Что ожидает экономику российских городов и регионов, а также стран Европы в 2017 году? Прогнозы от экспертов Fitch Ratings услышали участники ежегодной конференции агентства, посвященной городам и регионам России.
Прежде чем познакомить участников конференции с прогнозами на 2017 год, старший директор, начальник управления по развитию бизнеса в России и СНГ Fitch Ratings Ю. К. Бельская фон Телль подвела некоторые итоги работы агентства в России. Так, по ее словам, агентство присвоило 26 новых рейтингов. Из них пять рейтингов в секторе региональных финансов (Пермский край, Свердловская область, Ханты-Мансийский и Ямало—Ненецкий автономные округа, Республика Башкортостан), остальные в корпоративном и банковском секторе. Также она напомнила, что в марте 2017 года Fitch Ratings подтвердил долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Российской Федерации в национальной и иностранной валютах, оставив их на последней ступени инвестиционного уровня — «BBB-» со стабильным прогнозом.
Бельская фон Телль подчеркнула, что Fitch Ratings — это единственное международное агентство, которое в сложной геополитической ситуации поддерживает рейтинги РФ в инвестиционной категории.
По данным статистики публичного размещения, в
Кризис миновал?
Как отметил Кристоф Паризо, управляющий директор по международные региональным финансам Fitch Ratings, с 2016 года в странах региона ЕМЕА наблюдается улучшение финансовой ситуации. «До 2016 года большинство рейтингов стран ЕМЕА имели негативные прогнозы, — напомнил Паризо. — В 2017 году мы наблюдаем улучшение ситуации. В частности, сегодня 81 процент наших рейтингов региональных органов власти имеют стабильный прогноз». По мнению эксперта, сегодня уже можно говорить о том, что страны Европы оправляются от кризиса и сектор государственные финансы имеет повышающийся тренд. Правда, Паризо оговорился, что в разных странах ситуация отличается, некоторым по-прежнему нужна поддержка центрального правительства. Например, на поддержку ликвидности от центрального правительства полагается большинство испанских регионов. Как следствие, Fitch Ratings оставил нижний предел рейтинга на уровне «BBB-» для всех регионов, кроме Каталонии.
Долговая же нагрузка остается высокой. В некоторых регионах долг превышает 200% от доходов и 20% от ВРП. Оптимизм вселяет тот факт, что долг этот в основном перед центральным правительством, и это сглаживает риск рефинансирования.
Растущий политический риск на фоне высокого долга, слабый рост ВВП на 1%, низкие капитальные расходы на уровне 7% от всех расходов, сдерживаемые сбалансированным бюджетным правилом, — так Fitch Ratings охарактеризовал ситуацию в Италии. В итоге — негативный прогноз по суверенным рейтингам ввиду слабых перспектив бюджетной консолидации.
А вот субнациональные образования Польши в целом имеют позитивный прогноз, хотя предполагаются изменения институциональной среды: увеличение порога по налогу на доходы физических лиц, новый механизм выравнивания бюджетов.
Кроме того, Паризо обратил внимание на то, что в Европе наблюдается структурная сложность с точки зрения управления бюджетами, а также контроля за расходованием данных средств. Старение населения в Европе вызовет увеличение расходов на социальные услуги, это в свою очередь окажет давление на расходование бюджетных средств и спровоцирует негативный операционный баланс. Подобные изменения могут привести к тому, что региональные органы власти будут нуждаться в поддержке центральных правительств.
Россия: восстановление финансового сектора
Что касается ситуации в России, то, по словам старшего директора, руководителя группы по международным региональным финансам Fitch Ratings В. Е. Редькина, в 2016 году существовал четкий тренд на сокращение бюджетных дефицитов и ужесточение требований к их ограничению со стороны Федерации (рисунок 1).
«В принципе в последнее время каждый год в бюджеты закладывался план по сокращению дефицита, но, как правило, он не реализовывался», — считает Редькин. По мнению эксперта, ситуация изменилась за счет роста налоговых доходов, в первую очередь акцизов, налога на прибыль от финансового сектора. Кроме того, многие субъекты продемонстрировали хороший контроль над расходами. «В краткосрочном плане — это хорошая тенденция, приведшая к сокращению дефицита. Вместе с тем мы видим, что доля капитальных расходов приблизилась к десяти процентам от общих расходов, что очень мало. И в долгосрочном плане этот очень низкий показатель в какой-то момент все равно придется наверстывать».
