Задача перехода к инновационной экономике предполагает замену старых малоэффективных технологий новыми — высокоинтеллектуальными, а устаревших рабочих мест — современными, высокопроизводительными. Все это требует повышения качества квалификации работников. О том, насколько подготовка кадров в стране соответствует потребностям экономики и что делается для совершенствования этой системы, рассмотрим в статье.
Ирина Александровна ВОЛОШИНА, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций
Спрос рождает предложение?
Согласно недавнему исследованию, проведенному Росстатом, в настоящее время система подготовки специалистов не вполне отвечает потребностям российской экономики. Между запросом на квалифицированные кадры по ключевым видам экономической деятельности и предложением, то есть структурой подготовки кадров организациями профессионального образования, имеется определенное несоответствие.
Работодателям необходимы профессионалы технического профиля (инженеры, операторы, техники). В 2016 году они подали в органы службы занятости сведения о более чем шести миллионах вакансий. Самыми востребованными на рынке труда сейчас являются квалифицированные рабочие металлообрабатывающего и машиностроительного производства, строительства, транспорта. А также специалисты высшей квалификации в области информационных технологий, здравоохранения, науки и техники, образования и культуры.
Система же образования предлагает рынку все больше гуманитариев, теоретиков-экономистов, а также управленцев. По отдельным профессиям количество зарегистрированных безработных значительно превышает заявленную работодателями потребность. Среди безработных много служащих, занятых подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием.
Не меняется и ситуация с трудоустройством. Работу по специальности по-прежнему ищут (и находят) меньше половины выпускников высших и средних учебных заведений.
Еще одна проблема: уровень подготовки специалистов. Более половины опрошенных работодателей оценивают его как средний. По их словам, на адаптацию выпускников к требованиям производства уходит от полугода до двух лет.
Роль государства
Минтруд России ведет большую работу по приведению рынка труда и потребностей производства к балансу: создаются, актуализируются и внедряются профессиональные стандарты, формируется система независимой оценки квалификаций, обновляется информация о востребованных на рынке труда и перспективных профессиях.
Так, недавно был подготовлен Справочник профессий, который содержит информацию о том, какие профессии нужны сегодня и в перспективе. Эта работа была проведена совместно с Минобрнауки России, РСПП, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). В ней также принимали участие объединения работодателей, профессиональных союзов и сообществ, образовательных и научных организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Справочник может помочь гражданам, особенно молодежи, сориентироваться, на кого учиться и как планировать карьеру.
Утверждено более тысячи профессиональных стандартов для основных сфер экономики: машиностроения, энергетики, наноиндустрии, сельского хозяйства, космической отрасли, атомной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других. После регистрации все профстандарты направляются в Минобрнауки России. По закону они должны учитываться при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования. В 2017 году совместно с работодателями Минтруд России планирует разработать около 70 и актуализировать 50 профстандартов.
Чтобы эффективнее внедрять эти стандарты, а также лучшие практики обучения в систему подготовки рабочих кадров, организована работа базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В прошлом году функции базового центра осуществляло Агентство развития квалификаций профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Была организована подготовка 725 мастеров производственного обучения из 76 регионов, а также разработаны методические материалы для подготовки кадров по десяти наиболее востребованным профессиям (автомеханик, повар-кондитер, токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, мехатроник, сварщик, техник-конструктор, сетевой и системный администратор, электромонтажник, специалист по холодильно-вентиляционной технике).
Ожидается, что со временем функции базового центра будут расширены и в его работе примет участие значительно большее количество объединений работодателей. С учетом таких перспектив с 2017 года функции базового центра возложены на Национальное агентство развития квалификаций. На ближайшее время в рамках его деятельности запланировано создание базы лучших практик по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров. Будет также организовано повышение квалификации педагогических работников организаций среднего профессионального образования.
Чтобы точнее спрогнозировать потребности экономики в кадрах на ближайшее и отдаленное будущее, Минтруд России совместно с Минобрнауки России утвердил методику расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов РФ, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах. Она используется при формировании контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет федерального бюджета.
Внедрение новой техники и технологий требует от работников постоянного повышения их квалификации. Для стимулирования этого процесса разработан принципиально новый механизм оценки квалификации, в котором ключевую роль играют объединения работодателей и профессиональные сообщества. Он предусмотрен Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», а также поправками в Трудовой и Налоговый кодексы. Система независимой оценки квалификаций основана на принципах доверия к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан. Оценка квалификации позволяет работникам выстраивать свою профессиональную карьеру, работодателям — планировать кадровую политику и обучение работников, дает возможность человеку без профессионального образования, но имеющему опыт работы более уверенно чувствовать себя на рынке труда.
