Несмотря на изменение экономических реалий, Росавтодор наращивает объемы дорожного строительства и ставит перед собой цель привести все федеральные трассы в нормативное состояние. О том, что происходит со стоимостью дорожного строительства, как повлияла на отрасль система «Платон», и многом другом мы поговорили с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Владимировичем СТАРОВОЙТОМ.
— Как новые экономические реалии отражаются на темпах дорожного строительства? Что можно сказать о вводе в эксплуатацию новых участков трасс?
— За последнюю пятилетку количество построенных километров федеральных трасс увеличилось на 20 процентов по сравнению с периодом с 2008 по 2011 год. Введено в эксплуатацию почти две тысячи километров новых дорог. Четверть из них запущена в самый лучший для нас, олимпийский год. Эти результаты можно признать успешными.
В этом дорожном сезоне продолжатся работы по строительству и реконструкции федеральной дорожной сети на участках общей протяженностью свыше двух тысяч километров.
Помимо этого, готовы к началу строительства 40 новых федеральных дорожных объектов со сроком реализации до 2020 года. В числе первоочередных объектов нового строительства: ликвидация последнего грунтового разрыва на трассе «Сортавала» и продолжение реконструкции трассы «Скандинавия» в Ленинградской области, строительство участка трассы «Холмогоры» в Вологодской области.
На трассе «Кавказ» будут строиться три участка в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии общей протяженностью более 50 километров. В Татарстане планируется строительство десятикилометрового участка трассы «Волга». В Амурской области готов к стройке
— Повлияла ли ситуация в экономике на стоимость строительства дорог?
— Наоборот, можно говорить об оптимизации. Стоимость строительства одного километра в однополосном исчислении по итогам прошлого года составила около 40 миллионов рублей. В частности, средняя стоимость километра федеральной дороги второй технической категории (самой распространенной в нашей стране) составила 44 миллиона рублей. Если говорить о реконструкции дорог, то стоимость таких работ сейчас для второй технической категории трассы еще меньше. Показатель составляет 38,2 миллиона рублей на километр.
Напомню, ранее средняя цена за километровую полосу дороги в России оценивалась более чем в 50 миллионов. Кстати, Россия не входит в число лидеров среди стран с самыми дорогостоящими трассами. При пересчете на рубли в США километр дороги обходится примерно в 127 миллионов, в Канаде — в 163 миллиона, в Германии — в 81 миллион.
— Как идет работа по исполнению поручения президента страны о приведении всех федеральных трасс в нормативное состояние? Что для этого планируется сделать в текущем году?
— За последние годы доля протяженности федеральных трасс в нормативном состоянии увеличилась с 39 до 71 процента. Этот результат можно справедливо назвать историческим рекордом в нашей стране. Только за последний год отремонтировано почти девять тысяч километров федеральных дорог, в том числе капитально.
Мы следуем намеченному графику, и к концу 2018 года в соответствии с поручением президента вся сеть федеральных автомобильных дорог страны будет приведена в нормативное состояние. Выполнение этой задачи является нашим основным приоритетом. Для достижения этого показателя будет отремонтировано почти 20 тысяч километров трасс.
— Что можно сказать о влиянии на дорожную отрасль системы «Платон»? Как можно оценить ее эффективность?
— Система только набирает проектную мощность, так как продолжает действовать льготный тариф для перевозчиков. Однако по итогам первого года ее работы на собранные с помощью системы средства уже отремонтировано более тысячи километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах страны. К примеру, в Петрозаводске удалось восстановить две трети улиц города. В 19 субъектах начался долгожданный ремонт 24 аварийных и строительство семи новых мостов.
Всего за полтора года работы системы «Платон» с ее помощью собрано более 25 миллиардов рублей, которые в полном объеме поступили в бюджет государства и распределены на конкретные проекты. В этом дорожном сезоне средства от системы «Платон» будут направлены в том числе на ремонт и развитие федеральных дорог. Если сравнивать прогнозные поступления от системы в бюджет с объемом средств, которые будут выделены в этом году на ремонт и содержание федеральных трасс (248 миллиардов рублей), то с учетом продления льготного тарифа для перевозчиков они составят почти десять процентов от данной суммы. То есть условно каждый десятый рубль, вложенный в ремонт дорог, будет получен благодаря системе.
— Как происходил выбор объектов, которые уже получили средства от первых сборов системы «Платон»?
