Версия для печати 1800 Материалы по теме

В августе 2017 года автономная некоммерческая организация «Институт реформирования общественных финансов» (ИРОФ) отмечает свое 15-летие.

Владимир Викторович Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

15-летняя история ИРОФ, стремящегося постоянно находиться на острие экспертно-аналитической и исследовательской работы по вопросам госуправления, ярко демонстрирует, какой большой путь прошла наша страна и ее регионы в развитии государственных и муниципальных финансов за последние два десятилетия.

Напомню, что в конце 1990-х годов даже многие термины, характеризующие современный бюджетный процесс, были известны только узкому кругу экспертов, как правило, изучающих зарубежный опыт. В то же время российская финансовая система страдала отсутствием единства и таким болезнями, как нефинансируемые мандаты, неплатежи, взаимозачеты.

Начало 2000-х ознаменовалось вступлением в силу БК РФ, успешным завершением реализации первой правительственной концепции реформирования межбюджетных отношений, принятием программы развития бюджетного федерализма и внедрением лучшей мировой практики управления общественными финансами, в том числе через сопровождение двух займов Всемирного банка. Именно в это время, в августе 2002 года, и был создан ИРОФ.

Тогда нам казалось, что необходимо приложить еще немного усилий по приведению законодательства к новым требованиям и формированию единого налогового и бюджетного пространства, по распространению передовых принципов финансового управления, чтобы идеальная бюджетная система и четкий бюджетный процесс восторжествовали на всей территории нашей страны. Конечно, этого не произошло, но движение в выбранном направлении было запущено.

Для воплощения таких идей был оформлен процесс поддержки со стороны Федерации программ реформирования региональных и муниципальных финансов. При этом на федеральном уровне в 2003–2005 годах активно пошла реформа федеративных отношений, МСУ и связанного с ним разграничения полномочий и межбюджетных отношений.

Параллельно с этим распространялась система казначейского исполнения бюджета. Институт уполномоченных банков ушел в прошлое. Организация и осуществление бюджетного процесса оформились в четко работающий механизм. Встал вопрос о внедрении в систему общественных финансов в России новых содержательных инициатив. Одной из них стал инновационное для того периода БОР — бюджетирование, ориентированное на результат.

Внедрение программно-целевых механизмов затянулось на много лет. Параллельно запустилась реструктуризация бюджетных учреждений. Так и не созревшее БОР переродилось в институт госпрограмм, полностью поглотивший отраслевое распределение бюджетных средств уже в начале 2010-х годов.

Госпрограммы стали важным инструментом стыковки бюджетного процесса и стратегического планирования, федеральный закон о котором был принят в 2014 году.

Наконец, в 2016 году произошла реинкарнация приоритетных проектов, поставивших вопрос о формировании наряду с программным и проектного бюджета.

Все эти темы находились в зоне нашего внимания, а отдельные элементы и направления находились в нашей разработке. Мы и сейчас продолжаем работу по реформированию общественных финансов, твердо следуя слогану нашего Института — «На пути к результату!».

В подтверждение приведу отдельные цитаты, подготовленные моими коллегами в последние три года и опубликованные в статьях и докладах. Они посвящены вопросам стратпланирования, межбюджетным отношениям и отдельным аспектам госуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

12.png

Редакция журнала «Бюджет» присоединяется к поздравлениям и желает директору института и его сотрудникам новых достижений на поприще реформирования государственных и муниципальных финансов

А. И. Сафина, эксперт

О многосценарности стратегических документов

Анализ на предмет обязательной многосценарности документов целеполагания и прогнозирования (количество таких документов на федеральном и региональном уровнях равно 15, но три из них находятся в стадии разработки) выявил, что только к шести из них эта гипотеза верна, три документа не имеют сценарного характера, а остальные три — имеют частично.

Менеджмент и бизнес-администри­рование, № 1, 2017

К. В. Будаева, координатор проектов

Об источниках финансирования в стратегических документах

Стратегические документы в своем большинстве не подкреплены конкретными источниками финансирования и частными нормативно-правовыми актами. Авторы стратегий избегают вопросов финансового обеспечения достижения тех задач и показателей, которые обозначаются в рамках данных стратегий. В своем большинстве амбициозные планы развития не подкрепляются механизмами привлечения финансовых ресурсов.

Regional Research of Russia, Vol. 6, No 2, 2016

Д. А. Недопивцева, эксперт

О рационализации местного самоуправления

Наиболее жестким методом рационализации местных бюджетов, который использует сам субъект, наверное, следует признать объединение (укрупнение) муниципальных образований.

Муниципальное имущество: экономика, право, управление, № 1, 2017

В. А. Яговкина, старший консультант

О порядке распределения межбюджетных трансфертов

Порядок распределения субсидий и дотаций и собственно распределение трансфертов между конкретными получателями обычно устанавливаются разными актами, причем распределение трансфертов регламентируется в подавляющем большинстве случаев актом более слабым с точки зрения юридической силы актов разного уровня — распоряжениями Правительства РФ.

Финансовое право, № 12, 2016

А. А. Михайлова, начальник отдела

О высокодотационных регионах

Косвенно о неэффективности мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и направленных на повышение самодостаточности и обеспечение сбалансированности бюджетов высокодотационных субъектов РФ, свидетельствует большой объем бюджетных кредитов в этих регионах из федерального бюджета.

Вестник АКСОР, № 1, 2016

В. Н. Данилов, старший консультант

Об эффективности налоговых льгот

Сложное финансовое положение отдельных российских регионов, низкий уровень доходов их бюджетов требуют дальнейшего сокращения объемов предоставления региональных налоговых льгот и совершенствования методики оценки их эффективности. Например, игнорирование механизмов дисконтирования (или определения приведенной стоимости) финансовых потоков, подпадающих под действие льгот, может привести к искажению оценки их бюджетной эффективности.

Состояние бюджетной системы и меры по оздоровлению государственных финансов Костромской области: Аналитический доклад. М.: ИРОФ, 2017

И. С. Шимина, координатор проектов

О финансировании строительства транспортно-пересадочных узлов

Рассредоточенное привлечение бюджетных средств предполагает разработку и включение дополнительных мероприятий по организации транспортно-пересадочных узлов и прилегающих к ним территорий частично в транспортную госпрограмму, а частично — в другие государственные программы, имеющие необходимые ресурсы для реализации тех или иных мероприятий.

Транзитно-ориентированный девелопмент Московской области. М.: Сколково, 2015

Е. В. Дмитришина, заместитель директора института

О государственной политике в научно-технической сфере

Сокращение объемов финансирования гражданской науки со стороны федерального бюджета обостряет конфликт между необходимостью соответствия строгим бюджетным ограничениям и целевой установкой о реализации в государственном управлении проектного подхода. В этой связи особую важность приобретают вопросы взаимосвязи научных исследований и разработок, осуществляемых в рамках различных государственных программ, оптимального распределения бюджетного финансирования развития науки и технологий, а также проблемы привлечения внебюджетного финансирования исследований и разработок.

European Research Studies Journal, Vol. 18, No. 4, 2015

Д. А. Усков, начальник отдела

О бюджетных ассигнованиях на фундаментальные исследования

В Поручении Президента РФ говорится, что необходимо «обеспечить при формировании проектов федерального бюджета на 2016 и последующие годы объем бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных исследований в процентном соотношении к ВВП на уровне 2015 года». Однако в бюджете на 2016 год данное требование не соблюдено.

Финансы, № 1, 2017

Н. И. Кузнецов, эксперт

О рыночных механизмах в культуре

Культура российского общества переживает период трансформации, планомерно и постепенно переходя в область рыночных отношений. Поэтому модель управления в сфере культуры в современных условиях требует поиска нового оптимального баланса между использованием рыночных и государственных механизмов.

Мониторинг обеспеченности муниципальных образований Московской области культурно-досуговыми учреждениями: Аналитический доклад. М.: ИРОФ, 2016

Поделиться