25 апреля 2024 года
Регистрация
Госзаказ № 7 Июль 2017 — 16 июля 2017

Система закупок Мурманской области: аспекты развития

Версия для печати 1627 Материалы по теме
Система закупок Мурманской области: аспекты развития

Создание Управления государственного заказа Мурманской области 27 января 2009 года послужило основой для развития и совершенствования контрактной системы региона. После вступления в силу Федерального закона № 44‑ФЗ о контрактной системе, пришедшего на смену Закону № 94‑ФЗ, на базе управления был создан Комитет государственных закупок Мурманской области (далее — Комитет).

Дмитрий Аугустович РУУСАЛЕП, председатель Комитета государственных закупок Мурманской области1

На сегодняшний день Комитет является уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, за исключением запроса котировок и закрытых процедур для госзаказчиков и бюджетных учреждений, унитарных предприятий Мурманской области. Также Комитет осуществляет функции по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Мурманской области.

Совершенствование контрактной системы

В период с 2015 по 2017 год при поддержке губернатора Мурманской области Комитет проводит ряд мероприятий, направленных на повышение прозрачности отдельных видов закупок для государственных нужд региона.

1. Обеспечение открытости и прозрачности закупок, проводимых по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

В 2015 году Комитетом предложено обеспечить открытость закупок, проводимых по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ (так называемые малые закупки — до 100 тысяч рублей, в отдельных случаях — до 400 тысяч рублей). Напомним, что в целях экономии времени законодательно разрешено заключать договоры такого вида с единственным поставщиком. Однако при этом не соблюдаются принципы прозрачности, что создает предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств. Необходимо отметить, что в Мурманской области на такие закупки расходуется ежегодно около 300 миллионов рублей.

Для развития добросовестной конкуренции, расширения возможности участия малого и среднего бизнеса в закупках, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сентябре 2015 года Комитет на базе региональной автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «WEB-Торги-КС» создал специальный модуль «Малые закупки». Он представляет собой региональную торговую интернет-площадку, на которой предприниматели, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса, представляют свои предложения заказчикам при осуществлении закупок малого объема. За период работы модуля (2015–2017 годы) данная модель показала свою эффективность в части:

  • повышения открытости закупок малого объема (более 8,3 тысячи состоявшихся закупок на сумму 376,3 миллиона рублей);
  • обеспечения свободного доступа к закупкам малого объема всех потенциальных участников, в том числе открытия дополнительных возможностей для малого и среднего бизнеса, особенно для региональных поставщиков (зарегистрировано свыше 2,5 тысячи поставщиков (подрядчиков, исполнителей), среди которых 75% — представители регионального бизнеса);
  • снижения уровня коррупции и развития конкуренции в закупках малого объема (среднее количество участников в закупке — 2,3);
  • экономии бюджетных средств (экономия составила 40,9 миллиона рублей, 10,9%).
  • 2. Стандартизация положений о закупках заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ.

В отличие от Закона № 44‑ФЗ, подробно регулирующего все стадии осуществления закупок, Федеральный закон № 223‑ФЗ носит рамочный характер, определяя общие принципы и правила данной деятельности. По замыслу авторов закона, данный подход должен обеспечить самостоятельность хозяйствующих субъектов, свободу их предпринимательской деятельности и развитие конкуренции. Однако, как показала практика, применение данного закона стало причиной ряда проблем:

отсутствие единого перечня способов закупок. Сегодня в ЕИС зарегистрировано около 4,5 тысячи способов определения поставщика — преобладание закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (применение процедур закупок, замаскированных под конкурентные процедуры закупки у единственного поставщика). Сегодня лишь 5% закупок проводится через конкурс/аукцион, 36% — закупки у единственного поставщика и 59% — иные способы;

отсутствие единых требований к электронным площадкам (большое количество электронных площадок, на которых проводятся закупки по Закону № 223‑ФЗ). На 31 декабря 2016 года в ЕИС зарегистрировано 174 электронных площадки.

Непрозрачность процедур, недостаточный контроль и отсутствие должной ответственности приводят к неэффективному расходованию средств и значительным злоупотреблениям.

Проблемы применения положений Закона № 223‑ФЗ существуют и на региональном уровне. Так, мониторинг, проведенный в области в 2014 году, показал, что часть организаций, подведомственных исполнительным органам власти Мурманской области, не была зарегистрирована в ЕИС, процедуры на электронных площадках проводились редко, закупки свыше 500 тысяч рублей производились у единственного поставщика, закупочная деятельность не соответствовала положениям, принятым юридическими лицами, осуществляющими свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223‑ФЗ.

В 2015 году на Комитет были возложены полномочия по методическому сопровождению закупочной деятельности заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Комитет провел работу по обеспечению приведения положений о закупках товаров, работ, услуг заказчиков в соответствие с типовым положением, содержащим нормы Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного ФАС России. Были даны рекомендации проводить закупки преимущественно конкурентными способами, в том числе в электронной форме.

В 2016 году заказчиками осуществлен переход на федеральные электронные площадки, отобранные в соответствии с Законом № 44‑ФЗ.

