Активизация сотрудничества в рамках объединения соответствует интересам развивающегося мира, поскольку открывает возможности для перехода к новому качеству экономического роста.
Сергей Вячеславович КАРАТАЕВ, заместитель руководителя центра — начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ
Николай Николаевич ТРОШИН, начальник группы исследования мировых финансов Центра экономических исследований РИСИ
О роли БРИКС
Когда говорят и пишут о БРИКС, многое зависит от отношения авторов к самой идее объединения крупнейших развивающихся стран. При позитивном восприятии в первую очередь упоминается о таких показателях, как население наших государств (42% от мирового значения), их территория (30% земной суши), вклад в мировую экономику (более 22% глобального ВВП) и ее рост (около 50% за последние десять лет). В ином случае акценты смещаются к рассуждениям о недостаточных для обеспечения интеграционных процессов экономических связях государств «пятерки», политических расхождениях (например, между Китаем и Индией), принципиально разной внутренней ситуации в наших странах, делающей невозможным (по мнению критиков) взаимовыгодное сотрудничество.
И те, и другие взгляды могут быть аргументированы. Однако простое суммирование как позитивных предпосылок для сотрудничества, так и рисков, стоящих перед странами «пятерки» не может дать объективной картины перспектив долгосрочного развития такого объединения, как БРИКС.
В первую очередь следует вспомнить о том, что появление БРИКС стало ответом наших стран на глобальный кризис 2008 года. Тогда еще «четверка» посчитала, что переход от западного доминирования в ключевых международных институтах к справедливому перераспределению полномочий между всеми участниками мировой экономики является важным условием преодоления кризисных явлений. Именно эта цель и стала приоритетной на первых встречах лидеров наших стран. Развитие взаимодействия внутри объединения первоначально оставалось на втором плане. Так, в совместном заявлении по результатам саммита в Екатеринбурге (2009 год) центральную роль играют вопросы противодействия финансовому кризису (в рамках «Группы двадцати», членами которой стали все страны БРИКС), реформы глобальной финансово-экономической архитектуры, построения «более демократического и справедливого многополярного миропорядка».
Действительно, за последние четверть века ситуация в мировой экономике претерпела значительные изменения. С начала 1990-х годов развивающиеся государства стали опережать развитые страны по темпам роста ВВП. В последнее десятилетие ХХ века их ежегодные значения составили 3,7% и 2,8% соответственно. В 2000-е годы этот разрыв увеличился еще больше. Если в развитых странах темпы роста сократились до 1,8% в год, то в развивающихся экономиках они ускорились до 6,9%.
В результате доля так называемого Юга в мировом ВВП, рассчитанном по паритету покупательной способности, уже в 2008 году превысила 50% и продолжает расти, зеркально меняя расклад сил (60% на 40% в пользу развивающихся экономик по сравнению с 40% на 60% в 1990-х годах). Так, в частности, к середине 2000-х годов вклад стран БРИКС в мировую экономику превысил как долю США, так и ЕС, а к 2016 году ВВП «пятерки» приблизился уже к совокупному показателю прежних лидеров.
Предпосылки к сотрудничеству
Несмотря на столь значительное увеличение экономического веса развивающихся стран, вплоть до начала кризиса они были фактически отстранены от процессов глобального управления. Доминирующее положение во всех международных финансовых организациях сохраняли за собой США и другие развитые государства, что позволяло им жестко контролировать мировую финансовую систему, а через нее и мировую экономику в целом.
В условиях кризиса лидеры западных стран вынуждены были обратиться за поддержкой к крупнейшим развивающимся экономикам, которые все больше превращались в нетто-кредиторов. Данный шаг стран «Группы семи», признаваемой до этого главной площадкой для обсуждения проблем развития мировой экономики, был незамедлительно использован Бразилией, Россией, Индией и Китаем (к которым позднее присоединилась Южноафриканская Республика).
Консолидировав свои позиции в рамках БРИКС, они смогли потребовать большего участия в системе глобального управления. Так, если Запад в первую очередь настаивал на выделении ресурсов, необходимых для борьбы с кризисом и его последствиями, то приоритетами стран БРИКС стали изменения, связанные с повышением роли развивающихся стран в международных институтах, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке.
