Версия для печати 3021 Материалы по теме
Опыт инициативного бюджетирования и смежных практик

В Ульяновске 18–19 мая состоялся Всероссийский семинар-совещание «Инициативное бюджетирование и смежные практики». В нем приняло участие более 15 регионов страны. Семинар прошел при поддержке ФГБУ НИФИ Министерства финансов РФ и Всемирного банка России.

Инициативное бюджетирование (ИБ) — совокупность практик, основанных на гражданской инициативе по решению вопросов местного значения, реализуемых при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов направления бюджетных средств, а также при последующем контроле за реализацией отобранных проектов. ИБ стало первым этапом становления партисипаторного бюджетирования в России и на сегодняшний день является значимым ресурсом развития сельских территорий.

Специалисты из разных регионов РФ, представители муниципальных образований Ульяновской области и региональные эксперты собрались 18 мая на тематическом семинаре-совещании, посвященном ИБ, чтобы обсудить опыт и механизмы реализации этой новации, а также смежных практик. Открывая пленарное заседание, председатель Правительства Ульяновской области А. А. Смекалин подчеркнул, что привлечение населения к рассмотрению злободневных вопросов и определению приоритетов финансирования из муниципальных и региональных бюджетов — это, наверное, сейчас одна из реперных точек региональной политики. В ходе этой работы, результаты которой максимально ощутимы, правительство области имеет возможность выстроить диалог между властью и населением, а вовлечение граждан в реализацию проектов — это как раз переход от слов к делу.

ИБ как общемировой тренд

Вовлечение граждан в процесс обсуждения и принятия бюджетных решений является на сегодня общемировым трендом. Об особенностях реализации данной идеи рассказал руководитель Центра инициативного бюджетирования ФГБУ НИФИ Министерства финансов России В. В. Вагин. Он сообщил, что проекты ИБ стартовали с 2007 года и на сегодняшний день реализуются в 46 субъектах России. А так как опыт ИБ в Ульяновской области существует в разных практиках — и в городах, и в сельских поселениях, — то он, безусловно, интересен многим субъектам России. Вагин подчеркнул сложность оценки эффективности проектов, которая вызвана и отсутствием определения понятия ИБ на законодательном уровне. В связи с этим докладчик высказал мнение о необходимости инициирования внесения изменений в федеральные законы № 131‑ФЗ и № 184‑ФЗ в части включения понятия ИБ, а также в БК РФ — в части включения в состав принципов бюджетной системы РФ принципа гражданского участия, сотрудничества участников и т. д. Кроме того, он отметил необходимость разработки методических рекомендаций для органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления и граждан по подготовке и реализации государственных (муниципальных) программ и проектов ИБ. Остро стоит и тема рассмотрения вопроса о включении практик ИБ в методологию формирования государственных программ в качестве инструмента достижения их показателей.

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.

Стоит сказать, что российская программа поддержки местных инициатив названа одним из лучших проектов Всемирного банка в социальной сфере и доказала свою эффективность. Опыт Ульяновской области в реализации проекта поддержки местных инициатив оценил ведущий консультант проекта по развитию ИБ в России, представитель Всемирного банка С. А. Гридин. Он сообщил, что регион становится одним из субъектов РФ, где ИБ развивается наиболее интенсивно. Теперь этот большой ульяновский опыт смогут перенять и другие территории РФ.

Опыт регионов

В рамках круглого стола опыт реализации проектов ИБ и смежных практик был представлен еще пятью регионами РФ. Это Кировская, Оренбургская и Вологодская области, республики Чувашия и Башкортостан. Среди выступающих были представители органов власти и общественности.

Практики ИБ разные, но они имеют общий принцип — участие граждан в выборе и обсуждении проектов для реализации, в их непосредственном осуществлении и в контроле за ходом работ. Наряду с Программой поддержки местных инициатив (ППМИ) в отдельных регионах, и Ульяновская область в их числе, реализуются смежные практики («Народный бюджет», «Народные инициативы»).

Заместитель главы администрации города — начальник финансового управления администрации муниципального образования «Город Ульяновска» А. А. Бармин поделился с участниками мероприятия опытом реализации в городе партисипаторного бюджетирования, или так называемого «Народного бюджета». Он сообщил, что в 2015 году Ульяновск был определен пилотной площадкой для реализации проекта «Народный бюджет». Сформированная в 2015 году бюджетная комиссия из 26 внесенных инициативных предложений отобрала 17 с общим объемом финансирования из средств бюджета городского округа в размере 13,9 миллиона рублей. Кроме того, необходимо отметить, что участие населения в реализации проектов выражалось как в виде спонсорской поддержки — в сумме более 2 миллионов рублей, так и в виде помощи жителей при установке малых архитектурных форм, озеленении скверов. Усилиями городской власти и населения были благоустроены девять парков и скверов, придомовые территории 12 жилых домов. Четыре проекта были нацелены на воспитание и творческое развитие подрастающего поколения.

Представляют интерес компетенции бюджетной комиссии. Ее председатель, член Общественной палаты муниципального образования «Город Ульяновск» помимо проведения заседаний в случае необходимости может осуществлять контрольные мероприятия за реализацией инициативных предложений, финансирование которых подлежит включению в бюджет города. При этом в голосовании председатель не участвует.

Проект «Народный бюджет» позволяет обеспечить конструктивное взаимодействие между населением и органами местного самоуправления, повысить уровень гражданской активности, дает возможность каждому жителю города непосредственно участвовать в решении проблем, которые прямо касаются его самого и его ближайшего окружения.

В разных регионах применяются различные инструменты выстраивания отношений с населением. Пример Кировской области впечатлил многих участников мероприятия. Там создан проектный офис консультантов ИБ, специалисты которого выезжают на собрания граждан и вместе с ними обсуждают приоритеты и параметры будущих проектов.

Свое мнение об опыте реализации ИБ в разных регионах страны высказала кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Ульяновского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, председатель Общественного совета при Министерстве финансов Ульяновской области В. А. Шалаева. Она отметила, что рост числа и значимости проектов ИБ, характеризующих степень приоритетности проблемы для граждан, свидетельствует о развитии гражданского общества, росте доверия к власти. По ее мнению, проекты ИБ являются документами среднесрочного планирования и их следует отличать от сформированных Правительством РФ приоритетных национальных проектов, имеющих статус долгосрочных.

Проекты Ульяновской области

Второй день работы Всероссийского семинара-совещания был выездным — участники мероприятия посетили муниципальное образование «Карсунский район» Ульяновской области, где реализованы проекты поддержки местных инициатив: «Строительство пожарного депо» в селе Вальдиватском, «Благоустройство рабочего поселка Карсун» и «Строительство парка к 70-летию Победы» в рабочем поселке Карсун. За два года работы ППМИ в регионе успешно реализовано почти 70 проектов развития муниципальных образований Ульяновской области. Общая сумма финансирования проектов составила 86,5 миллиона рублей.

Но регион не останавливается на достигнутом — задача развития инициативного бюджетирования в области поставлена властями субъекта РФ на среднесрочную перспективу. Уже с 1 января 2017 года финансирование субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку проектов местных инициатив предусмотрено в рамках отдельного мероприятия государственной программы субъекта РФ «Управление региональными финансами Ульяновской области». В 2017 году областной проект «Реализация Проекта поддержки местных инициатив на территории Ульяновской области на период 2017–2019 годов» вошел в перечень 11 региональных приоритетных проектов. В этом году уже прошел конкурс, по итогам которого были определены 82 проекта-победителя. На реализацию данных проектов из областного бюджета будет выделено 100 миллионов рублей, а общая сумма проектов составит 128 миллионов рублей. Планируется, что в этом году на территории Ульяновской области будет отремонтировано 47 объектов культуры, реализовано 20 проектов по благоустройству сельских поселений, 9 проектов направлено на организацию водоснабжения, 3 объекта пожарной безопасности и еще 3 проекта — ремонт мест захоронений.

бюджетирование2.png

Что касается реализации партисипаторного бюджетирования, то в 2016 году на территории Ульяновской области в 27 муниципальных образованиях в рамках «Народного бюджета» был реализован 51 проект на общую сумму 25,8 миллиона рублей. Проекты были ориентированы главным образом на благоустройство, ремонт социально значимых объектов, дорог и мостов, организацию культурно-массовых мероприятий для населения и пр. На 2017 год планируются к реализации 54 проекта в 34 муниципальных образованиях на общую сумму 29,5 миллиона рублей.

В Ульяновской области проекты, с помощью которых регион вовлекает население территории в бюджетный процесс, зарекомендовали себя как эффективные и устойчивые механизмы решения насущных проблем. Они призваны стать центром поиска решений по структурным преобразованиям в экономике и социальной сфере.

Е. В. БУЦКАЯ, министр финансов Ульяновской области

Поделиться