— Все участки автомобильных дорог, на ремонт которых из дорожного фонда страны направлены средства от сборов системы «Платон», были определены самими регионами. Это было сделано по результатам проведения диагностики дорожной сети, общественных слушаний и онлайн-голосований жителей. Это самые проблемные участки дорог, требующие неотложного ремонта. Аналогичная ситуация и с мостами — все эти объекты находились в аварийном состоянии и угрожали безопасности автомобилистов. На некоторых из них уже действовали запреты для проезда грузового и легкового транспорта. Приведение данных переправ в нормативное состояние позволяет решить транспортные проблемы регионов, избавив автомобилистов от необходимости пользоваться многочасовыми объездными маршрутами.
С этого года сами грузоперевозчики смогут выбирать дороги, которые будут отремонтированы за счет этих средств. Такой опрос заработал в рамках проекта Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог». Таким образом, грузоперевозчики смогут предложить конкретные участки трасс, на ремонт и реконструкцию которых будут направлены средства дорожного фонда.
— На какие проекты и программы в области дорожного хозяйства в этом году регионам будет предоставлена федеральная поддержка?
— В этом году в региональные дорожные фонды из госбюджета будет направлено 87,5 миллиарда рублей. В данную сумму входят и субсидии по федеральной программе «Автомобильные дороги», и софинансирование особо значимых региональных дорожных проектов, и средства на строительство новых дорог с твердым покрытием к сельским поселениям. И, конечно же, туда входят трансферты на подготовку улично-дорожной сети городов к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Федеральная «помощь» региональным дорогам составляет более десяти процентов от совокупного объема дорожных фондов субъектов.
При распределении средств существует четкая приоритизация, установлены целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализованных мер. К примеру, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» уже к концу года более 50 процентов всех дорог в 38 крупнейших городских агломерациях страны будут приведены в нормативное состояние. Еще через семь лет этот показатель в данных агломерациях достигнет 85 процентов, что будет практически сопоставимо с уровнем федеральных трасс по критериям качества и безопасности. Эффект от реализации проекта почувствуют на себе более 41 миллиона человек.
— За счет чего можно улучшить состояние региональных дорог?
— Добиться желаемых результатов только за счет бюджетных средств будет практически невозможно, поэтому нужно привлекать в дорожные фонды неналоговые источники финансирования, к которым, к примеру, относится система «Платон». В регионах должна активнее развиваться практика привлечения в инфраструктурные проекты частных инвестиций. Для этого на федеральном уровне предусмотрена программа поддержки проектов государственно-частного партнерства.
С этого года регионы также начнут получать межбюджетные трансферты от Росавтодора в рамках дополнительной финансовой поддержки на строительство и эксплуатацию дорожных объектов в рамках ГЧП. Особенность таких проектов — в схеме трехстороннего финансирования: за счет средств федерального дорожного фонда, бюджета региона и вложений частного сектора (последние должны составить не менее 15 процентов). Первые межбюджетные трансферты по данной программе будут направлены на строительство транспортного обхода Хабаровска, трассы Пермь — Березники, а также нового моста через реку Обь в Новосибирске. Дополнительному импульсу для привлечения в дорожные проекты частных инвестиций также способствовала система «Платон».
— По итогам прошлого года Росавтодор стал одним из крупнейших государственных заказчиков страны. Удалось ли добиться экономии бюджета на торгах? Если да, то на что были направлены эти средства?
— По итогам 2016 года ведомством было проведено более 25 тысяч госзакупок, в результате которых удалось добиться существенной экономии бюджетных средств. Данные ресурсы были дополнительно направлены на увеличение объемов дорожных работ.
Результативность и эффективность закупок для государственных нужд, проведенных в 2016 году Росавтодором и подведомственными ему федеральными казенными учреждениями, также подтверждается высоким уровнем заключения государственных контрактов по итогам закупок. Показатель составил 98,57 процента от общего количества процедур.
Кроме того, за прошлый год более 28,6 миллиарда рублей (20 процентов) объема госзаказа Росавтодора пришлось на долю малого бизнеса. По сравнению с предыдущим сезоном этот показатель увеличился на 1,5 миллиарда рублей.
Подготовил К. В. ОВЧАРУК
Многоуровневая развязка Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге
«Плата за тонны»
Система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу выше 12 тонн («Платон»), была запущена 15 ноября 2015 года. Само слово «Платон» является сокращением от «Плата за тонны».
Оплата проезда осуществляется двумя способами: с помощью маршрутной карты или бортового устройства. В настоящий момент 90% транспортных средств российских перевозчиков оборудовано бортовыми устройствами. Расчет напрямую зависит от фактического пробега транспортного средства. Оператором системы является компания «РТ-Инвест Транспортные системы».
Всего в системе зарегистрировано более 297 тысяч компаний и более 840 тысяч транспортных средств. Интересно, что в настоящее время плату с грузовиков взимают почти все европейские страны.