О повышении эффективности расходов, экономии бюджетных средств и совершенствовании качества финансового менеджмента в Ленинградской области журналу «Бюджет» рассказал первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель комитета финансов Роман Иванович МАРКОВ.
— Роман Иванович, Ленинградская область, отмечающая в августе свое
— Действительно, сегодня Ленинградская область сохраняет свою финансовую устойчивость, высокие кредитные рейтинги и статус региона-донора. Но мы не намерены почивать на лаврах и понимаем важность того, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах. Чтобы успешно решать новые задачи, нужно работать еще эффективнее.
Главный принцип проводимой нами финансовой политики — каждый бюджетный рубль должен быть потрачен максимально эффективно. Для этого мы продолжаем планомерную работу по укреплению доходной базы регионального и муниципальных бюджетов, оптимизации расходов и сокращению долговой нагрузки. Символично, что если обратиться к моменту основания Ленинградской области и бюджету субъекта Российской Федерации за 1927 год, то в приоритете стояли схожие задачи.
Сегодня значительная роль в повышении качества финансового менеджмента на территории Ленинградской области отведена реализации «Программы эффективного рубля», инициированной губернатором региона А. Ю. Дрозденко. Она включает в себя мероприятия по таким направлениям, как реформирование системы государственных и муниципальных закупок, инвентаризация государственного имущества, оптимизация штатной численности государственных и муниципальных учреждений.
Так, в рамках повышения эффективности расходов проведена реорганизация службы занятости населения Ленинградской области: 18 государственных казенных учреждений объединены в одно юридическое лицо, фактическая численность работников при этом сократилась на 44 единицы. Продолжаем работу в отрасли образования. На первое место выходят вопросы повышения качества предоставляемых услуг жителям региона. Например, объединяя в одно учреждение школу и детский сад, решаем вопросы удобства и доступности предоставляемых услуг общего и дошкольного образования для родителей, имеющих детей разного возраста. Кроме того, сокращается штатная численность руководящих работников (всего за 2016 год количество образовательных организаций было уменьшено на 13, а численность руководящих работников — на 115 единиц).
Осуществляется вывод услуг на аутсорсинг, что также способствует экономии бюджетных средств. Например, в 2016 году десять учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области вывели на аутсорсинг организацию питания, услуги охраны и прачечной, уборку территории и служебных помещений, обслуживание и содержание помещений, зданий и прилегающих сооружений организациями жилищно-коммунального хозяйства. За счет этого экономия по итогам 2016 года составила свыше 12,7 миллиона рублей. Работа в этом направлении будет продолжена и в дальнейшем.
На территории Ленинградской области с 2016 года реализуется проект «Новая скорая и неотложная помощь», в рамках которого функции транспортного обеспечения по экстренным видам медицинских услуг также переданы на аутсорсинг. Это позволило сэкономить порядка 70 миллионов рублей на покупке автомобилей неотложной помощи, оснащенных современным медицинским оборудованием.
Важным этапом для Ленинградской области стала разработка законопроекта о введении на территории региона Социального кодекса. Документ направлен на усиление адресной составляющей при предоставлении мер социальной поддержки и внедрение объективных критериев нуждаемости. В результате, мы надеемся, его реализация повысит эффективность бюджетных расходов, у субъекта будет возможность увеличить отдельные социальные выплаты особо нуждающимся категориям населения.
Положительное влияние на улучшение качества планирования и исполнения бюджета, а также финансовой дисциплины в целом оказывает работа регионального «Единого выплатного центра», который начал функционировать с 2016 года. Государственное учреждение осуществляет все социальные выплаты, предназначенные жителям Ленинградской области. В итоге это привело к сокращению субвенций из областного бюджета местным бюджетам и уменьшило расходы на администрирование переданных полномочий.
Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить, что работа, направленная на оптимизацию расходов, приносит положительные результаты: способствует повышению ответственности со стороны главных распорядителей бюджетных средств за принимаемые решения, а с финансовой точки зрения — приводит к снижению долговой нагрузки на бюджет. Благодаря этим и другим мерам за 2016 год нам удалось кардинально изменить структуру государственного долга Ленинградской области: на 90,4 процента были сокращены коммерческие кредиты, привлеченные в
— Что делается в регионе для повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований? Есть ли положительные результаты?
— Перед нами стоит важная цель — чтобы каждое из 217 муниципальных образований Ленинградской области было экономически сильным и имело четкий вектор финансового развития. Безусловно, основная часть работы должна проводиться на местах. Но и мы со своей стороны будем продолжать обеспечивать стимулы для мотивации муниципальных образований к более интенсивному развитию, предоставляя финансовую поддержку из областного бюджета. Для дальнейшего повышения устойчивости территорий в регионе на протяжении последних лет реализуется комплекс системных мер. Ведется работа по привлечению в Ленинградскую область новых налогоплательщиков и инвесторов, проводятся мероприятия, направленные на сокращение недоимки по начисленным налогам. В числе важных задач по совершенствованию бюджетного процесса, обозначенных на 2017 год: увеличение доли «программных» расходов в бюджетах муниципалитетов, а также инвентаризация льгот, предоставляемых по местным налогам.
В результате в Ленинградской области повысилась сбалансированность местных бюджетов. Например, по итогам 2016 года большинство муниципальных районов исполнили план по собственным доходам на 100 и более процентов, а муниципальный долг консолидированных бюджетов муниципальных образований снижен на 25,6 процента, или на 464,8 миллиона рублей. При этом значительная доля в его структуре — это бюджетные кредиты, ранее предоставленные областным центром на льготных условиях. В частности, положительную роль в снижении долговой нагрузки сыграли соглашения, которые были заключены региональным комитетом финансов с муниципальными образованиями — получателями займов. В 2017 году проведена реструктуризация обязательств по предоставленным им бюджетным кредитам: предусмотрена отсрочка погашения основного долга, сложившегося по состоянию на начало 2017 года, до 1 января 2018 года и последующая рассрочка до 2025 года равными платежами. Муниципальные образования, в свою очередь, взяли на себя ряд обязательств: сокращать неэффективные расходы, а также не привлекать новые кредиты в коммерческих банках на время действия соглашений.
— Роман Иванович, какая роль в повышении качества управления бюджетной сферой на территории Ленинградской области отводится современным информационным технологиям?
— Значительная роль. Мы уделяем особое внимание развитию информационных технологий, поскольку это позволяет осуществить перевод на качественно новый уровень процессы сбора и обработки данных. А это, в свою очередь, неотъемлемое условие, необходимое для бесперебойного функционирования бюджетно-финансовой системы Ленинградской области.
За последние годы в регионе началась масштабная перестройка, направленная на совершенствование информационных систем и потоков. Обеспечена работа муниципальных образований и Правительства Ленинградской области на основе единой информационной платформы управления бюджетным процессом, внедрена новая система сбора консолидированной отчетности, создается единая информационная система по управлению государственными закупками, имеющая непосредственную взаимосвязь с программой исполнения бюджета. При этом планируется перевод всех муниципальных образований на единую автоматизированную систему по планированию бюджета.
О положительных результатах применения современных технологий свидетельствует повышение эффективности межведомственного взаимодействия. Также улучшается качество исполнения бюджетов муниципальных образований. Среди приоритетных направлений работы в 2017 году — внедрение на территории региона нового программного продукта, информационной автоматизированной системы, с целью обеспечения более точного учета, эффективного управления и распоряжения государственным имуществом.
— Роман Иванович, какие еще приоритеты бюджетной политики стоят на повестке дня в Ленинградской области сегодня и на ближайшие годы?
— Наряду с поддержанием финансовой надежности субъекта РФ и сбалансированности его бюджета одной из основных задач является создание условий для роста экономики и расширения ее потенциала.
Сейчас в регионе ведется активная работа по формированию главного финансового документа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. При выполнении всех социальных обязательств перед жителями Ленинградской области мы стремимся обеспечить поступательное развитие региона. Существенный объем ассигнований областного бюджета ежегодно выделяется на реализацию адресной инвестиционной программы (АИП). Так, в 2017 году в рамках АИП запланировано финансирование 340 объектов на общую сумму 12,3 миллиарда рублей, что составляет 10,8 процента в общем объеме расходов областного бюджета. Среди основных приоритетов — строительство и реконструкция объектов образования (2,8 миллиарда рублей), здравоохранения (2,5 миллиарда рублей), дорожного хозяйства (1,9 миллиарда рублей). Кроме того, мы стараемся направлять значительный объем средств на проведение комплексной реновации действующих учреждений образования и здравоохранения, а также на различные мероприятия по капитальному ремонту спортивных объектов, городских и сельских домов культуры. Как следствие, это позволяет нам не только улучшать качество предоставляемых жителям региона услуг, но и снижать дальнейшие эксплуатационные расходы.
При этом безусловным приоритетом остается реализация майских указов Президента России.
В числе других значимых задач проводимой нами бюджетной политики — дальнейшее развитие инструментов, обеспечивающих максимальную открытость бюджетного процесса, а также совершенствование способов представления информации о бюджете в максимально доступных и удобных форматах. За последние годы мы сильно продвинулись в этом направлении. Наряду с модернизацией сайта «Открытый бюджет» организуем публичные слушания по проекту закона об областном бюджете и отчету о его исполнении за год, издаем брошюру «Бюджет для граждан». В целях повышения финансовой грамотности жителей Ленинградской области проводим творческий конкурс на лучшие проекты по представлению бюджета для граждан среди физических и юридических лиц по нескольким номинациям. Начал работу общественный совет, созданный при комитете финансов, на территории региона внедряется инициативное бюджетирование. Вся эта работа подчинена единой цели — налогоплательщики должны не только знать, на что расходуются бюджетные средства, но и принимать активное участие в определении приоритетов этих расходов.
Подготовила Е. П. беспалова