Версия для печати 1264 Материалы по теме
Городам нужна самостоятельность, подкрепленная деньгами

В рамках Красноярского экономического форума прошло III расширенное заседание АСДГ. Представители муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока обсудили проблемы, касающиеся доходов и расходов муниципалитетов, их экономических основ.

«Эти проблемы необходимо обсуждать и решать, — сказал Э. Ш. Акбулатов, глава города Красноярска, — тем более что количество задач, стоящих перед МСУ, все растет». На последнем заседании совета АСДГ, проходившем в Красноярске в феврале 2016 года, уже обсуждались вопросы, связанные с государственным и муниципальным частным партнерством (ГЧП и МЧП). Актуальны они и сейчас. Коммунальное хозяйство, управление жилым фондом, развитие социальной сферы — образования, культуры, спорта, — многие вопросы в этих сферах на местах решаются путем привлечения заинтересованных частных партнеров. Например, Красноярск продолжает финансировать работу частных дошкольных образовательных учреждений, чтобы вовлечь их в систему муниципальной услуги по дошкольному образованию — город покупает три тысячи мест в частных дошкольных образовательных учреждениях. Активно модернизирует парк общественного транспорта. Так, благодаря конкурсам в течение прошедшего года удалось вывести на улицы Красноярска более 220 тысяч нового подвижного состава.

Мэр Новосибирска, вице-президент АСДГ А. Е. Локоть, выступая с докладом «Федеральные программы по благоустройству: возможности и риски для муниципалитетов», озвучил несколько инициатив, касающихся распределения полномочий между федеральным центром и муниципалитетами. «Проблема финансовой обеспеченности местных бюджетов актуальна для всех муниципалитетов — это общее уязвимое место государственной политики. Сегодня большинство крупных городов, не говоря уже о малых, остались практически без бюджетов развития, — обозначил проблему вице-президент АСДГ. — На уровне муниципалитетов страны дисбаланс усиливается, особенно остро это ощущается в крупных городах, таких как Новосибирск. Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 миллиона человек, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой. Это не гибкий инструмент».

Потребности любого города-миллионника в благоустройстве, в социальных объектах огромны. По словам Локтя, новосибирскими депутатами собрано более 4,5 тысячи только обоснованных наказов от жителей, более 70% которых касаются вопросов благоустройства. Это внутриквартальный ремонт, установка детских и спортивных городков, ремонт дорог, освещение. Для реализации этих проектов необходимо 65,7 миллиарда рублей сроком на пять лет. «При том, что годовые доходы бюджета составляют порядка 36 миллиардов рублей, а бюджет развития — то есть деньги, которыми мы вольны распоряжаться, помимо федеральных программ, — всего 900 миллионов рублей в год. При таких возможностях решить наказы граждан невозможно», — резюмировал мэр Новосибирска. Вероятные источники наполнения местных бюджетов, по версии новосибирского главы: закрепление за бюджетами крупных городов доли от прибыли предприятий и возможность роста доли муниципалитета при распределении НДФЛ.

Также в ходе доклада в числе нерешенных проблем было отмечено и нерациональное распределение полномочий между уровнями власти. С одной стороны, город обязан благоустраивать территории и поддерживать их в порядке, с другой — не имеет права наказывать граждан, например паркующихся на газонах и детских площадках. В связи с этим глава Новосибирска считает необходимым обратиться в федеральный центр, чтобы местным властям предоставили соответствующие полномочия. «Чтобы мы не только создавали, но и содержали эти территории», — заключил Локоть.

Вторым инструментом защиты и развития городской среды помимо названного выше вице-президент АСДГ видит внесение в федеральное законодательство поправок, позволяющих городам оставлять часть поступлений от штрафов ГИБДД на развитие дорожно-транспортной сети.

«Городам нужна самостоятельность, подкрепленная деньгами», — выразил общее мнение представитель руководства АСДГ.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться