Версия для печати 2538 Материалы по теме
Свой банк на любой земле

Региональные банки умеют справляться с трудностями, которые возникают в связи с изменениями макроэкономической ситуации. Гибкая структура управления позволяет менять политику быстро и работать эффективно. О деятельности АКБ «Чувашкредитпром­банк» ПАО рассказывает и. о. Председателя Правления кредитной организации Инна Владимировна ФАРБЕР.

— Инна Владимировна, в июне 2014 года утверждена Стратегия развития АКБ «Чувашкредитпромбанк» ПАО на период до 2018 года, предусматривающая увеличение собственного капитала и объема чистой прибыли. Расскажите, пожалуйста, о промежуточных итогах реализации стратегии.

— Стратегия развития лежит в основе деятельности нашего банка, мы руководствуемся ею, когда принимаем важные решения, составляем бизнес-планы, внедряем новые предложения для клиентов.

Так, мы значительно расширили филиальную сеть, открыли пять клиентских подразделений: два операционных офиса в Чебоксарах и один в Йошкар-Оле, кредитно-кассовый офис в Санкт-Петербурге и филиал в Москве. Значительно увеличили и количество устройств самообслуживания: установили 12 банкоматов, 14 платежных терминалов. Сейчас их общее количество составляет 56 и 25 единиц соответственно. В мае 2016 года начали сотрудничество с системой переводов BLIZKO, это наш пятый по счету партнер в сфере быстрых операций с наличными деньгами. Чуть раньше, в марте прошлого года, полностью обновили парк инкассаторских машин. Новые автомобили оснащены современным оборудованием и системой мониторинга на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS. Машины не только отвечают всем требованиям безопасности при перевозке ценностей, но и отличаются ярким внешним оформлением.

Непростые условия российской экономики, сложившиеся в конце 2014 года, заставили многие банки — и региональные, и федеральные — изменить подходы к ведению бизнеса и в каком-то смысле перестроиться, сместить фокус, найти новые точки роста. Произошла смена ориентиров, банки оказались в новой непривычной ситуации нестабильности. Перед нами встала задача сохранить прибыльность и оптимизировать расходы. Мы с этим успешно справились.

В настоящее время совокупный (розничный и корпоративный) кредитный портфель банка составляет 4,38 миллиарда рублей, а объем привлеченных средств клиентов достиг 5,83 миллиарда рублей. Банк планомерно увеличивает собственный капитал, с июля 2014 года он возрос на 35 процентов и на 1 апреля 2017 года составил 819 миллионов рублей. Мы очень ответственно подходим к выполнению всех обязательных нормативов, установленных Центробанком. Например, норматив достаточности собственных средств (Н1) на 1 апреля 2017 года составил 12,79 процента, превысив допустимое значение (8 процентов) в 1,6 раза.

— Чувашкредитпромбанк является одним из крупнейших банков республики. Расскажите, пожалуйста, в реализации каких крупных региональных проектов вы принимали и принимаете участие.

— Думаю, стоит начать с истории. Дело в том, что предшественником Чувашкредитпромбанка была Чувашская республиканская контора Стройбанка СССР. Она финансировала строительство крупных объектов промышленности и культуры по всему региону: Чебоксарского завода промышленных тракторов, Чебоксарской ГЭС, ПО «Химпром», Приборостроительного завода, Завода имени В. И. Чапаева, Вурнарского химкомбината, Алатырского и Канашского маслосырзаводов, Театра оперы и балета, Дворца детского и юношеского творчества и многих других. После распада Советского Союза банк стал коммерческим и получил свое сегодняшнее название.

Чувашкредитпромбанк начал активно развивать потребительское и ипотечное кредитование, выпускать банковские карты, внедрил широкую линейку вкладов, но продолжил оказывать финансовые услуги юридическим лицам. Поэтому у нас универсальная структура бизнеса: мы обслуживаем значительное количество местных предприятий и постоянно обновляем розничные программы.

В настоящее время треть нашего корпоративного кредитного портфеля занимают ссуды, выданные предприятиям, чья продукция конкурирует с импортными аналогами. Наиболее активно в этом направлении развиваются ООО «Канмаш ДСО» (сумма кредита — 65 миллионов рублей) и крестьянское (фермерское) хозяйство Халитовой С. А. (сумма кредита — 37,6 миллиона рублей).