Улучшение экономической ситуации незамедлительно сказалось на позиции развитых государств, в частности их готовности (а точнее, неготовности) идти на уступки в отношении развивающихся стран и принять их возросшую роль в мировой экономике. Темпы «антикризисных» реформ глобальной финансовой архитектуры под эгидой «Группы двадцати» существенным образом замедлились, а по отдельным направлениям их реализация полностью приостановилась. В этих условиях произошло кардинальное изменение приоритетов деятельности БРИКС, и на первый план вышло непосредственное взаимодействие стран — участниц объединения. Уже в 2012 году в декларации, принятой по итогам саммита «пятерки» в Нью-Дели (Индия), были указаны конкретные направления сотрудничества наших стран.
Пять лет, прошедшие с делийской встречи лидеров наших стран, предоставляют достаточное число примеров, свидетельствующих об успешности данного формата взаимодействия, причем они касаются как субъективных, так и объективных факторов. В первом случае следует говорить о все большем внешнем и внутреннем восприятии стран «пятерки» как единой группы. Сегодня, пожалуй, ни один экономический обзор таких авторитетных организаций, как МВФ и Всемирный банк (World Economic Outlook, Global Economic Prospects и так далее), не обходится без упоминания объединения БРИКС, а на международном уровне все чаще выражается единая согласованная позиция наших государств[1].
Очевидным успехом следует назвать создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов, которые за прошедшие два неполных года смогли найти свою нишу в мировой финансовой системе. Наблюдается прогресс в развитии торгово-инвестиционных связей, научно-технического сотрудничества, реализуются совместные проекты в образовании и других сферах. При этом все участники БРИКС к 2017 году преодолели негативные тенденции в экономике, что позволяет с оптимизмом оценивать потенциал дальнейшего сотрудничества.
Проблемы роста
Последнее представляется крайне важным фактором в условиях неустойчивого состояния мировой экономики, когда некоторое улучшение ситуации сопровождается ростом рисков, способных привести к новому глобальному кризису. Государства «пятерки» являются центрами экономической интеграции в своих регионах, поэтому «торможение», которое наблюдалось в предыдущие годы, оказывало негативное влияние на глобальный рост в целом. Так, по расчетам Всемирного банка, снижение темпов роста БРИКС всего на один процентный пункт приводит к сокращению темпов роста всей мировой экономики в последующие два года не менее чем на 0,4%, оказывая наиболее сильное негативное воздействие на другие развивающиеся страны (- 0,8%).
Следует отметить, что проблемам, наблюдавшимся в государствах БРИКС с начала 2010-х годов, в значительной степени способствовали внешние факторы. Вялое восстановление мировой экономики после глобального кризиса 2008–2009 годов, завершение бума на рынке сырьевых товаров вызвали стагнацию международной торговли. В этих условиях модель экспортно ориентированного роста, которой придерживались в странах БРИКС, оказалась малоэффективной. В результате перед нашими странами встала задача переориентировать инвестиции на развитие преимущественно внутреннего потребления и инновации.
Однако на этом пути страны «пятерки» столкнулись с новыми вызовами. Стимулирование внутреннего потребления, как правило, не сопровождалось соответствующим увеличением производительности труда. По оценке экспертов Всемирного банка, совокупная производительность факторов производства в странах объединения в 2012 году упала ниже средней за последние 20 лет, что ограничивает потенциал будущего экономического роста.
Сложившаяся ситуация нашла отражение в снижении инвестиционной активности. Даже в Индии рост капиталовложений в 2015 году сократился до 6,5% по сравнению с 9% годом ранее. В Китае и ЮАР прирост вложений в основной капитал составил менее 1%, а в России и Бразилии они и вовсе сократились в абсолютном выражении.
Серьезное влияние на снижение темпов экономического роста в странах БРИКС оказало также ужесточение условий привлечения внешнего финансирования. Прекращение программы «количественного смягчения» в США и решение ФРС начать повышение процентных ставок вызвало сокращение притока средств на развивающиеся рынки. И в первую очередь это затронуло страны БРИКС, где приток прямых иностранных инвестиций в 2016 году снизился на 20%.
При этом возможности использования стимулирующих мер денежно-кредитной и фискальной политики оказались в значительной степени ограничены. Существенному увеличению бюджетных вливаний в экономику препятствует резкий рост государственного долга. Так, в Бразилии и Индии его доля уже в 2015 году превысила безопасный уровень в две третьих ВВП, составив 73,7 и 67,2% соответственно. В остальных странах БРИКС это соотношение также увеличивается. Относительно высокая инфляция, которая в большинстве государств «пятерки» находится выше целевых уровней, не позволяет расширить кредитование реальной экономики за счет понижения процентных ставок. К тому же у предприятий наших стран высока доля заемных средств по сравнению с собственным капиталом, что увеличивает риски кредитования.
Новые подходы
На этом фоне повышается значение проведения так называемых структурных реформ. Вместе с тем единые подходы к их осуществлению и оценке долгое время отсутствовали. Большинство предложений сводилось преимущественно к ослаблению регулирования на рынке труда и не учитывало условий, которые имели место в развивающихся странах.
Китай в ходе председательства в «Группе двадцати» предложил мировому сообществу обсудить место структурных реформ в экономической политике на современном этапе. В результате была разработана Расширенная повестка структурных реформ, принятая лидерами двадцати крупнейших экономик на саммите в Ханчжоу (2016). В документе выделены девять приоритетных направлений структурных реформ и определен ряд руководящих принципов, которые должны способствовать учету национальных особенностей при определении конкретного набора мер, принимаемых каждой страной. Важным элементом повестки стал также набор количественных показателей, которые призваны помочь контролировать и оценивать принимаемые усилия и прогресс в области решения структурных проблем.
Представляется, что начатая работа по выработке совместных подходов по стимулированию экономического роста должна быть продолжена в рамках БРИКС. Развивающимся странам следует найти собственный подход к выбору моделей развития экономики, с тем чтобы обеспечить ее выход на качественно новый уровень.
Определенный задел для этого имеется. Так, в Индии с 2014 года началась реализация программы «Делай в Индии» (Make in India). Среди ее ключевых задач — привлечение иностранных инвестиций и технологий в индийскую промышленность, создание рабочих мест, увеличение качества и производительности труда, снижение негативного воздействия производства на окружающую среду.
В Китае также большое внимание уделяется изменению структуры промышленного производства, предполагающему перебалансировку экономики в сторону внутреннего спроса. Механизмом обеспечения поставленных целей выступает программа «Сделано в Китае 2025». Документ предусматривает достижение национального содержания в ключевых материалах и компонентах в размере 40% к 2020 году и 70% к 2025 году. Наряду с этим тринадцатый пятилетний план, рассчитанный на 2016–2020 годы, фокусируется на развитии инновационных технологий, зеленой экономике и росте производительности труда.
Схожая программа существует и в ЮАР. В частности, в восьмом двухлетнем промышленном плане по промышленной политике, рассчитанном на 2016–2017 и 2018–2019 годы, в качестве основного приоритета указывается поощрение локализации и проведение кампании под лозунгом «С гордостью из Южной Африки» (Proudly SA).
В отличие от политики, основанной исключительно на стимулировании экспорта, новая стратегия экономического роста позволяет избежать «соревнования» в обесценении валют и непродуктивной конкуренции. В результате расширяются возможности для развития экономического сотрудничества, основные направления которого были закреплены в Стратегии экономического партнерства, принятой на Уфимском саммите БРИКС в 2015 году. Ее реализация была продолжена в ходе индийского председательства в 2016 году и стала основой повестки взаимодействия стран «пятерки» в 2017 году под председательством Китая.
Наряду с этим в приоритетах стран БРИКС остается борьба за более справедливое участие развивающихся стран в управлении международными финансовыми организациями и создание многополярной валютно-финансовой системы, исключающей доминирование доллара США. Важным направлением сотрудничества в этой связи является дальнейшее расширение использования национальных валют БРИКС как внутри объединения, так и с третьими странами. Для этого помимо внешнеторговых расчетов национальные валюты должны быть задействованы и при осуществлении взаимных инвестиций.
Большое значение для выработки единых подходов и консолидации позиции стран БРИКС будет иметь расширение взаимодействия экспертного сообщества наших стран. Проведение совместных исследований по наиболее актуальным проблемам в сфере мировой экономики и финансов позволит сформировать принципиально новый взгляд, который в отличие от западного подхода будет учитывать интересы развивающегося мира, что откроет возможности для перехода к новому качеству экономического роста.
[1] Например: china-un.org/eng/dbtxx/ambliu/activities/t1454723.htm и т. д.