Версия для печати 5902 Материалы по теме
Орск: опыт проведения балансовых комиссий

Владимир Николаевич БОГДАНЦЕВ, начальник финансового управления администрации города Орска

Проведение балансовых комиссий в настоящее время является неотъемлемой частью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий. В статье рассматривается опыт города Орска в проведении заседаний таких комиссий.

До 2010 года в Орске на заседаниях балансовых комиссий заслушивались только руководители муниципальных унитарных предприятий. Однако вступление в силу Федерального закона № 83‑ФЗ, на основании которого были внесены изменения в федеральный закон об автономных учреждениях, сделало необходимым присутствие на заседаниях также и руководителей муниципальных автономных учреждений.

Ежегодно в феврале издается нормативный правовой акт администрации города Орска, в котором:

  • утверждается состав балансовой комиссии, председателем которой является заместитель главы города по финансово-экономической политике (в состав комиссии входят также начальники финансового управления, управления экономики, юридического управления администрации города, председатель комитета по управлению имуществом, председатель контрольно-счетной палаты, а также руководитель главного распорядителя бюджетных средств, в чьем ведении находится деятельность заслушиваемого на балансовой комиссии учреждения/предприятия);
  • утверждается перечень учреждений и предприятий, приглашаемых на заседания балансовой комиссии;
  • определяется перечень документов и информации, характеризующих выполнение утвержденных показателей ФХД учреждения/предприятия, которые необходимо предоставить в соответствующие подразделения по принадлежности.

Изначально на заседаниях балансовых комиссий рассматривались отчеты о ФХД за отчетный год и планы финансовой деятельности на текущий год и плановый период. По итогам проведения балансовых комиссий из года в год выстраивались новые механизмы их проведения.

Ранее существовала только форма «Сведения о доходах учреждения и о показателях энергоэффективности»1,[1]которая уже обобщала некоторую информацию. Затем была внедрена дополнительная обязательная для заполнения форма (также утверждаемая в вышеуказанном нормативном правовом акте) «Справочная информация по отдельным показателям деятельности за отчетный год и отдельным показателям, планируемым к исполнению в текущем году»2. Это позволяет структурировать ключевую информацию об учреждениях и дает возможность проводить детальный анализ данных еще на стадии подготовки к заседанию балансовой комиссии, благодаря чему сокращается время на рутинную проверку отчетных данных. Также появляется возможность выявлять реально существующие в учреждении проблемы, недочеты и нарушения. Иногда еще не поздно бывает провести работу над ошибками и не допустить или устранить нарушение.

Критерии

Для проведения балансовых комиссий в 2017 году впервые были разработаны и внедрены объективные и действенные критерии оценки деятельности муниципальных учреждений. При этом для повышения эффективности работы с руководителями муниципальных учреждений и унитарных предприятий были введены в практику предбалансовые комиссии. То есть до начала заседаний балансовых комиссий теперь проводятся встречи с представителями (начальниками управлений, отделов и комитетов) главных распорядителей бюджетных средств. Основная цель — оценка представителями ГРБС качества административной работы по каждому руководителю подведомственного им учреждения.

На основе предоставленных всеми ГРБС города разработок сформированы оптимально оценивающие работу руководителей учреждений критерии оценки по пятибалльной шкале. Критерии были сгруппированы по трем направлениям. Первое направление включает в себя показатели основной деятельности учреждения (таблица 1).

Особое внимание в настоящее время уделяется исполнению майских указов Президента РФ, в которых в рамках повышения эффективности оказания услуг поставлена задача достижения установленного размера средней заработной платы отдельных категорий работников. Для нашего муниципального образования это педагогические работники общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, дополнительного образования детей и работники культуры. Именно поэтому вторым направлением оценки деятельности руководителя учреждения обозначено исполнение мероприятий по исполнению майских указов Президента РФ (таблица 2).

Третье направление включает в себя критерии оценки руководителя по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности учреждения (таблица 3).

Методы расчетов

Методом расчета средней арифметической определяется средний балл проделанной руководителем в отчетном периоде работы. Необходимо отметить, что применение отдельных критериев оценки деятельности руководителя учреждения корректируется в зависимости от особенностей деятельности учреждения.

Так, например, при оценке деятельности руководителей учреждений культуры нецелесообразно оценивать долю наличия квалифицированных специалистов в учреждении, так как в данные учреждения принимаются сотрудники, имеющие соответствующее образование (действующие нормативные правовые акты не предусматривают для данной категории работников подтверждение или повышение квалификации).