В результате быстрого технологического прогресса рождается и немало совершенно новых специальностей. В утвержденном Минтрудом России Справочнике профессий сейчас содержится более 1,6 тысячи наименований, в том числе и 50 перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Например, мехатроник, специалист по управлению мобильной робототехникой, специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов и другие.
В справочнике указываются краткое описание профессии, требования к квалификации, сведения о получении образования, оценке квалификации. В исследовании, проведенном для его подготовки, участвовали руководители и специалисты 13,3 тысячи организаций. Справочник действует как общедоступный информационный интернет-ресурс. На него можно зайти с сайта Минтруда России rosmintrud.ru
Участие предприятий
Чтобы кадры готовились с учетом реальных потребностей экономики, АСИ разработало и реализует проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Система дуального образования предполагает, что предприятия, нуждающиеся в квалифицированном персонале, и региональные органы власти, заинтересованные в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе, будут осуществлять совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.
В настоящее время происходит разработка и апробация моделей подготовки профессиональных кадров с участием работодателей (с элементами системы дуального образования), создание системы эффективной коммуникации предприятий, профессиональных образовательных организаций, общественных объединений и органов госвласти, формирование благоприятной нормативно-правовой базы для внедрения элементов дуальной модели профессионального образования.
Однако предприятия, которые участвуют в этой деятельности, сталкиваются с рядом проблем. В их числе они чаще всего называют недостаточную информационную обеспеченность деятельности корпоративных образовательных структур, дефицит качественных курсов и организаций повышения квалификации методистов, мастеров производственного обучения и преподавателей. А также отсутствие современных учебников, электронных образовательных ресурсов, создание которых требует формирования и подготовки коллективов квалифицированных специалистов-авторов.
В целом, по мнению представителей корпоративных образовательных структур предприятий и корпоративных университетов, для устранения всех трудностей необходимо внесение изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Но пока этого не произошло, предприятия делают для улучшения ситуации то, что в их силах и возможностях: в частности, активно участвуют в профессиональной ориентации школьников. Она организована как через образовательные учреждения с привлечением специалистов органов занятости населения, так и в виде коммерческих проектов.
Объем и качество традиционной профориентации зависят в первую очередь от активности региональных органов образования и сферы занятости. Недавно Минтруд России провел анализ отчетов органов власти за 2016 год и убедился, что эта работа велась весьма интенсивно.
Среди бизнес-проектов профориентационной направленности можно выделить следующие: «Профессиональная среда», «Мастерславль», «Кидзания», «Школа профессий», работающие в Москве, а также несколько региональных проектов. Растущий спрос школьников на такие проекты приводит к увеличению их числа, что не может не радовать.
Однако учащимся важно не только пройти профориентацию на конкретном предприятии, но и — даже в большей степени — попробовать себя в разных профессиях на разных предприятиях: сельскохозяйственных, промышленных, медицинских, добывающих, строительных, коммунальных. Поэтому перед регионами поставлена задача обеспечить максимально разнообразные, разнонаправленные профориентационные занятия для 100% школьников.
Хорошим примером такой работы является опыт Тюменской области, где реализуется проект по созданию агроклассов по региональной программе «Агропоколение». Наряду с аттестатом зрелости выпускникам агроклассов выдают и свидетельство о получении профессии: слесаря по ремонту сельхозтехники и оборудования, тракториста-машиниста, овощевода и других. И главное: выпускники агроклассов имеют льготы при поступлении в аграрный университет.
С той же, профориентационной, целью проводятся олимпиады и конкурсы. Например, организованные Минтрудом России всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», всероссийский конкурс «ИТ-прорыв» и целый ряд других.
Не менее, а возможно, и еще более важно по окончании обучения найти работу по профессии, трудоустроиться, адаптироваться к требованиям реального производства и в трудовом коллективе, приобрести первые навыки. Однако, как уже упоминалось выше, не все предприятия заинтересованы в приеме молодых специалистов. Большинство хотели бы видеть у себя на производстве людей с опытом.
Для стимулирования работодателей на создание новых постоянных и временных рабочих мест, в том числе для выпускников образовательных организаций, органы исполнительной власти в 2016 году провели немало дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. В частности, работодатели, реализующие программы развития и трудоустраивающие выпускников, получали частичное возмещение расходов на оплату труда.
Таким образом, совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики, повышение качества обучения, востребованности молодых специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда — это дорога с двусторонним движением. И решать эту задачу надо совместно: усилиями не только органов исполнительной власти, но и работодателей. А также, разумеется, образовательных организаций и, конечно, самих выпускников.