Госзаказ № 8 Август 2017 — 27 июля 2017

Закон № 44‑ФЗ: править или переписать?

Версия для печати 1831 Материалы по теме
Закон № 44‑ФЗ: править или переписать?

В очередной раз Закон № 44‑ФЗ признали неэффективным. Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) подготовили подробный доклад под названием «Госзакупки. Какой должна быть контрактная система?», в котором жестко раскритиковали действующее законодательство в данной сфере.

Вдокладе сказано, что принципы, изначально декларирующиеся в законе: ориентир на достижение результата — закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д., сегодня не работают. Деньги в контрактной системе распределяются в основном механически, ни заказчик, ни поставщик не ориентированы на экономию и результат.

Одной из главных проблем эксперты ЦСР назвали изменчивость нормативного регулирования контрактной системы. По подсчетам центра, за время существования Закона № 44‑ФЗ было принято 35 пакетов поправок к нему, еще 85 законопроектов находится на рассмотрении. Кроме того, ведомством было выпущено несколько тысяч писем, а широкое применение получили порядка 300. «Правовая неразбериха провоцирует нарушения законодательства и скандалы вокруг госзаказа, создание бизнеса по организации жалоб на заказчиков, текучку кадров в контрактных службах, достигающую по отдельным организациям 75 процентов», — сказано в докладе. По мнению авторов документа, проекты федеральных законов, поступающие на рассмотрение в правительство, предлагают в основном либо усилить контроль за заказчиком и ограничить его полномочия, либо дать преимущества отдельным участникам закупок, а в целом же правовая база контрактной системы не развивается.

Внимание к проблеме изменчивости нормативного регулирования контрактной системы в конце прошлого года уже привлекали аудиторы Счетной палаты РФ. Они предложили ввести мораторий на изменение закона о госзакупках, поскольку постоянные новшества затрудняют правоприменительную практику. Однако к настоящему времени реальных мер для устранения этих проблем не предпринято. Участники государственных закупок по-прежнему не успевают отслеживать принятые законы, изменяющие законодательство о контрактной системе. Вот некоторые из них.

Летние поправки

Так, в июле Президент РФ подписал несколько законов о внесении изменений в Закон № 44‑ФЗ и в КоАП РФ. В частности, Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 198‑ФЗ о внесении изменений в закон о контрактной системе дополнен перечень оснований закупки у единственного поставщика, а именно в части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ появились новые пункты 51 (закупки юридических услуг для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств) и 52 (закупки товаров, работ, услуг органами государственной охраны для реализации мер по осуществлению государственной охраны). При этом перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с пунктом 52, утверждается руководством ФОИВ в области государственной охраны.

Законом от 26 июля 2017 года № 211‑ФЗ предусмотрены изменения в статью 111-1 Закона № 44‑ФЗ в части планирования и осуществления закупок заказчиками за рубежом.

А вот Федеральный закон
№ 189‑ФЗ внес изменения в КоАП. А именно кодекс дополнен статьей 7.32.5, устанавливающей административную ответственность должностных лиц заказчика, нарушивших срок и порядок оплаты товаров (работ, услуг) и не исполнивших обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии с данной статьей при нарушении должностными лицами заказчика сроков оплаты на них накладывается административный штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном правонарушении — дисквалификация на срок от одного года до двух лет. При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Как видим, все три закона устраняют лишь точечные проблемы.

Еще один закон[1], изменяющий статью 93 Закона № 44‑ФЗ, Президент РФ подписал 29 июля. Детским домам разрешили осуществлять закупки у единственного поставщика. Указанные организации включены в предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ перечень случаев, в которых допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В пояснительной записке к законопроекту было сказано, что принятие данного закона позволит организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устранить трудности, связанные с покупкой личных вещей для воспитанников таких организаций, возникающие из-за норм Закона № 44‑ФЗ.

Закупки у единственного поставщика названные организации могут осуществлять на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.

Как из рога изобилия

Кроме уже принятых поправок, предлагаемые изменения контрактной системы сыплются как из рога изобилия. Так, очередные поправки в статью 96 Закона № 44‑ФЗ преду­сматривает законопроект Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), внесенный в Госдуму. В пояснительной записке к проекту сказано, что с 1 января 2014 года жилые помещения, дома (в том числе на вторичном рынке жилья) приобретаются в соответствии с Законом № 44‑ФЗ. При этом исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии (по выбору участника закупки). Размер обеспечения устанавливается от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, если Н(М)ЦК не превышает 50 миллионов рублей.

Авторы законопроекта указывают, что в соответствии с муниципальными программами в республике для переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется приобретение жилых помещений или жилых домов (в том числе на вторичном рынке жилья). Для многих потенциальных продавцов-физлиц размер обеспечения исполнения контракта может стать препятствием для участия в таких закупках. В итоге мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут оказаться под угрозой срыва.

Пунктом 1 части 8 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ установлено, что положения данной статьи об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением. Региональные депутаты предложили дополнить указанную норму словами: «либо физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя».

Очередная инициатива исходит от депутатов Госдумы. Они считают необходимым обязать физлиц сообщать заказчику об основаниях, указанных в части 6 статьи 39 Закона № 44‑ФЗ, из-за которых они не могут являться членами комиссии по закупкам. Аналогичную обязанность проект предусматривает и для тех, кто уже входит в комиссию. По мнению авторов законопроекта, на практике заказчику довольно сложно, а порой невозможно выявить факт, который может служить основанием для замены члена комиссии. Предлагаемые изменения упростят реализацию данной нормы, и выбор членов комиссии станет более прозрачным. В соответствии с этим законопроектом нарушителей данной нормы планируется штрафовать на сумму 30 тысяч рублей.

Еще один пакет законопроектов, направленных на увеличение ответственности за распоряжение бюджетными средствами, полученными на реализацию госзаказов, разработан депутатом И. А. Яровой. Поправки предусмотрены и в закон о контрактной системе, и в Уголовный, и в Административный кодексы. В настоящее время ответственность несет только непосредственно та организация, с которой заключен госконтракт. Новый законопроект подразумевает распространить эту ответственность и на те компании, которые выступают субподрядчиками, чтобы и они несли повышенную ответственность за использование бюджетных средств.

В Госдуму поступил законопроект, который предусматривает сокращение срока для размещения информации об осуществлении закупки товаров и услуг в ЕИС. В действующей редакции Закона № 44‑ФЗ заказчик обязан в 10-дневный срок со дня внесения изменений в план-график закупок разместить на официальном сайте извещение об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика. Авторы поправок считают, что такой срок приводит к «неоправданному затягиванию осуществления закупочных процедур», поэтому предлагают сократить его до одного дня — в случае признания закупок несостоявшимися, до трех дней — в случае внесения изменений по другим основаниям.

В статье отражены лишь некоторые инициативы, которых на самом деле сегодня очень много. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, эксперты ЦСР предлагают создать новую архитектуру контрактной системы, централизовать ее, а мелкие закупки осуществлять через электронные магазины. При этом правила проведения процедур определения поставщиков и планирование закупок перевести на уровень подзаконных актов.

М. И. КУЛЬКОВА

В 2016 году заказчики по итогам процедур отбора заключили около 3,5 миллиона государственных контрактов на общую сумму более 5,5 триллиона рублей, с совокупным разнообразием ассортиментного состава порядка 12 миллионов товарных позиций. Грандиозны объемы закупок отдельных юридических лиц. В этом сегменте контрактной системы в 2016 году были разыграны 1,5 миллиона лотов на общую сумму около 26 триллионов рублей.



[1] Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 231‑ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».

Поделиться