ООО «Канмаш ДСО» производит современные грузопассажирские лифты: мощности составляют до 1,2 тысячи кабин в год. По оценкам руководства компании, чебоксарские лифты в два раза дешевле импортных, однако не уступают им по качеству и функциональности (оснащены системой видеонаблюдения и сенсорным экраном), поэтому пользуются большим спросом на рынке.

КФХ Халитовой С. А. строит козоводческую ферму на тысячу дойных коз зааненской породы. Это самые крупные козы в мире, они были выведены в Швейцарии. Данная порода считается самой высокоудойной и престижной. Основная цель проекта — получение прибыли от продажи животноводческой продукции (молока, мяса коз и белого сыра). Создание фермы проходит в два этапа: уже построено помещение для содержания и доения 500 взрослых коз, закуплено оборудование и первая партия маточного поголовья животных. В третьем квартале 2017 года запланировано строительство еще одного помещения, тогда будет приобретена вторая партия мелкого рогатого скота.

Самый же крупный проект, финансируемый нами сейчас, — это строительство двух газовых автоматизированных блочно-модульных котельных в Канаше. Банк открыл невозобновляемую кредитную линию с лимитом в 100 миллионов рублей муниципальному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства».

— Как банк взаимодействует с государственным сектором экономики? Предполагается, что в ближайшие годы суммы бюджетных кредитов регионам будут уменьшаться. Не планирует ли в связи с этим банк предложить свои услуги по кредитованию муниципалитетов республики?

— Выдавать кредиты государственным и муниципальным органам власти мы хотели бы, однако, как и все региональные банки, не можем конкурировать в этом вопросе с федералами. Максимальный размер лимита кредитования, который мы в состоянии предложить, — это 150–160 миллионов рублей. Сумма небольшая и даже скромная в сравнении с объемами кредитов, которые привлекались правительством и руководством городов республики ранее. Установить низкую процентную ставку мы готовы, а вот увеличить лимиты — пока нет. Однако работаем над этим, рассматриваем несколько вариантов увеличения собственного капитала.

— Сейчас много говорится о социальной ответственности бизнеса. Что делает банк для жителей своего региона?

— Благотворительность и спонсорство являются частью корпоративной культуры и одной из главных традиций Чувашкредитпромбанка. Ежегодно в банке формируется специальный фонд, средства которого направляются на поддержку детского спорта, социальных акций, культурных мероприятий. Мы оказываем помощь тяжелобольным людям, инвалидам, общественным организациям, содействуем развитию социально-экономического потенциала и повышению конкурентоспособности Чувашской Республики.

Справка «Бюджета»

АКБ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ПАО — небольшой по размеру активов (253-е место по России на 1 апреля 2017 года) региональный банк, одновременно является крупнейшей и системообразующей кредитной организацией Республики Чувашия. Банк основан в декабре 1990 года. Представлен также в Марий Эл, Москве и Санкт-Петербурге. Имеет 17 офисов, собственную сеть банкоматов и платежных терминалов, свою службу инкассации. Одним из основных акционеров банка является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (владеет 38,13% акций).

В прошлом году на эти цели мы потратили 1,6 миллиона рублей. Финансировали участие детских футбольных команд в крупных соревнованиях (ДЮСШ по футболу Минспорта Чувашии участвовала в первенстве МФС «Приволжье», Федерация футбола республики — во всероссийском турнире «Золотая осень»), проведение международных балетного и оперного фестивалей, Чебоксарского международного кинофестиваля, мероприятий, посвященных 71-й годовщине Победы и Дню республики. Банк был спонсором легкоатлетических эстафет газет «Советская Чувашия» и «Грани», межрегиональной отраслевой выставки «Картофель-2016», районных праздников «Акатуй», проекта «Дети — наше будущее 2016». Мы участвовали в благотворительном марафоне «Именем детства, во имя детства» и оказывали адресную помощь больным детям.

Инвестируя денежные средства в социальное благополучие сегодня, банк стремится внести свою лепту в становление уверенного и сильного завтра для Чувашии и России в целом.

— Актуальной проблемой для России по-прежнему остается повышение уровня финансовой грамотности населения. Чувашкредитпромбанк участвует в ее решении?

