Ростовская область на протяжении ряда лет реализует реформы в сфере государственных финансов, которые затрагивают организацию бюджетного процесса, его открытость и прозрачность для населения, контроль за расходованием бюджетных средств. Эффективная реализация этих реформ требует постоянного повышения уровня автоматизации деятельности финансовых органов. Сегодня в регионе создана единая автоматизированная система управления общественными финансами, в основе которой лежит централизованный подход к планированию и исполнению бюджета. В статье рассмотрен опыт централизации бюджетного процесса в Ростовской области.
Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов
Министерство финансов области приступило к реализации проекта по созданию и внедрению единой автоматизированной системы управления общественными финансами еще в 2013 году. На тот момент в регионе отсутствовало единое хранилище информации, содержащей детализированные данные о планировании и исполнении бюджета в разрезе каждого участника бюджетного процесса. Кроме того, не были решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных. Для решения этих и других проблем министерство приняло решение о необходимости автоматизации всего процесса управления общественными финансами Ростовской области. Данный проект был успешно реализован в 2014 году.
Однако сложившаяся в последние годы экономическая ситуация потребовала пересмотреть подход к управлению финансами. Сегодня очевидно, что регионам необходимы такие проекты, которые приносят счетный и прогнозируемый результат в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Управленческие системы регионального уровня, слабо связанные с муниципальными системами, приводят к непрозрачности многих процессов, увеличению затрат, существенному затруднению в принятии обоснованных управленческих решений. Разрешить такую задачу под силу централизованным учетным системам. Поэтому нами было принято решение о внедрении централизованной модели планирования и исполнения бюджета в рамках единой автоматизированной системы управления общественными финансами. Исполнителем проекта стала Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии».
Проект обеспечил централизацию хранения и обработки всей информации о планировании и исполнении как областного бюджета, так и бюджета каждого отдельного муниципального образования в одном месте (в одной базе данных). При этом формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований региона реализованы как независимые процессы в рамках интегрированного процесса в масштабах всего субъекта РФ по принципу коллективной работы с единым хранилищем данных.
Сегодня в едином информационном пространстве объединены более 10 тысяч участников бюджетного процесса из 462 муниципальных образований Ростовской области:
- Министерство финансов Ростовской области;
- финансовые органы муниципальных образований Ростовской области;
- главные распорядители бюджетных средств, администраторы доходов бюджета и администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- автономные, бюджетные и казенные учреждения.
Важным преимуществом стала автоматизация и унификация документооборота каждого этапа по исполнению бюджета: от заведения заявки на расходование средств до момента отправки платежа с единого счета бюджета или подразделения. Сегодня все участники бюджетного процесса субъекта Федерации и муниципальных образований работают по единым нормам и правилам в соответствии с последними законодательными изменениями, что значительно упрощает и ускоряет работу сотрудников финансовых органов и учреждений Ростовской области: исключается некорректное заполнение, дублирование и многократный ввод информации, обеспечивается единообразие документов. Использование электронного документооборота и электронной подписи позволяет оперативно проводить процесс согласования между участниками бюджетного процесса и получать различные виды финансовой и аналитической отчетности в режиме реального времени.
Любая информация, которая хранится в единой базе данных системы планирования и исполнения бюджета Ростовской области, может быть оперативно представлена руководству, а также иным официальным лицам, в том числе контрольным органам. Данные формируются с любой степенью детализации: от общего отчета по различным критериям исполнения консолидированного областного бюджета до конкретных показателей расходной и доходной частей бюджета каждого отдельного муниципалитета области.
Централизованный подход позволяет отслеживать текущие потребности и обязательства подведомственных учреждений, оперативно распределять между бюджетами разных уровней выделенные финансовые средства, а также контролировать целевое расходование выделенных средств на муниципальном уровне. Такая модель обеспечивает своевременное финансирование и исполнение поставленных перед регионом целей и задач.
Подводя итог, хочется отметить, что единая автоматизированная система управления общественными финансами Ростовской области стала мощным и надежным инструментом, который позволил нам повысить прозрачность бюджетного процесса, существенно снизить временные и трудовые затраты, в том числе и специалистов министерства за счет непосредственного подключения к работе главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных образований и государственных и муниципальных учреждений.
Вместе с тем мы не планируем останавливаться на достигнутом. Система управления общественными финансами Ростовской области предоставляет широкие возможности и по дальнейшему совершенствованию финансовых процессов. На перспективу — это получение более информативной отчетности, а также дальнейшая интеграция с федеральными информационными системами.