон всей конференции.
«Темпы роста ВВП в
зависимость от нефти (государство по-прежнему никак не может диверсифицировать свою экономику);
слабое состояние госуправления (у правительства нет четкой программы действий, что является важным фактором неопределенности, в частности для инвесторов);
снижение численности трудоспособного населения (в ближайшие 15 лет оно сократится еще на 10 миллионов, и повышением пенсионного возраста эту проблему не решить);
санкции (они закрыли российским компаниям выход на внешний рынок, препятствуют обмену промышленными новинками, что ведет к технологическому отставанию российской экономики).
Способы поднять темпы роста экономики до
По мнению Кудрина, реальный эффективный курс рубля будет расти, и к 2020 году девальвационный эффект для экономики нивелируется. Когда внутренний спрос уже не сможет поддерживать экономический рост, России придется активно наращивать экспорт. К 2033 году он должен превысить импорт. Но доля оборудования в экспорте должна существенно вырасти (с нынешних 8,3 до 30%), а доля нефти и газа — снизиться (с 52 до 37%).
Без достижения этих целей России не стать конкурентоспособной. Однако без доверия населения и инвесторов к государству на успех можно даже не надеяться.
Сегодня российский бизнес буквально парализуется огромным числом контрольно-надзорных мероприятий. Необходимы принципиальные реформы: системы госуправления, кадровой политики, административных процессов. Нужны дерегулирование и децентрализация. Однако пока все происходит ровно наоборот: с 2003 года количество функций и полномочий госорганов удвоилось.
В обсуждении выступления Кудрина приняли участие ректор НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминов, первый заместитель председателя Центрального банка РФ К. В. Юдаева, президент НИУ ВШЭ и РСПП А. Н. Шохин, ректор РАНХиГС В. А. Мау, член совета директоров Бинбанка, профессор НИУ ВШЭ О. В. Вьюгин. Все они в целом согласились с основным докладчиком.
Лишь министр финансов РФ А. Г. Силуанов высказал ряд возражений. По его словам, сегодняшняя ситуация в России «не так плоха»:
в 2017 году правительство ожидает прирост ВВП до 2% (несмотря на то что в
в России имеется устойчивая база для инвестиций, крепкий платежный баланс, нет пузырей на финансовом рынке;
стабильно уменьшается зависимость от нефти и газа;
снижается инфляция (в 2017 году она, как ожидается, будет менее 4%);
у правительства «есть четкая программа» для сбалансирования бюджета в новых макроэкономических условиях.
Чтобы стимулировать дальнейший рост экономики России, продолжил Силуанов, нужно:
обеспечить предсказуемость макроэкономических параметров и налоговой политики (государство планирует упростить налоговое администрирование и упорядочить неналоговые платежи);
внимательнее относиться к человеческому капиталу (в частности, активнее преобразовывать сферы образования и здравоохранения, которые пока не оправдывают те значительные объемы бюджетных средств, которые вкладывает в них государство);
значительно повысить производительность труда, прежде всего в госкорпорациях и бюджетном секторе, чтобы государство могло получать больше дивидендов («В нынешних условиях, когда государство не повышает налоговую нагрузку, мы вправе требовать от госкомпаний как минимум половины прибыли, которая подлежит распределению», — подчеркнул Силуанов.)
Однако в заключение министр все же признал, что структурные реформы стране действительно необходимы. И пообещал, что предложения ЦСР, прозвучавшие в ходе XVIII Апрельской конференции, будут учтены при формировании программы действий правительства на ближайшую перспективу.
Образованию — средства и четкую стратегию
В этом году особое внимание участников конференции было уделено вопросам развития науки и образования. Эти темы не раз звучали даже в тех аудиториях, где обсуждались далекие от них области. Что уж говорить о специализированных круглых столах и семинарах «Наука и инновации», «Форсайт в сфере науки и технологий», «Научно-техническая и инновационная политика», «Развилки и перспективы развития российского образования», а также сквозной (работавшей на протяжении всех четырех дней) секции «Оценка эффектов в трансформациях образования».
В их работе приняли участие такие известные мировые эксперты, как:
Андреас Шляйхер (руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, создавший в 1999 году исследование PISA), выступление которого было посвящено «глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования» и тому, каким будет образование в 2035 году;
Брайан Макколл (Мичиганский университет), рассказавший, «как добиться повышения уровня образования населения»;
Томмазо Агазисти (Миланский технический университет), выступивший по теме «Оценка достижений и эффективности образовательных организаций в международной перспективе — концепции, методы и примеры в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании»;
Гао Баоли (помощник президента Китайской академии педагогических исследований), доклад которого назывался «Модернизация образования в КНР: теоретические исследования и практические попытки».
В ходе последующих дискуссий их участники пытались выяснить, почему реформы образования в России не поддерживаются населением, как добиться того, чтобы образовательная система из статьи расходов превратилась в фактор развития национальной экономики, и как преодолеть социальное неравенство в образовании.
Совершенно неразрешимыми поначалу казались проблемы стратегического управления в российском образовании и вопросы финансовой устойчивости образовательных организаций. А необходимые условия и базовые предпосылки для успешных реформ складывались в нескончаемый список. Тем не менее экспертам удалось прийти к консенсусу и сформулировать несколько идей по реформированию системы российского образования. Среди них можно выделить следующие.
1. Превращение образовательного потенциала России в ее капитал. Каким образом? Один из способов предложил руководитель Департамента образования Москвы И. И. Калина. Для того чтобы дети учили все предметы до окончания 11‑го класса, можно ввести один дополнительный ЕГЭ. А какой именно придется сдавать, определять путем жребия ближе к концу учебного года.
2. Определение точек роста. Так, десять лет назад, в условиях крайне ограниченных бюджетных ресурсов, начинался приоритетный национальный проект «Образование», напомнил помощник Президента РФ А. А. Фурсенко.
3. Перераспределение производительных расходов — образования, здравоохранения и науки. Сделать это предлагается за счет ряда налоговых льгот, отмены нефтегазовых экспортных пошлин, а также повышения НДС в обмен на снижение социальных платежей. Как сказал ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России С. Г. Синельников-Мурылёв, «нет таких быстрорастущих стран, которые вкладывали бы в науку, образование, здравоохранение мало».
В. И. МААНДИ
Фото пресс-службы НИУ ВШЭ