Версия для печати 1227 Материалы по теме

В 2016 году Пенсионный фонд России приступил к крупному проекту по созданию Федерального реестра инвалидов (ФРИ) — масштабной информационной системы, в которой будут собраны максимально полные сведения о каждом гражданине с инвалидностью в стране.

Новый инструмент

До недавнего времени вся информация в отношении инвалидов по таким показателям, как образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение или медицинские услуги, находилась в ведении различных ведомств и была недоступна в оперативном и актуальном режиме. Это весьма осложняло планирование реабилитационных мероприятий и оценку их эффективности, не позволяло инвалидам получать полную информацию об имеющихся у них возможностях и правах.

Чтобы исправить подобное положение и в целом оптимизировать систему социального обеспечения инвалидов, принято решение о создании федерального реестра, объединяющего базы данных различных органов власти и подведомственных им учреждений, которые имеют отношение к оказанию услуг гражданам с инвалидностью. Прежде всего это учреждения медико-социальной экспертизы, государственные внебюджетные фонды, министерства, региональные и муниципальные органы власти. Эти же организации выступят поставщиками информации для реестра и будут поддерживать его в актуальном состоянии.

Пенсионный фонд России в силу надлежащей технической базы, которая выстраивалась многие годы, а также благодаря успешному опыту ведения информационной системы индивидуального учета пенсионных прав граждан, администрируемой с 1997 года и насчитывающей сегодня более 152 миллионов лицевых счетов, определен оператором Федерального реестра инвалидов.

пенсионный.png

Сведения ФРИ охватят все важные аспекты жизни инвалидов, включая нарушенные функции организма, степень ограничения жизнедеятельности и профессиональной трудоспособности, проводимые реабилитационные и абилитационные мероприятия, группу инвалидности, предоставляемые социальные и пенсионные выплаты, а также другие меры социальной защиты. Такой полный набор сведений, который будет постоянно поддерживаться в актуальном состоянии и доступен разным органам власти, предоставит много новых возможностей.

Прежде всего положительные изменения должны почувствовать сами инвалиды. Для получения государственных услуг им будет требоваться гораздо меньше документов, поскольку все необходимые ведомства будут располагать информацией из ФРИ. Кроме того, многие государственные услуги станут доступнее инвалидам за счет дистанционного предоставления в электронном виде. Поступление данных в федеральный реестр от органов власти всех уровней также снимет территориальные ограничения и позволит инвалидам равноценно получать государственные услуги в любом регионе, причем без увеличения сроков оказания.

Для государственных органов Федеральный реестр инвалидов также откроет ряд новых возможностей. С учетом стратегии проактивного отношения государства к гражданам с инвалидностью и ратификации Конвенции о правах инвалидов реестр в том числе будет решать вопросы трудоустройства граждан. Сведения из ФРИ об инвалиде трудоспособного возраста с рекомендациями медико-социальной экспертизы по условиям труда позволят службам занятости субъектов РФ формировать персонализированные предложения по трудоустройству инвалида, причем даже в отсутствии инициативы с его стороны. ФРИ также решит проблему повторного назначения инвалиду выплат по одному и тому же основанию в разных субъектах страны.

Этапы реализации

Работа над реестром рассчитана на три этапа. В 2016 году успешно пройден первый из них, в ходе которого состоялось предпроектное обследование, проектирование и непосредственно создание реестра в качестве информационной системы. В ноябре реестр был протестирован и запущен в промышленную эксплуатацию, что позволило до конца года провести первичное размещение сведений об инвалидах, предоставленных федеральными ведомствами.

Помимо этого, на сайте Пенсионного фонда России создан и подготовлен к запуску личный кабинет инвалида, через который будет реализован доступ инвалида к сведениям ФРИ. С помощью сервисов кабинета можно будет получить информацию об инвалидности, рекомендованных и исполненных мероприятиях реабилитации и абилитации, пенсионных и социальных выплатах, которые установлены человеку с инвалидностью и на которые он имеет право, оказанных и положенных услугах. Также пользователь сможет обратиться за предоставлением услуг в электронном виде.

С 2017 года начался второй этап работы над ФРИ. Сведения от поставщиков информации уже поступают в реестр на регулярной основе, их полнота и достоверность проверяются. Параллельно актуализируются сведения, которые были размещены в реестр в рамках первичной загрузки. Это, в частности, данные из Фонда социального страхования, Федеральной службы по труду и занятости, Министерства образования и науки, Министерства труда, Министерства здравоохранения.

Сегодня ведется активная работа по подключению к реестру всех пользователей и поставщиков информации, в том числе на уровне субъектов РФ. К концу года реестр будет открыт как для всех ведомств, так и для инвалидов. Уже в ближайшем будущем все люди с инвалидностью могут получить в личном кабинете информацию о положенных им по закону льготах, подать электронное заявление на их получение, оставить отзыв о качестве оказанных услуг.

В последующие два года, на третьем этапе работы, ФРИ будет совершенствоваться, перечень и состав его сведений — расширяться. К системе подключатся все регионы России. Полномасштабное использование реестра для предоставления инвалидам государственных услуг планируется начать с 2018 года. На этом же этапе ФРИ будет интегрирован с порталом госуслуг и единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО), также разрабатываемой Пенсионным фондом в настоящее время.

В результате Федеральный реестр инвалидов станет единой базой данных для всех ведомств и организаций, которые занимаются вопросами реабилитации инвалидов, и, конечно же, для самих инвалидов. За счет создания ФРИ и ЕГИССО Пенсионный фонд России становится национальным центром индивидуального учета прав и расходов всей государственной социальной сферы, от муниципального до федерального уровня. После введения информсистем в полноценную эксплуатацию они будут аккумулировать и учитывать расходы бюджетов всех уровней на все виды государственных, региональных и муниципальных услуг по социальному обеспечению как по видам льгот и услуг, так и по каждому получателю. Все это позволит обеспечить более качественный уровень оказания услуг людям с инвалидностью, повысить эффективность государственного управления в этой области, а также способствовать выполнению требований Конвенции по правам инвалидов, которая была ратифицирована Россией.

Пресс-служба
Пенсионного фонда РФ

Поделиться