Также положительно сказалось на ситуации сохранение во всех формах финансовой поддержки из федерального бюджета. И наконец, в конце года Fitch Ratings изменил прогноз по рейтингам России с «негативного» на «стабильный», что, без сомнения, сняло давление в первую очередь со стороны суверенного рейтинга.
Что касается темпов роста доходов и расходов, то эксперт агентства обратил внимание на то, что доходы третий год опережают темпы роста расходов, правда, рост и тех и других весьма невелик. «На фоне борьбы с инфляцией регионам приходится только мечтать о ситуации 2009 года, когда темпы роста доходов составляли
Если говорить о налоговых доходах (рисунок 2), то их рост в 2016 году больше, чем инфляция, — 8%. Интересна структура данного дохода. Так, НДФЛ надолго стал самым крупным налогом с точки зрения формирования налоговых источников, налог на прибыль держит второе место. Впечатляющий рост 36% зафиксирован по акцизам, который был достигнут в основном из-за высоких ставок. Как заметил эксперт, в 2017 году ситуация изменится из-за снижения ставок.
Налог на прибыль — один из самых значимых, и вместе с тем он волотильный. Именно от динамики данного налога во многом и зависит объем дефицита и профицита бюджета. «Анализ налога на прибыль показывает, что в 2015 году его рост составил 7,4 процента, — напомнил Родькин. — В основном рост обеспечили отрасль добычи полезных ископаемых и остальные отрасли промышленности, а также аренда недвижимости. Торговля и финансовый сектор показали довольно большой спад. В 2016 году мы предполагали, что добыча полезных ископаемых откатится, а финансовый сектор вырастет». По словам представителя Fitch Ratings, результат превзошел самые смелые ожидания — финансовый сектор показал 287,3%, а в отрасли добычи полезных ископаемых наблюдается снижение — 22,3% (рисунок 3). Плюс данной ситуации в том, что добыча полезных ископаемых концентрируется в определенном, не очень широком круге регионов, а положительный эффект от финансового сектора размытпо всем территориям.
Такая ситуация привела к довольно существенному снижению в прошлом году медианного дефицита (рисунки 4, 5). В относительном выражении к доходам долг стабилизировался на уровне 32%. «Это в принципе немного, — считает Редькин. — По европейским регионам и городам средние цифры составляют от 40 и до 60 процентов. Например, в Испании в некоторых регионах — 200 процентов. На таком фоне долг субъектов РФ невелик».
Что год текущий нам готовит
Какие факторы будут влиять на оценку кредитоспособности в 2017 году? Как считает Редькин, несмотря на положительные тренды 2016 года общее давление на бюджетную систему страны сохранится и в текущем году. Останется дефицит федерального бюджета и пенсионной системы. Также ожидается стагнация налоговых доходов вследствие слабого восстановления экономики и повышение ставок в предыдущем году.
«По некоторым налогам мы ожидаем некоторого отката после хороших показателей прошлых лет. То есть налицо риск сохранения налоговых доходов на уровне 2016 года, — озвучил прогноз спикер. — Что касается расходов, то идет предвыборный год, и большой вопрос, сумеют ли регионы и города сохранить хороший тренд на сдерживание расходов».
В текущем году свой положительный эффект для существенного числа эмитентов дадут поддерживающие факторы: предоставление бюджетных кредитов на замещение рыночного долга, изменение расчета дотаций для большинства регионов. При долгосрочном же прогнозе главную роль играют другие, влияющие на рейтинги факторы. Так, эксперты агентства основную опасность видят в высокой степени централизации принятия решений на федеральном уровне, приводящей к низкой гибкости бюджетов. «Многие решения не зависят от субъектов РФ и муниципалитета, — напомнил Редькин. — Более того, решения, которые федеральные власти спускают вниз, не подкреплены финансовыми потоками или подкреплены, но в недостаточной степени. Соответственно, это тоже не добавляет стабильности и устойчивости всей системе страны». Низкий доступ к долгосрочному финансированию, короткий профиль погашения долга, слабая связь долговой и инвестиционной политики, отсутствие долгосрочного планирования — все эти факторы также влияют на рейтинги в долгосрочной перспективе.
Изменить ситуацию в положительную сторону можно сохранив управляемую долговую нагрузку в сочетании с удлинением долгового профиля и сглаживанием пиков выплат по долгу. Сильные операционные показатели исполнения бюджета как результат развития налоговой базы и сдерживание текущих расходов также поддержат кредитоспособность в глазах рейтингового агентства.
О. В. ИЗУТОВА
[1] Пока готовился материал, ЦБ аккредитовал филиалы Fitch Ratings. Информация об этом размещена на сайте регулятора.