3. Централизация муниципальных заказчиков Мурманской области.

В конце 2014 года по результатам мониторинга освоения средств областного бюджета, предоставляемых муниципальным образованиям Мурманской области в виде субсидий, установлено, что зачастую указанными заказчиками не обеспечивается качественное и своевременное проведение конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Такие факты приводят к срывам заключения контрактов (либо их несвоевременному заключению) и, как следствие, недостижению социально-экономических целей предоставления субсидий.

В 2015 году Правительство Мурманской области поддержало инициативу Комитета о централизации муниципальных заказчиков и утвердило новый порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Внесенное изменение определило обязанность исполнительных органов государственной власти Мурманской области устанавливать в условиях выдачи субсидии требование о централизации закупок.

Осуществление закупок через уполномоченные органы позволило обеспечить профессиональное проведение конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, и, как следствие, своевременное и качественное освоение средств субсидий.

4. Утверждение порядка ведения претензионной работы.

В 2016 году мониторинг государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), срок исполнения которых — 2015 год, показал, что не все госзаказчики и бюджетные учреждения должным образом ведут претензионную и исковую работу. Напомним, что Закон № 44‑ФЗ предусматривает обязанность заказчика вести претензионную и исковую работу, однако каким образом специалист в сфере закупок должен это реализовывать, в законе не прописывается. В связи с этим Комитет разработал методические рекомендации по ведению претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов, а также рекомендации по применению антикризисных мер (списание начисленных неустоек), на основании которых областными заказчиками утверждены внутренние порядки ведения претензионной и исковой работы.

Мониторинг госконтрактов (гражданско-правовых договоров) со сроком исполнения в 2016 году, проведенный в 2017 году, показал, что эффективность ведения претензионной работы заказчиками Мурманской области значительно повысилась на всех этапах — допретензионная и претензионная работа, исковое производство. Прежде всего увеличилось количество контрактов, по которым заказчик применил антикризисные меры, — 41% против 21% по результатам 2015 года. Увеличились суммы взысканий неустойки в досудебном порядке — 43,9% против 37,5% по результатам 2015 года. Взыскания неустойки по банковской гарантии составили 129,7 тысячи рублей, тогда как в 2015 году подобные взыскания отсутствовали. По двум контрактам исполнители включены в реестр недобросовестных поставщиков. В 2015 году такие меры не применялись.

5. Повышение уровня взаимодействия с заказчиками Мурманской области.

Для успешного развития контрактной системы необходимо обеспечивать должное взаимодействие уполномоченного органа с заказчиками. Кроме проведения обучающих семинаров и подготовки методических рекомендаций, важно учитывать мнения заказчиков. Для обеспечения необходимого взаимодействия в 2016 году при Комитете создан коллегиальный орган — Совет заказчиков. Предложения заказчиков, включенные в протокольные решения коллегиального органа, реализуются специалистами Комитета. На текущий момент по просьбе заказчиков усовершенствован функционал автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «WEB-Торги-КС», внесены изменения в типовые формы документации, ведется работа по внедрению системы автоматического формирования аукционной документации.

Для максимальной оптимизации взаимодействия заказчиков с Комитетом проведена работа по регламентированию порядка осуществления проверки сведений документации о закупке. Внедрение указанного регламента позволяет заказчикам более качественно осуществлять подготовку документации о закупке, самостоятельно проводить проверку, исключая основные ошибки, возникающие при ее формировании.

Особое внимание уделяется развитию сайта Комитета. Размещение актуальной информации, реализация возможности подписки на RSS‑рассылку, своевременное размещение ответов на задаваемые вопросы позволили увеличить посещаемость сайта Комитета с 1,6 тысячи уникальных посещений в январе 2015 года до 17,1 тысячи по состоянию на декабрь 2016 года.

44.png

Для совершенствования контрактной системы в сфере закупок Мурманской области, повышения открытости, а также эффективности и результативности осуществления закупок в 2017 году Комитетом запланирован ряд мероприятий, в том числе:

  • оптимизация структуры типовых форм документации о закупках;
  • внедрение модуля «Малые закупки» в муниципальных образованиях Мурманской области;
  • повышение информационной открытости государственных закупок Мурманской области;
  • увеличение объема закупок в электронной форме, проводимых отдельными видами юридических лиц, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ.

Ежегодно Комитет проводит более 3,6 тысячи конкурентных процедур для нужд 147 заказчиков. С передачей в 2016 году в областную собственность 14 муниципальных учреждений здравоохранения Мурманской области количество процедур увеличилось до 5,4 тысячи на общую сумму свыше 11,8 миллиарда рублей. В связи с изменениями законодательства о контрактной системе в 2017 году Комитет стал уполномоченным органом еще для семи государственных унитарных предприятий. На текущий момент общее количество заказчиков составляет 168 организаций.

Лучшая практика

В 2017 году на заседании Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов сферы закупок» практика по осуществлению закупок малого объема на региональной торговой площадке Мурманской области получила высокие оценки и была внесена в реестр лучших практик регионов Российской Федерации.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно