В преддверии нового политического цикла вопросы долгосрочных перспектив развития российской экономики становятся все более актуальными и важными. Традиционно такие глобальные темы обсуждаются в рамках крупных экономических форумов, на площадках, где встречаются представители органов власти, бизнеса и экспертного сообщества. Одной из таких авторитетных площадок является Красноярский экономический форум, полтора десятка лет собирающий сотни специалистов для дискуссий. В этом году форум состоялся не в феврале, как ранее, а в апреле. Темой обсуждения на этот раз стало будущее российской экономики до 2025 года.
На КЭФ-2017 приехало большое представительство от Правительства РФ во главе с вице-премьером А. В. Дворковичем, министром экономического развития М. С. Орешкиным и министром открытого правительства М. А. Абызовым. Помимо этого, присутствовал ряд губернаторов.
В настоящее время стратегические планы российской экономики параллельно разрабатывают экспертные группы и в федеральном правительстве, и в Центре стратегических разработок (ЦСР), возглавляемом А. Л. Кудриным, и в «Столыпинском клубе» во главе с Б. Ю. Титовым.
Вопрос о конкуренции плана правительства и стратегии ЦСР возник уже на первом пленарном заседании, однако министр экономического развития развеял сомнения, указав лишь на позитивный эффект конкуренции: все движутся в одном направлении и корректируют свои выводы и предложения в соответствии с результатами, собранными разными рабочими группами.
Дальнейшая двухдневная работа Красноярского форума была построена в формате круглых столов и мозговых штурмов. Обсуждались стратегические приоритеты по направлениям, касающимся развития социальной сферы и человеческого капитала, поддержки бизнеса и инноваций, территориального развития страны. Отдельное внимание было уделено качеству и культуре управления как в государственном секторе, так и в бизнес-структурах.
Важнейшими темами обсуждения в рамках мозгового штурма «Ключевые вопросы реформы государственного управления» стали проектный подход, активно внедряющийся в настоящее время в государственном секторе, а также система оценки качества управления и эффективности работы госслужащих.
Одними из центральных блоков будущей стратегии являются человеческий капитал и рынок труда, включающие в себя сферы образования, занятость населения, демографические изменения и здравоохранение. В рамках экспертной дискуссии обсуждались даже возможности развития таргетных скринингов и производственной медицины. Немало ожиданий специалисты возлагают и на принятие закона о телемедицине, которая, по мнению участников, позволит перейти на качественно новый уровень оказания медицинских услуг в России.
Предложенные при обсуждении образования стратегические шаги подразумевают и «быстрые победы», и долгосрочные системные меры. В краткосрочный период эксперты видят реализуемыми мероприятия по стимулированию выявления талантов еще на этапе школьного образования, а также преобразование системы профессионального переобучения. Системные меры касаются развития «системы сигналов» на рынке, соединяющей запросы работодателей и институт образования.
Вопросы в сфере занятости связаны в первую очередь с демографической ямой, к которой с каждым годом приближается российская экономика. В этой связи основная проблема, требующая решений в ближайшей перспективе, — активизация и вовлечение в трудовую деятельность населения различных социальных групп, включая пенсионеров.
Ввиду проведенной реформы пенсионной системы специалисты отмечают важность формирования атмосферы доверия, а также поддержи индивидуального пенсионного капитала. На площадке форума было озвучено консолидированное мнение экспертов о том, что перестройка социальной системы в целом возможна благодаря некоммерческому сектору. Новациями в данной системе являются введение критериев нуждаемости и адресность мер поддержки. Директор НИФИ В. С. Назаров отметил положительный эффект от внедрения материнского капитала, однако указал, что в ближайшей перспективе необходима переориентация данных средств на непосредственную поддержку только малоимущих семей.
Сложности работы в условиях, заданных ныне действующими законами, отмечались в обсуждениях по поддержке экспорта. По мнению участников, для дальнейшего развития российской экономики с учетом задач по ее диверсификации необходимо не только поддерживать так называемый несырьевой экспорт, но и применять меры по развитию в тех направлениях, где каналы экспортирования выстроить еще не удалось или пока эти каналы недостаточно эффективны. В эпоху трансформации экономики немаловажным также является продвижение сервисов в сферах образования и здравоохранения. Участники Красноярского форума сошлись во мнении, что за последние годы в экспертном сообществе уже достаточно много обсуждались вопросы существующих барьеров и мер по их преодолению и сейчас пора переходить к стратегическому развитию.
Участники дискуссий, посвященных поддержанию устойчивой среды для бизнеса, важнейшими факторами долгосрочного развития выделили стабильность правил ведения бизнеса и налоговой системы. Примечательно, что представители бизнеса подчеркнули повышение предсказуемости экономических макропроцессов, что положительно сказывается на ведении их деятельности и позволяет более точно выстраивать собственные стратегические приоритеты. В то же время нерешенными остаются вопросы стабильности правил игры при смене управленческих команд в субъектах Федерации, особенно в части налоговых льгот.
Суммируя результаты дискуссий, старший партнер McKinsey Е. А. Солженицын отметил, что степень доверия к государству стала выше, однако все еще остается на неудовлетворительно низком уровне.
Устойчивость среды для бизнеса может быть обеспечена в том числе за счет профессиональной организации процесса взаимодействия с государственной властью, а именно путем вовлечения бизнеса в законотворческий процесс на постоянной основе, а не ситуативно. Помимо этого, был озвучен ряд предложений, в том числе в части установления сроков вступления в силу законов, для возможности адаптации бизнеса к новым условиям и установления ограничивающих мер для изменения правил с целью формирования культуры принятия решений. Были подчеркнуты положительные изменения в сфере государственного регулирования, например улучшение работы Федеральной налоговой службы и повышение качества работы сервисов.
Понятие цифровой экономики, как отметили на КЭФ, уже давно не является новацией в обсуждениях по развитию страны поскольку за последние годы Россия совершила большой шаг в информатизации ряда процессов и внедрении электронного документооборота. Однако эти действия являются лишь началом. Выработанные предложения в рамках блока «Цифровая экономика» помимо очевидных и относительно простых и понятных мер на ближайшую перспективу по отказу от бумаги и применения big data в процессе принятия решений включают в себя также ряд прорывных идей, например по созданию системы государства как платформы.
В рамках вопросов территориального развития обсуждалось несколько тем: новая региональная политика с обновленной ролью губернаторов, формированием системы межбюджетных отношений, сильно изменившейся в 2017 году; развитие российских городов и городских агломераций, а также проект стратегии пространственного развития России, обсуждение которой модерировал заместитель министра экономического развития А. В. Цыбульский.
Как отметил руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР А. Н. Праздничных, региональная политика в России находится на распутье. Последние 15 лет задача стояла в сокращении различий регионов и не была выполнена, однако этот процесс включен в общемировой тренд. По мнению экспертов, новая региональная политика должна определить ряд действий по поиску дополнительных источников доходов регионов и муниципалитетов, передаче части регуляторных полномочий с федерального уровня на региональный, запуску межрегиональных проектов и реализации мер по стимулированию межрегионального взаимодействия.
Министр экономического развития особое внимание уделил качеству управления и подготовки кадров, которые должны основываться на создании базы знаний и эффективного механизма работы с консультационными компаниями.
Красноярский экономический форум, помимо прочего, известен организацией молодежной площадки обсуждения актуальных вопросов. 2017 год не стал исключением. В рамках молодежного дня поднимались вопросы зеленой экономики и экологизации, результаты обсуждения которых были озвучены на пленарном заседании основного дня форума.
Активность дискуссии о будущем России в очередной раз указывает на необходимость формирования четких и ясных векторов развития всех отраслей экономики. Однако, как было подчеркнуто на заключительном пленарном заседании форума, в любом случае цель государства — это повышение благосостояния граждан, и данный приоритет нельзя потерять среди других.
И. С. ШИМИНА,
координатор проектов Института реформирования общественных финансов