Финансы № 5 Май 2017 — 21 апреля 2017

Для повышения финансовой ответственности необходимы законодательные изменения

Версия для печати 2165 Материалы по теме
Для повышения финансовой ответственности необходимы законодательные изменения

В современной экономической действительности ситуация складывается таким образом: чтобы региону достичь высоких темпов развития, необходимо не только вкладывать средства в значимые отрасли экономики, но и трезво оценивать перспективы наполнения доходной части бюджета. Как известно, отличительная черта возможностей заключается в том, что они никогда не успевают за потребностями.

Светлана Александровна ЕНИЛИНА,
министр финансов Чувашской Республики

Последние изменения законодательства, коснувшиеся распределения поступлений налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, не только заставляют руководство регионов переоценивать и изменять экономические и бюджетные прогнозы, но и задают новые параметры развития территории.

При этом Минфин России все чаще подчеркивает необходимость повышения финансовой ответственности регионов. Нежелание федерального центра поощрять иждивенческие настроения субъектов привело к ряду практически фундаментальных законодательных изменений. Например, установление особых условий предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В частности, дотации на выравнивание могут быть предоставлены при условии обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона (рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, объема инвестиций в основной капитал, доли среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства и пр.).

Правительство Чувашской Республики разработало механизм обеспечения одновременного роста социально-экономических показателей и качества администрирования собственных доходов бюджета. В начале текущего года по поручению главы республики при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Чувашии был создан Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности, получивший в распоряжение довольно серьезные бюджетные средства. Фонд должен решить задачу по инвестированию прорывных бизнес-проектов, которые в ближайшие годы смогут обеспечить значительный рост собственных доходов бюджета республики.

Где работаешь, там и плати

Следующая задача, которая встала перед финансовым блоком Правительства Чувашии, — это улучшение качества администрирования собственных доходов бюджета, в том числе путем разработки ряда законодательных инициатив.

В частности, с целью увеличения объема поступлений налога на доходы физических лиц (являющегося основным доходным источником субъектов РФ) Минфин Чувашии подготовил некоторые изменения в порядок уплаты НДФЛ налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями, предполагающие уплату по месту осуществления предпринимательской деятельности. Сегодня, если индивидуальные предприниматели поставлены на налоговый учет в одном регионе, а деятельность осуществляют в другом регионе, то налог на доходы физических лиц, исчисленный с доходов своих наемных работников, они уплачивают по месту постановки на учет. Это приводит к недопоступлению данного налога в консолидированные бюджеты субъектов, в которых осуществляется их предпринимательская деятельность.

Нами был проведен анализ деятельности десяти индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных за пределами республики и заключивших трудовые договоры с 1019 работниками, проживающими на территории Чувашской Республики. Прогнозируемая сумма недопоступления НДФЛ в консолидированный бюджет за 2016 год от этих предпринимателей — более 17 миллионов рублей. Эти очень значимые для республики деньги, которые могли пойти на социальное обеспечение населения. А если учесть, что подобных ИП в регионе не одна сотня, то можно представить, какой урон несет наш бюджет и бюджеты многих других субъектов, для которых эта проблема актуальна.

Отсутствие ограничения по переносу убытков скажется на доходах

Существует еще один пробел в законодательстве, касающийся налога на прибыль организаций, — отсутствие ограничения сроков переноса убытков, полученных организациями. В соответствии с внесенными в Налоговый кодекс изменениями налоговая база по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года уменьшается на сумму убытка, полученного налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах, не более чем на 50%. При этом отменено десятилетнее ограничение по переносу убытков прошлых лет.

К примеру, остаток неперенесенного убытка на конец 2015 года по Чувашской Республике составляет 52,185 миллиарда рублей. В 2015 году сумма убытка, уменьшающего налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, составила 1,148 миллиарда рублей. С отменой ограничения по сроку переноса убытков налогоплательщики Чувашской Республики будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций на сумму убытка в течение 45 лет.

В связи с изложенным Минфин Чувашии вышел с инициативой ограничения срока переноса убытков на будущее либо расширения прав налоговых органов по истребованию документов в ходе камеральных проверок. В настоящее время налоговая служба при проведении камеральной проверки декларации с заявленной суммой убытка может истребовать у проверяемой организации только пояснения.

Сложность заключается еще и в том, что организации имеют право, а не обязанность представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет), чем многие налогоплательщики и пользуются, представляя формальное пояснение причин отклонений и расхождений расчетов.

Отмена ограничения срока переноса убытков приведет к значительным потерям бюджетов субъектов РФ в результате необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, поскольку проверка организаций налоговыми органами возможна только за три последних года, а срок хранения бухгалтерской документации — четыре года.

За негативное воздействие должны платить все

Рассматривая вопрос улучшения качества администрирования, нельзя не отметить еще одну важную тему, связанную с платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Этот вопрос особенно актуален и в связи с тем, что 2017 год объявлен Годом экологии, что предполагает привлечение внимания общества к вопросам экологического развития России и обеспечения экологической безопасности. На данном этапе мы считаем своевременным поднять тему полноценного сбора платы за негативное воздействие на окружающую среду, главным администратором доходов по которой является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Как известно, 95% всех сборов поступают в консолидированные бюджеты субъектов РФ, в связи с чем предлагаем на федеральном уровне разработать программный продукт по ведению единой базы плательщиков с возможностью актуализации базы в соответствии с данными налоговых органов.

В настоящее время на федеральном уровне в системе для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду нет увязки с базой налогоплательщиков налоговой службы, что приводит к потерям доходов бюджетов субъектов РФ.

Так, например, на учете в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике стоит всего 26,3% предприятий (организаций), обязанных уплачивать сборы за негативное воздействие на окружающую среду. Остальные предприятия пользуются своими преимуществами недобросовестной конкуренции. Аналогичная ситуация складывается и в других субъектах РФ.

Поделиться