— Да, мы развиваем собственные образовательные проекты: наш банк выпустил две книги-раскраски по финансовой грамотности для первоклассников Чувашии и отснял цикл передач «Личные деньги». Выпуски на разные экономические темы выходили в прошлом году с марта по сентябрь в региональном эфире телеканала «Россия-24». К образовательным проектам можно отнести и первое на территории нашей республики финансовое реалити-шоу «Хочу в банкиры», автором которого был Чувашкредитпромбанк. Мы отобрали целеустремленных студентов и на месяц погрузили их в банковскую кухню. Было много интересных заданий и испытаний. Самому достойному участнику, а точнее, участнице досталась карта банка с 50 тысячами рублей на счете. Победительница проекта сейчас работает у нас. Мы заинтересованы в привлечении молодых перспективных специалистов в нашу команду.

— Клиентоориентированность — принцип, которого сегодня придерживаются все организации, предоставляющие услуги. Какие меры предпринимаются в банке для повышения комфортности предоставления услуг физическим и юридическим лицам?

— Во-первых, мы постоянно интересуемся мнением клиентов: что им нравится, а что можно было бы улучшить. Обратная связь помогает увидеть промахи и навсегда их устранить.

Во-вторых, прибегаем к помощи тайных покупателей, постоянно проверяем качество обслуживания в подразделениях. По итогам поощряем лучших сотрудников, дополнительно обучаем отстающих.

В-третьих, мы всегда открыты для диалога, у нас возможны специальные условия обслуживания, гибкие тарифы, сроки, ставки. Мы применяем индивидуальный подход к каждому клиенту, готовы разработать оптимальное предложение, сделать скидку. У нас высокая скорость принятия решений по кредитным заявкам, за каждым крупным корпоративным клиентом закреплен персональный менеджер, есть выделенная зона VIP-обслуживания. Мы практикуем выезды к клиентам — в офисы, на производства, в цеха — для сбора документов на открытие расчетного счета или получение кредита.

Режим работы наших офисов учитывает местные особенности, и мы периодически проверяем, насколько он удобен посетителям. Если видим, что в залах создаются большие очереди, принимаем решение об удлинении рабочего дня.

036-1.png

036-2.png

036-3.png

037.png

Кстати, в августе прошлого года в головном офисе банка заработала система электронной очереди. Для нашего банка это пилотный проект. В ближайшие два года мы установим электронные очереди во всех крупных офисах. Считаем это необходимым, ведь современная и комфортная обстановка — это то, что сейчас рассчитывает увидеть каждый, кто переступает порог кредитной организации.

Кроме того, у нас есть сообщества в соцсетях, мы общаемся с жителями республики на местном интернет-форуме, развиваем telegram-бот, на нашем сайте уже много лет работает онлайн-чат. Эти каналы помогают нашим клиентам и партнерам в удобное им время и удобным им способом связываться с сотрудниками банка, а все вышеперечисленное помогает нам оставаться «своим банком на любой земле» — это наш слоган и наша философия.

— Какие цели ставит перед собой банк в ближайшей перспективе?

— Прежде всего планируем увеличить собственный капитал, преодолеть значение в миллиард рублей для получения универсальной банковской лицензии.

Продолжим внедрять новые услуги и продукты для повышения лояльности действующих клиентов и привлечения потенциальных. Одно из таких перспективных направлений — банковские гарантии в обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с требованиями федеральных законов № 44‑ФЗ, № 223‑ФЗ и № 185‑ФЗ. С нашей помощью юридические лица смогут получить такую гарантию на сумму до 5 миллионов рублей в течение одного рабочего дня.

В ближайшее время мы сменим процессинговый центр, перейдем на более современный — проект уже на финишной прямой. В результате мы начнем выпускать карты платежной системы «Мир», улучшится работа банкоматов и интернет-банка для физических лиц, который дополнительно будет обновлен за счет добавления множества полезных разделов и опций.

Сейчас также работаем над получением лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Это позволит банку расширить ассортимент реализуемых монет из золота и серебра за счет монет иностранных эмитентов, вести обезличенные металлические счета и счета ответственного хранения, покупать и продавать слитки.

В наших планах и создание собственной внутрибанковской системы срочных денежных переводов. Идей и проектов у нас много, ведь Чувашкредитпромбанк никогда не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и становимся лучше.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться