8 июня в Москве состоялась X Всероссийская конференция «Бюджетная политика муниципальных образований в современных условиях», приуроченная к подведению итогов очередного всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» (с ними можно ознакомиться в июньском номере журнала «Бюджет», а также на сайте конкурса1).
Открывая конференцию, руководитель объединенных редакций издательского дома «Бюджет» и автор идеи конкурса В. Д. Дзгоев с удовлетворением отметил, что за десятилетие конкурс получил всеобщее признание. «Приятно осознавать, что конкурс состоялся и сегодня его признают все — как миллионные города, так и небольшие районы. В этом огромная заслуга Союза финансистов России и лично Надежды Сергеевны Максимовой, а также наших коллег, в разное время представлявших Совет Федерации — Евгения Викторовича Бушмина, Владимира Анатольевича Петрова, Александра Васильевича Смирнова», — подчеркнул Дзгоев.
Согласно статистике, озвученной на конференции, за десять лет через конкурс прошло более пятисот уникальных участников — городских округов и муниципальных районов из 81 субъекта РФ. Что касается результатов, демонстрируемых муниципальными образованиями, то были отмечены как позитивные, так и негативные тенденции. Так, из года в год улучшается ситуация в области открытости финансов, сокращается количество нарушений бюджетного законодательства. В то же время сохраняется проблема колоссальной финансовой зависимости местного самоуправления от государственной власти, это становится очевидным, если изучить конкурсную документацию участников.
Ресурс для развития
Общий срез текущей ситуации в области экономики и финансов дала председатель Совета НП «Союз финансистов России», заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Максимова. По ее оценке, период рецессии в целом можно считать пройденным: по итогам 2016 года случился пусть и небольшой (0,3%), но все же прирост экономики. Удалось значительно снизить инфляцию — до 4,2% вместо тех двухзначных цифр, которые наблюдались еще два года назад. В то же время внешнеэкономическая конъюнктура остается неблагоприятной.
По мнению депутата, ключевой проблемой в сфере общественных финансов остается значительная централизация доходных источников на федеральном уровне. «Поскольку нам пока не удается перераспределить доходные полномочия в пользу региональных и местных бюджетов, мы стремимся помогать им с софинансированием мероприятий, строительством различных объектов. В последнее время из федерального бюджета идут большие вложения в систему образования, здравоохранение, жилищное хозяйство. Мы видим существенные подвижки в решении проблемы аварийных домов, в строительстве жилья для детей-сирот», — отметила Максимова. По ее данным, в 2016 году доля федерального софинансирования программ, связанных с ЖКХ, доходила до 95%. В 2016 году начата программа по софинансированию строительства школ: в прошлом году на нее было направлено 25 миллиардов рублей, в 2017 году пока распределено всего 10 миллиардов, однако, по мнению депутата, эта сумма может быть увеличена.
Стартовали и другие новые программы с федеральным участием: по развитию муниципальных музеев и домов культуры, по благоустройству дворов, по обновлению парка школьных автобусов и машин скорой помощи.
Как подчеркнула Максимова, при всех плюсах прямой поддержки из вышестоящих бюджетов приоритетной задачей должно быть укрепление финансовых основ местного самоуправления. В этом смысле неплохо себя зарекомендовала программа стимулирования кредитования субъектов МСП «Шесть с половиной»: в 2016 году малый бизнес получил 125 миллиардов рублей на льготных условиях, а его доля в ВВП достигла почти 20%. Дают свои результаты и усилия по поддержке отдельных отраслей экономики, включая сельское хозяйство. В 2016 году прирост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил почти 10%. В 2017 году большинство регионов получает дополнительные доходы по сравнению с запланированными.
По данным Минфина России, в 2016 году дефицит региональных бюджетов снизился со 170 до 12 миллиардов рублей. При этом проблема дефицита остается актуальной и госдолг продолжает расти, отметила Максимова. К тому же в 2018 году наступает срок погашения ранее выданных бюджетных кредитов, что неизбежно поднимет вопрос об их реструктуризации или пролонгации.
Динамика поступления доходов в местные бюджеты в 2017 году положительная: за четыре месяца прирост доходов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года составил 102,2 миллиарда рублей. На 1 мая ФНС России отмечала рост поступлений по всем важным для МСУ налогам: по налогу на имущество физлиц — на 76%, по патентной системе — на 37,1%, по налогу на прибыль — на 31,6%, по единому сельхозналогу — на 10,5%, по НДФЛ (который занимает 58% в налоговых доходах местных бюджетов) — на 5,8%. Несмотря на позитивную в целом динамику, местные бюджеты далеки от благополучия, считает Максимова: основная масса муниципалитетов в лучшем случае имеет возможность финансировать текущие расходы, но не располагает ресурсами на развитие.
Госзаказчикам упростят жизнь
В апреле текущего года было принято постановление Правительства РФ № 446, которое передало полномочия в сфере регулирования контрактных отношений от Минэкономразвития России к Минфину России. Как подчеркнул на конференции Д. А. Егоров, начальник отдела нормативно-правового регулирования исполнения контрактов департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, его ведомство продолжает работу по всем поручениям, которые ранее находились на исполнении в МЭР.
В числе важнейших задач на 2017 год, по его словам, наполнение и ведение каталога товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется для государственных и муниципальных нужд. Другая серьезная задача — введение системы «Электронный магазин». Третьей по важности задачей Егоров назвал совершенствование системы планирования закупок. «Рассматривается возможность объединения планов закупок и планов-графиков закупок, изменения требований к обоснованию закупок, обсуждается оптимизация отчетной деятельности заказчиков, пересмотр сроков внесения изменений в планы закупок и планы-графики. В целом на повестке дня большое количество изменений: в ближайшее время Минфин намерен существенно пересмотреть и оптимизировать все те процедуры, с которыми заказчик сталкивается ежедневно», — рассказал Егоров. Помимо этого, разрабатываются изменения в методику расчета размеров неустоек (штрафов, пеней), чтобы сбалансировать интересы заказчика и исполнителя, готовится совершенствование антидемпинговых мер и механизмов обеспечения контрактов.
Единые стандарты для контролеров
Для того чтобы система внутреннего финансового контроля заработала эффективно (в том числе на муниципальном уровне), необходимы законодательные изменения, отметил заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков. Он сообщил, что министерство уже подготовило оперативные поправки в БК РФ в части совершенствования государственного финконтроля. «Сейчас сфера финансового контроля довольно узкая — в нее входит контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Получается, что целый ряд неправомерных решений, непосредственно влияющих на расходы и нарушающих отраслевое (но не бюджетное) законодательство, оказывается за рамками данной сферы. Предлагается эти рамки расширить и добавить туда контроль за соблюдением и иных актов, которые обуславливают расходные обязательства», — рассказал Бычков.
Он также сообщил, что до конца текущего года либо в первой половине 2018 года может быть создана единая федеральная система стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля. «Базовые стандарты, утверждаемые на федеральном уровне, будут распространяться на всех контролеров, включая региональных и муниципальных. Сейчас каждый варится в собственном соку, устанавливая собственные порядки осуществления контроля, классификаторы, и мы видим разброд и шатание. Настало время все это систематизировать», — считает спикер.
Проекты и программы
Элементы проектного подхода в государственном управлении присутствовали всегда, но официально проекты как управленческий механизм и составная часть бюджетного процесса начинают использоваться только сейчас. Так, в конце 2016 года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам определили 11 направлений, в рамках которых формируются приоритетные проекты. С начала 2017 года эти проекты фактически реализуются: они включены в закон о бюджете, погружены в госпрограммы и промаркированы кодами бюджетной классификации. Как отметила начальник управления госпрограмм и бюджетирования Аналитического центра при Правительстве РФ Т. В. Горовая, проектные офисы уже поручено сформировать во всех субъектах РФ. Таким образом, проектной деятельности был дан старт на региональном и муниципальном уровнях. Цель всей этой работы — дать властям разного уровня возможность выделять приоритеты и реализовать их в ускоренном режиме. В существующем нормативном поле это сделать довольно сложно: мешают бюрократические барьеры по согласованию решений и нормативных актов.
Горовая рассказала об изменениях в структуре государственных и муниципальных программ, которые могут последовать в связи с внедрением проектной деятельности. Сегодня приоритетные проекты или части приоритетных проектов (отдельные мероприятия) включены в госпрограммы в качестве подпрограмм, основных мероприятий или мероприятий подпрограмм, мероприятий ФЦП. Такая модель имеет очевидные минусы: усложнение процесса планирования и управления госпрограммой, дублирование отчетности, отсутствие оперативного управления. К 2018 году предлагается разделить госпрограммы на приоритетные и ведомственные проекты, а также подпрограммы, обеспечивающие деятельность ведомств и учреждений. Максимова предложила заранее предусмотреть соответствующие поправки в бюджетную классификацию, чтобы госпрограммы были своевременно доработаны и задержек с финансированием мероприятий не возникло.
Заместитель директора департамента развития комплексных решений Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» Е. В. Зенцова рассказала о новых эффективных инструментах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которые может предложить ИТ-сектор. Актуальность этой темы обусловлена особым вниманием к ней Минфина России, а также тем, что вопросы дальнейшего развития системы качества финансового менеджмента включены в перечень мероприятий отдельных госпрограмм.
Заместитель начальника управления государственных и специальных программ департамента государственных финансов АО «СМП Банк» В. А. Абрукин рассказал о механизмах повышения эффективности расходования бюджетных средств с привлечением коммерческих банков, в частности о банковском сопровождении государственных и муниципальных контрактов. По мнению эксперта, участие банков не только повышает эффективность расходов, но и защищает заказчика от недобросовестных исполнителей и соисполнителей контракта, поскольку обеспечивает их проверку на чистоту деятельности.
Д. А. Макарычев, заместитель руководителя департамента продаж НПО «Криста», поделился с собравшимися опытом автоматизации финансового контроля закупок в рамках части 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. По его словам, проще всего этот процесс протекал в тех регионах, где к региональным контрактным системам удалось подключить все муниципальные образования и настроить интеграцию с муниципальными системами исполнения бюджета.
М. А. ЦУЦИЕВ
Конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» проводится с 2007 года журналом «Бюджет» совместно с Союзом финансистов России и при поддержке Совета Федерации. В состав конкурсной комиссии входят представители Совета Федерации, Государственной думы и Минфина России. В 2017 году главным партнером конкурса и конференции выступила Компания БФТ, стратегическим партнером — НПО «Криста», официальным партнером — АО «СМП Банк», партнерами — НПО «САПФИР» и компания «Совзонд».
Процесс адаптации к новым экономическим условиям сегодня еще продолжается. Вместе с тем одними из ключевых и устойчивых трендов последних лет в построении эффективных систем муниципального управления финансами являются унификация учетных систем, создание гибких инструментов получения достоверной управленческой отчетности, условий для существенного повышения неналоговых и налоговых поступлений в муниципальные бюджеты и другие не менее актуальные инструменты. Решение этих вопросов сегодня имеет первостепенное значение для муниципальных образований, что подтвердили участники и эксперты Х Всероссийской конференции «Бюджетная политика муниципальных образований в современных условиях».
Компания БФТ всегда готова оказать муниципалитетам необходимую поддержку по этим и многим другим актуальным вопросам муниципального управления. В текущем году компании исполняется 20 лет, и мне бы хотелось поблагодарить муниципальные образования России за оказанное доверие и возможность реализовать в наших совместных проектах лучшие практики в сфере управления общественными финансами.
Выражаю искреннюю благодарность и организаторам — журналу «Бюджет» и Союзу финансистов России — за проведение юбилейной конференции и подведение итогов конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Внимание, которое вы уделяете вопросам развития муниципальных образований, сегодня особенно ценно, поскольку именно муниципалитеты являются одной из движущих сил нашей страны. Дальнейших успехов, реализации намеченных целей и новых творческих начинаний!
А. Н. МОНОСОВ, генеральный директор Компании «Бюджетные
и Финансовые Технологии»
Уже несколько лет подряд АО «СМП Банк» выступает партнером Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», проводимого журналом «Бюджет» совместно с Союзом финансистов России. Не стал исключением и нынешний,
10-й, юбилейный конкурс.По сложившейся многолетней традиции, помимо участия в награждении основных победителей банк награждает призеров в спецноминации «За лучшее управление муниципальным долгом». АО «СМП Банк» уже долгое время является одним из лидеров в России по объемам кредитования муниципальных образований, поэтому нам хорошо знакомы многие примеры качественного и продуманного управления муниципальным долгом. Стоит отметить, что в целом по стране уровень качества управления муниципальным долгом стабильно остается на высоком уровне и более того, эффективность управления им постоянно растет. В 2017 году, по мнению банка, лучшими в данной номинации являются финансисты Хабаровска, Калуги и Городецкого муниципального района Нижегородской области.
От лица АО «СМП Банк» хочу искренне поздравить всех победителей конкурса и пожелать всем муниципальным образованиям финансовой стабильности и процветания, а их руководителям — интересных проектов и успеха в достижении целей!
Т. А. ГЕРАСИМОВА, Вице-Президент —
директор Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»
Поразительна география участников, номинантов и лауреатов конкурса! В этом главная ценность проведенного мероприятия, охватившего широкий круг вопросов, освещающих особенности и проблематику в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях; также отдельно была освещена и актуальная тема применения проектного управления при реализации государственных и муниципальных программ.
Стоит отметить что, впервые за десять лет истории лауреатами конкурса стали два муниципальных образования Свердловской области: Верхняя Пышма и Новоуральск. Отдельной номинации — «За построение коммуникаций между обществом и государством с использованием технологии блокчейн CITYCHAIN» — удостоился город Тюмень за реализованный совместный проект с НПО «САПФИР».
К. В. ЗБЫКОВСКИЙ, директор по развитию
НПО «САПФИР»