Экономика № 7 Июль 2017 — 16 июля 2017

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Версия для печати 2502 Материалы по теме
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Новым импульсом для развития региональных экономических систем являются особые площадки для размещения промышленных производств — индустриальные парки, предоставляющие бизнесу единую инфраструктуру, налоговые преференции, что позволяет существенно снизить издержки предприятий.

Мировая практика подтверждает, что индустриальные парки — эффективный инструмент привлечения инвестиций: на их базе концентрируются различные промышленные и инновационные предприятия. Первые промышленные площадки появились в конце XIX века.

В России активный процесс становления индустриальных парков пришелся на 2000-е годы. Сегодня, по данным Ассоциации индустриальных парков, в Российской Федерации насчитывается 146 действующих и создаваемых площадок, размещенных в 46 субъектах РФ.

В первые годы развитие нового инструмента шло довольно хаотично: отсутствовала нормативная база, не было и систематической федеральной поддержки. Но с течением времени ситуация радикально изменилась. Были приняты нормативные документы, в индустриальные парки сделаны большие бюджетные вложения. По словам руководителя центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ И. Н. Рыковой, в период с 2007 по 2014 год расходы на инновационную инфраструктуру парков составили 684 миллиарда рублей.

Сегодня таким площадкам оказывается несколько видов господдержки. Так, управляющие компании парков могут рассчитывать на субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (постановление Правительства РФ от 11 августа 2015 года РФ № 831). Запущен механизм для регионов, который позволяет им претендовать на возмещение части денежных средств, использованных при строительстве инфраструктуры индустриальных парков, за счет федеральных субсидий (постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 года № 1119). Размер субсидии зависит от объема налоговых и таможенных отчислений, поступивших в федеральный бюджет в результате деятельности резидентов созданных парков. Также предусмотрены субсидии из федерального бюджета управляющим компаниям парков на возмещение затрат на создание инфраструктуры парков индустрии детских товаров (постановление Правительства РФ от 8 ноября 2014 года № 1179).

Дефицит справедливой информации

Создав систему поддержки индустриальных парков государство, задалось вопросом: а насколько эффективны данные бюджетные вложения и существующий механизм господдержки? Выступая на министерской научной дискуссии на тему «Анализ и оценка эффективности существующих (работающих) индустриальных парков, поиск лучших практик для использования при подготовке потенциальных проектов в перспективе», Рыкова подчеркнула, что важно знать, сколько стоит организация конкретного парка в конкретном регионе, сколько создано рабочих мест, сколько налогов уплачивается в бюджет, а также является ли этот парк промышленным или логистическим, надо ли увеличивать меры господдержки и т. д.?

Однако, чтобы ответить на все эти вопросы, нужна информация, а ее приходится собирать по крупицам. Управляющие компании индустриальных парков крайне неохотно делятся сведениями о своей деятельности. Ссылаясь на конфиденциальность информации о своих резидентах, индустриальные парки, по словам Рыковой, предоставляют не более 5% от запрашиваемой информации.

Использование других информационных источников не снимает данный вопрос с повестки дня. Например, когда Минфин России поручил НИФИ проверить данные индустриальных парков в части их платежей в ФНС и ФТС, оказалось, что названные службы не владеют теми цифрами, которые показывают парки. Например, по данным Ассоциации индустриальных парков, в одном из крупнейших парков России зарегистрировано 342 резидента. Объем их выручки за 2016 год составил 22,6 миллиарда рублей. Однако по сведениям, взятым из других баз данных, видно, что 47 резидентов зарегистрировано по адресу индустриального парка, а 128 — по близлежащим адресам. При этом объем выручки этих компаний всего 773 миллиона. Очевидно, что справедливо оценить деятельность индустриальных парков на основе столь противоречивой информации — задача несколько затруднительная.

КИПР: что изменить?

Последние три года НИФИ в интересах Минфина России проводит оценку эффективности комплексных инвестиционных проектов (КИПР). В процессе работы у экспертов возникли вопросы: действительно ли показатели, которые вносятся в паспорт комплексного инвестиционного проекта, характеризуют эффективность индустриальных парков и учитывают ли риски создания невостребованной инфраструктуры или ее низкой загрузки? Не менее важен и вопрос: нужно ли совершенствовать этот документ и методику отбора субъектов РФ, имеющих право на получение федеральной субсидии?

87.png

Как отметил директор АО «Дирекция по развитию промышленных зон» (Белгородская область) А. В. Минаев, соблюсти все требования к индустриальным паркам (создание не менее 1,5 тысячи рабочих мест, получение не менее 5 миллиардов рублей выручки и т. д.) при тех явлениях, которые происходят сегодня в отечественной экономике, достаточно сложно. Например, по словам выступающего, промежуточные данные, которые должны были быть достигнуты белгородским парком к 2016 году, недовыполнены на 15%.

Также, по мнению Минаева, сегодня необходимо обсудить критерии отнесения предприятий, размещенных на территории индустриальных парков, к резидентам. Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1119 резидент — это «...юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который реализует проект на территории парка не более семи лет до даты подачи заявки на возмещение затрат, не применяет упрощенную систему налогообложения, заключивший с субъектом РФ и (или) управляющей компанией индустриального парка соглашение, предусматривающее местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории индустриального парка или технопарка и отсутствие у него на территории этого субъекта РФ за пределами территории индустриального парка или технопарка обособленных подразделений, в том числе филиалов...». Как считает спикер, парки создаются для улучшения инвестиционного климата, для привлечения на территорию региона предприятий, а требования управляющей компании к предприятиям, индивидуальным предпринимателям соответствовать вышеназванным критериям однозначно размывают эффект от деятельности парков. Почему, собственно, резиденты должны отказаться от создания обосо­бленного подразделения или филиала и почему они должны стремиться к тому, чтобы фактический адрес соответствовал юридическому? «В итоге мы не можем причислить к резидентам многие предприятия, которые действительно работают на территории парка, производят продукцию, получают выручку, но не соответствуют тем или иным критериям», — пояснил Минаев.

О необходимости включать в паспорт КИПР показатели всех предприятий парка — и резидентов, и просто участников — высказались и другие участники дискуссии. «О каких показателях эффективности можно говорить, если требования постановления № 1119 не дают возможности объективно заполнить КИПР? — Задал риторический вопрос представитель Министерства экономического развития Калужской области. — В нашем индустриальном парке работают 38 резидентов, но из них всем требованиям соответствуют только 11. Из-за этого мы вынуждены заполнять показатели только по 11 резидентам. Мы неоднократно выходили с инициативой о том, что КИПР необходимо заполнять по всем предприятиям, работающим на территории парка. Это позволит получить более объективную картину и более полную информацию по деятельности индустриального парка. Также станет виден реальный экономический эффект».

88-1.png

Кроме того, по мнению участников дискуссии, более тщательной проработки требует и вопрос о налогообложении. Особенно это важно, когда речь идет о крупном или об иностранном бизнесе. Как правило, у таких предприятий производственные подразделения находятся на территории парка, а головное предприятие — в Москве, и, соответственно, налоги уплачиваются там. Существующая нормативная база не стимулирует регионы, вложившие средства в создание инфраструктуры, работать с такого рода компаниями. «Конечно, регионы приспосабливаются к различным проблемам, — признался Минаев. — Мы понимаем, что эта методология только создается и совершенствуется. И мы надеемся, что изменения снимут все противоречивые вопросы».

К таковым относится в том числе расчет совокупной добавленной стоимости. Напомним, совокупная добавленная стоимость определяется как сумма значений показателей добавленной стоимости, сформированной резидентами индустриального парка или технопарка. На практике нередко возникают ситуации, когда крупный резидент на инвестиционной стадии начинает возмещать НДС. В результате весь индустриальный парк по данному налогу может уйти в минус. «Мы предлагаем изменить методологию так, чтобы при расчете совокупной добавленной стоимости можно было учитывать только положительные показатели», — отметил представитель Калужской области.

88-2.png

К слову, по этой же причине Ульяновская область отказалась в 2016 году от получения субсидии, предусмотренной постановлением № 1119. В 2016 году один из крупнейших резидентов Ульяновского индустриального парка «Бритиш Стоун» после активного строительства в 2015 году начал возмещать НДС. В результате из-за возмещения налога одной компании в целом по парку были получены отрицательные суммы.

А вот в Самарской области отказались от господдержки в 2016 году из-за того, что средства субсидии пришли в ноябре. Израсходовать деньги за один месяц не представлялось возможным.

В целом же участники дискуссии признали, что, несмотря на озвученные проблемы, механизм поддержки индустриальных парков работает и востребован.

О. В. ИЗУТОВА

История создания индустриальных парков

В 1896 году английский финансист Эрнест Тера Хооли приобрел участок земли в десять гектаров вдоль манчестерского морского канала. Создав на этой территории всю необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру, он стал сдавать в аренду участки промышленным предприятиям. Так в Великобритании появился первый в мире индустриальный парк — Траффорд Парк. В 1910 году Генри Форд, основатель Ford Motor Company, именно здесь разместил свой первый в Европе автомобильный завод. Уже к 1920 году более 300 американских фирм последовали его примеру и создали на этой площадке свои производства и офисы.

Интересный опыт распространился по всему миру. Сегодня только в США действует более 400 индустриальных парков. Большое их количество есть в Германии. Франкфурт-Хехст — один из крупнейших (занимает территорию 460 гектаров) и старейших индустриальных парков — расположен в торгово-промышленной столице Германии, во Франкфурте-на-Майне. В 2013 году он отметил свое 150-летие. Это один из основных европейских центров высоких технологий. Здесь расположено более 90 предприятий, в основном химической и фармацевтической промышленности. В последние десятилетия индустриальные парки стали интенсивно создаваться и в странах Восточной Европы и Азиатского региона.


Поделиться