Кроме того, в Орске функционируют учреждения, которые по типу своей деятельности не относятся ни к образовательным учреждениям, ни к учреждениям культуры. Соответственно, оценивать деятельность руководителей по показателю исполнения майских указов Президента РФ нецелесообразно. Поэтому на основании утвержденных критериев оценки административной работы для однородных типов учреждений формируются индивидуальные, учитывающие особенности деятельности перечни критериев.

На основании анализа отдельных критериев формируется общая оценка результата деятельности руководителя учреждения, в том числе оценка соответствия его занимаемой должности. Отдельным руководителям даются рекомендации по повышению качества работы. Оказавшимся же за пределами отличников и хорошистов руководителям приходится объяснять сложившуюся ситуацию и предлагать пути более эффективной работы учреждений.

Данный опыт способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений (в первую очередь со стороны ГРБС), определению путей дальнейшего развития и выявлению неиспользованных резервов учреждений. Кроме того, практика ежегодных заседаний балансовых комиссий настраивает руководителей муниципальных учреждений на формирование четкой политики в организации работы учреждений на достижение поставленных на заседаниях задач и понимание конкретных показателей оценки эффективности работы не только руководителей учреждений, но и учреждений в целом.

Таблица 1. Показатели основной деятельности учреждения


п/п

Наименование показателя

Критерии оценки

Количество баллов

1. Основная деятельность учреждения

1.1

Степень выполнения учреждением муниципального задания

Выполнено без учета допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей объема муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным

5

Выполнено с учетом допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей объема муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным

3

Не выполнено

0

1.2

Наличие официально оформленных жалоб получателей услуги на качество предоставляемой услуги

Жалобы отсутствуют

5

Не более двух

4

Не более четырех

2

Более четырех

0

1.3

Наличие эффективных контрактов с работниками учреждения, позволяющих увязать стимулирование оплаты труда сотрудников с достижением показателей эффективности их деятельности

Эффективные контракты заключены со всеми работниками учреждения

5

Эффективные контракты заключены с более 50% работников учреждения

4

Эффективные контракты заключены с менее 50% работников учреждения

2

Эффективные контракты с работниками учреждения не заключаются

0

Таблица 2. Критерии выполнения майских указов Президента РФ

№ п/п

Наименование показателя

Критерии оценки

Количество баллов

2. Мероприятия по исполнению майских указов Президента РФ

2.1

Достижение параметров средней заработной платы отдельной категории работников учреждений, обозначенных майскими указами Президента РФ

Достигнуто индикативное значение, установленное региональной дорожной картой

5

Не менее 90% индикативного значения, установленного региональной дорожной картой

4

Не менее 70% индикативного значения, установленного региональной дорожной картой

2

Менее 70% индикативного значения, установленного региональной дорожной картой

0

2.2

Проведение мероприятий, направленных на сокращение неэффективных расходов, с целью направления высвободившихся средств на повышение оплаты труда отдельной категории работников учреждений, обозначенных майскими указами Президента РФ

Мероприятия проводились в отчетном году, и имеется экономический эффект от проведения данных мероприятий

5

Мероприятия проводились в отчетном году, экономический эффект от проведения данных мероприятий планируется получить в текущем и последующих годах

3

Мероприятия не проводились

0

2.3

Процент педагогических работников учреждений, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников учреждения

Все педагогические работники имеют первую или высшую категорию

5

Более 70% педагогических работников имеют первую или высшую категорию

3

Менее 70% педагогических работников имеют первую или высшую категорию

0

Таблица 3. Критерии оценки руководителя по осуществлению ФХД учреждения


п/п

Наименование показателя

Критерии оценки

Количество баллов

3. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения

3.1

Мероприятия по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережения и своевременному размещению информации по результатам эффективности энергопотребления и энергосбережения на официальном сайте учреждения и на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru)

Наличие экономии энергоресурсов, информация своевременно размещена

5

Наличие экономии ресурсов по отношению к предыдущему периоду, информация размещена с нарушением сроков

3

Отсутствие экономии ресурсов по отношению к предыдущему периоду, информация размещена с нарушением сроков

1

3.2

Наличие предписания надзорных органов

Проверки проводились, предписания отсутствуют

5

Наличие одного предписания

3

Наличие более одного предписания

0

3.3

Несвоевременное размещение обязательных для размещения документов и информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок

Информация размещена в полном объеме и своевременно

5

Информация размещена в полном объеме с нарушением сроков

2

Информация размещена не в полном объеме

0

3.4

Наличие размещенной информации на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru)

Информация размещена в полном объеме и своевременно

5

Информация размещена в полном объеме с нарушением сроков

2

Информация размещена не в полном объеме

0



[1]1, 2 С формами можно ознакомиться на сайте по адресу: bujet.ru/article/323443

Поделиться