В июне в Новосибирске состоялась конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ». В рамках мероприятия обсуждались самые острые проблемы МСУ: состояние законодательной базы местного самоуправления, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, новые механизмы расселения аварийного жилья, вопросы укрепления финансовой базы местного самоуправления, оптимизация расходов.
Есть ли у МСУ резервы?
Губернатор Новосибирской области В. Ф. Городецкий отметил, что для экономического развития муниципалитетов, появления новых точек роста необходимы вложения в городскую инфраструктуру, что зачастую требует значительных средств. «Ключевой вопрос сегодня — это поиск новых точек роста экономики. В решении этой задачи большую роль играют города, на долю которых приходится значительная часть экономического потенциала», — подчеркнул он. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать формирование на государственном уровне сети из 25 городов, которые смогут получить в формате федеральных проектов и программ необходимые средства для развития инфраструктуры. Глава Новосибирской области призвал Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) как одно из старейших и авторитетнейших объединений муниципалитетов помочь инициировать обсуждение нового подхода к развитию городов на государственном уровне.
От имени Совета депутатов города Новосибирска к участникам мероприятия обратился председатель cовета Д. В. Асанцев: «В настоящее время у местного самоуправления в нашей стране есть большие возможности для развития. Однако важно, чтобы бюджетная обеспеченность полномочий городов не отставала от объема возложенных законодательством компетенций. Тут необходима и собственная работа по укреплению местных бюджетов, и, возможно, пересмотр пропорций налоговых отчислений в бюджеты разных уровней».
Спикера поддержал президент ассоциации, мэр города Хабаровска А. Н. Соколов. По его словам, период работы между собраниями АСДГ был для местного самоуправления одним из самых сложных. Сказалась нестабильность общей ситуации, влияние мирового финансового кризиса, неясные перспективы его развития. Проблемы российского государства в экономике, финансах, социальной сфере, внешней политике и других областях не отодвинули проблемы местного самоуправления на задний план. Напротив, объединения муниципалитетов, законодатели активизировали свою работу. «Стали эффективнее работать такие институты местного самоуправления, как Общероссийский Конгресс муниципальных образований, комитеты Государственной думы, Всероссийский совет местного самоуправления. Состав Государственной думы пополнился специалистами в области МСУ: мэры городов, главы районов, которые стали депутатами. Уверен, что они будут продвигать законодательные инициативы, поддерживать наши обращения. Почему? Потому что в местном самоуправлении скрыты большие резервы. Эти резервы недоиспользованы, и возможности включения органов местного самоуправления продемонстрировала работа палат Общероссийского Конгресса муниципальных образований», — поделился выводами президент ассоциации.
Также он подчеркнул, что изменения полномочий МСУ существенно снизили доходную базу бюджетов муниципалитетов. «Кое-где доходная база местного самоуправления доведена до такого минимума, что можно говорить только о бюджете выживания, — сформулировал Соколов. — Руководители муниципалитетов считают, что необходимо изменить фискальную, бюджетную и налоговую политику государства по отношению к местному самоуправлению. Мы много лет говорим о необходимости законодательно закрепить на долгосрочной основе за бюджетами налоги, взимаемые в связи с применением бизнесом упрощенной системы налогообложения, транспортный налог на уровне не менее 50 процентов». Среди проблем законодательства президент АСДГ выделил также вопросы привлечения к административной ответственности нарушителей правил застройки, борьбы с несанкционированной торговлей.
Опыт города-миллионника
«Несовершенство системы межбюджетных отношений и распределения налоговых доходов ставит муниципалитеты в зависимое положение от вышестоящих бюджетов, ограничивает собственные возможности», — считает и вице-президент АСДГ, мэр города Новосибирска А. Е. Локоть. Бюджеты муниципалитетов не сбалансированы, возможности по увеличению доходов минимальны, снижаются поступления по неналоговым доходам, растет разрыв между собственными доходами и закрепленными расходными обязательствами. «Складывается парадоксальная ситуация: даже являясь бюджетными донорами, города не имеют собственных средств, чтобы решать задачи развития своих территорий», — заявил мэр города-миллионника. Он подчеркнул, что в такой ситуации единственным выходом остается участие в федеральных программах. Но порой их сложно адаптировать к специфике отдельных городов.
По мнению вице-президента АСДГ, повлиять на столь спорную ситуацию смогло бы повышение финансовой обеспеченности муниципалитетов, для чего необходимо внести изменения в систему распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. Например, закрепить за бюджетами крупных городов доли отчислений от налога на прибыль. Это стало бы стимулом для муниципалитетов применять новые технологии и раскрывать научный потенциал своих городов.
Кроме того, глава Новосибирска уверен, что в условиях ограниченности ресурсов важным инструментом развития становится диалог с гражданами. В качестве примера Локоть привел удачно реализующийся на протяжении пяти лет сервис «Мой Новосибирск». Благодаря электронной карте новосибирцы могут повлиять на важные решения, принимаемые городской властью. Еще одна новая форма взаимодействия с жителями — проектные семинары. Так, горожане совместно с экспертами уже обсудили планы благоустройства и развития ряда крупных городских объектов. Мнение горожан отразилось в дизайн-проектах. Диалог между властью и горожанами также прослеживается в воссоздании института наказов избирателей. Хороший эффект дает взаимодействие с ТОС — на территории Новосибирска их около 140. За 17 лет при активном участии ТОС благоустроено 13 тысяч дворов и улиц Новосибирска.
Законодательные новации — вчера, сегодня, завтра
«У АСДГ есть примеры удачного взаимодействия, когда инициативы рождались здесь в ходе обсуждения и впоследствии получали поддержку на федеральном уровне», — напомнил мэр Новосибирска. Так, за несколько дней до конференции Президентом России подписаны поправки к Закону № 44‑ФЗ, который выводит муниципальные аптеки из-под его действия. «Нам удалось сохранить нашу аптечную сеть. Мы услышаны, и это крайне важно. Кроме того, на федеральном уровне отмечена проблема переселения из ветхого и аварийного жилья — это тоже наша инициатива. Проблем остается много, и я уверен, что вместе в результате обсуждения многие из них нам удастся решить», — резюмировал Локоть.
Вице-президент АСДГ Р. В. Бабун в своем выступлении особо отметил законодательные изменения, произошедшие за последние два года в области МСУ. «Все инициативы, о которых мы говорим, будут упираться в отсутствие общей стратегии, общей концепции местного самоуправления, — подчеркнул он. — На протяжении всего существования современного законодательства о местном самоуправлении полномочия органов МСУ постоянно урезались». Наиболее активными в этом смысле докладчик считает последние три года, когда в действие были введены федеральные законы № 136‑ФЗ и № 8‑ФЗ и новая форма избрания глав местного самоуправления через конкурс. «Но самый большой „рекорд“ поставлен в этом году Федеральным законом № 62‑ФЗ, который фактически уничтожает поселенческий уровень местного самоуправления», — резюмировал вице-президент АСДГ.
К. В. МАЛОВ