Финансы № 6 Июнь 2017 — 23 июня 2017

Муниципальная финансовая политика Сочи: приоритеты, проблемы, резервы

Версия для печати 3828 Материалы по теме
Муниципальная финансовая политика Сочи: приоритеты, проблемы, резервы

При формировании бюджетной политики городу-курорту Сочи приходится учитывать специфические особенности, характерные только для этого муниципального образования. В том числе, например, и такие, как рост численности населения, наблюдающийся здесь на протяжении последних нескольких лет, необходимость содержания и дальнейшего развития постолимпийской инфраструктуры города.

Сергей Иванович ЩЕРБИНИН, директор департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи

Доверяй, но проверяй

Залогом успешного развития демократического государства является доверие граждан. Но чтобы доверять власти с полным на то основанием, гражданам необходимо владеть информацией — в частности, иметь право и возможность знать, как расходуются средства, отданные ими государству в виде налогов и сборов.

Одним из приоритетов финансовой политики города-курорта Сочи является обеспечение открытости и прозрачности процесса управления муниципальными финансами, а также информирование широкого круга граждан об основных направлениях бюджетной политики города. Так, начиная с 2013 года, в Сочи проводится планомерная работа по повышению доступности для граждан информации о бюджете муниципального образования и его направлений, включая разработку и опубликование в сети интернет брошюры «Бюджет для граждан». Электронная брошюра «Бюджет для граждан» формируется к проекту бюджета города на очередной финансовый год, к утвержденному бюджету города Сочи, а также по итогам исполнения бюджета за год и ежемесячно.

Два года подряд Сочи признается победителем регионального этапа конкурса проектов по представлению бюджета для граждан. А в 2015 году конкурсный проект департамента по финансам и бюджету (ДФБ) администрации города занял второе место в федеральном конкурсе, организованном ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Сохранить стабильность

Основным приоритетом в управлении муниципальными финансами города является проведение сдержанной бюджетной политики, направленной в первую очередь на сохранение бюджетной стабильности и обеспечение своевременного исполнения социальных обязательств.

В этих целях в Сочи принята Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года. Кроме того, выработаны и реализуются меры по обеспечению сбалансированности бюджета города. Наряду с мероприятиями, направленными на стимулирование роста налогового потенциала, особое значение придается работе по сокращению задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективному управлению и распоряжению в сфере имущественных и земельных отношений, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков.

Результатом данной работы является, к примеру, такой показатель, как количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог на имущество предъявлен к уплате в бюджет муниципального образования. Рост этого показателя относительно 2012 года составил 135%. Если еще в 2012 году количество объектов, по которым налог на имущество был предъявлен к уплате в бюджет, составляло 93,6 тысячи единиц, то по итогам 2015 года эта цифра превысила 126 тысяч. Также следует отметить и увеличение количества земельных участков, в отношении которых начислен к уплате земельный налог: с 54,7 тысячи в 2012 году до 65,3 тысячи в 2015 году (рост данного показателя составил 119,4%).

Вывести из тени

В Сочи ведется постоянная работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов МСУ города и налоговых органов в части качественного администрирования доходных источников бюджета и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая теневую заработную плату и неформальную занятость. Так, по результатам работы межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, созданной при главе города Сочи, только за 2016 год заключено 17 тысяч трудовых договоров с сочинцами, работавшими ранее по серым схемам, без оформления официальных трудовых отношений.

Итогом работы по организации безусловного исполнения бюджетных назначений доходной части бюджета города, а также по выявлению и мобилизации дополнительных резервов являются показатели, отмеченные в таблице «Налоговые и неналоговые доходы города Сочи в 2015 и 2016 годах» и рисунке «Сравнительная схема некоторых доходов города Сочи в 2015 и 2016 годах».

Таблица. Налоговые и неналоговые доходы города Сочи в 2015 и 2016 годах

Отчет об исполнении бюджета города Сочи, млн руб.

Динамика, %

2015

2016

Налоговые и неналоговые доходы — всего

6235,3

7937,2

127,3

В том числе:

Налог на доходы физических лиц

1838,5

1972,8

107,3

Налог на прибыль организаций

146,3

156,2

106,8

Единый налог на вмененный доход

598,0

606,5

101,4

Налог на имущество физических лиц

211,7

236,5

111,7

Доходы от использования муниципального имущества

1830,0

2009,6

109,8

Другие налоговые и неналоговые доходы

1610,8

2955,6

183,5

сочи1.gif

Мобилизовать ресурсы на приоритетных направлениях

В непростых социально-экономических условиях основным резервом муниципальной финансовой политики в городе Сочи является повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет мобилизации ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, оптимизации муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих.

В Сочи осуществлен анализ полномочий и функций, выполняемых органами МСУ, в результате которого приняты решения о сокращении штатной численности работников органов местного самоуправления с соответствующим сокращением расходов на их содержание. Утверждены нормативы расходов на обеспечение деятельности органов МСУ. Проведен анализ результатов деятельности муниципальных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджета города Сочи. Приняты управленческие решения по реорганизации отдельных учреждений и сокращению расходов на финансирование муниципальных учреждений города за счет увеличения поступлений от предпринимательской деятельности данных учреждений.

Системный подход и согласованная работа всех отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Сочи, направленная на повышение налогового потенциала, эффективное использование бюджетных средств, а также на качественное управление долговыми обязательствами города, позволили сократить объем муниципального долга на начало 2017 года на 24,6% относительно данного показателя предыдущего года.

Следует отметить, что безусловным приоритетом финансовой политики города является предоставление качественных и конкурентных муниципальных услуг социальной направленности. Бюджет города Сочи сегодня является социально ориентированным — социальные расходы составляют более 54% от всех расходов бюджета муниципального образования.

Другими приоритетами финансовой политики Сочи являются: реализация на территории города адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Закона № 185‑ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», обеспечение сохранности и совершенствование автомобильных дорог общего пользования, реализация полномасштабных мер по обеспечению комплексной безопасности жителей и гостей курорта, находящихся на территории нашего города, и ряд других вопросов, касающихся улучшения качества жизни горожан.

Найти источники дополнительных доходов

Жители России проявляют к Сочи большой интерес, что подтверждается увеличением численности населения города. Если по состоянию на 1 января 2010 года в Сочи было зарегистрировано 415,1 тысячи человек, то сегодня (по состоянию на 1 января 2017 года) мы можем говорить о 492,6 тысячи проживающих. Не может не радовать и стабильный рост рождаемости в Сочи на протяжении нескольких последних лет.

Говоря о реализации указа Президента РФ по вопросу ликвидации к 2025 году второй смены в общеобразовательных учреждениях города, следует отметить, что с учетом непрерывно растущей численности детей в городе необходимо построить девять новых школ, ввести более 15 тысяч новых мест в образовательных организациях города. Задача по ликвидации очередности в детские дошкольные учреждения, а также второй смены в общеобразовательных учреждениях решается в городе при огромной поддержке федерального центра и, соответственно, регионального бюджета при условии софинансирования за счет средств бюджета города.

Развивать туристический потенциал, позиционировать город как курорт мирового уровня — задача, требующая существенных финансовых затрат. Сегодня в Сочи ежегодно проводится более 200 мероприятий, в том числе всероссийского и международного уровней. Необходимо отметить, что это является дополнительной нагрузкой на транспортную и коммунальную сферы. Создание благоприятной среды для приезжающих на курорт — это непрерывный процесс благоустройства территории города и его районов, мест массового отдыха граждан, проведения культурно-массовых мероприятий.

По итогам 2016 года Сочи посетили 6,5 миллиона гостей, что в 13 раз превышает численность жителей самого города. Для сравнения: по данным аналитического агентства ТурСтат, численность гостей, посетивших в 2016 году Санкт-Петербург, составила 6,9 миллиона человек.

Сегодня доходы от санаторно-курортной деятельности в общей структуре поступлений налоговых доходов города Сочи равняются 17,7%. И следует отметить, что доходы, которые город получает от данного вида деятельности, не покрывают объем затрат, вкладываемых в содержание и развитие курортной инфраструктуры. Так, поступления в бюджет города НДФЛ от санаторно-курортной деятельности за 2016 год составили 446,2 миллиона рублей, а налог на прибыль — 45,2 миллиона рублей. Между тем только содержание объектов постолимпийского наследия обходится бюджету города более чем в 200 миллионов рублей.

С учетом новых вызовов, стоящих перед городом, определять первоочередность задач в пределах имеющихся финансовых ресурсов становится сложнее. При этом приходится констатировать негативную тенденцию по изменению бюджетного законодательства в части сокращения нормативов отчислений в бюджеты городских округов по НДФЛ с раннее установленных 30% до сегодняшних 22%. При этом надо учитывать, что доля поступлений от НДФЛ в общем объеме налоговых и неналоговых доходов в бюджете города составляет 24,9%.

Несмотря на положительную динамику налоговых и неналоговых поступлений в городской бюджет в 2016 году, источники поступлений, формирующие доходную часть бюджета города, не позволяют в полной мере покрыть расходные обязательства муниципального образования в части содержания и развития инфраструктуры города. Сегодня Сочи является площадкой для проведения мероприятий общероссийского и международного уровней, что требует дополнительной финансовой нагрузки на всех направлениях экономической деятельности муниципалитета.

Поделиться