Финансы № 8 Август 2017 — 27 июля 2017

Архангельск: этапы внедрения централизации

Версия для печати 2193 Материалы по теме
Архангельск: этапы внедрения централизации

Вопросы централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности сегодня стоят перед многими регионами и муниципалитетами. В одних публично-правовых образованиях мероприятия по централизации только планируются, в других эта система уже успешно функционирует. Среди последних можно назвать такие города, как Псков, Вологда, Мурманск, Омск, Анапа и некоторые другие. Около года назад практика ведения централизованного бюджетного (бухгалтерского) учета была внедрена и в Архангельске.

Даниил Вадимович ШАПОШНИКОВ, заместитель главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам экономического развития и финансам

За последние годы в бюджетной системе Российской Федерации произошли значительные изменения. Новации бюджетного законодательства, развитие информационных технологий, появление концепции «Электронного бюджета» заставляют пересмотреть подходы к организации учетных процессов в муниципальных учреждениях.

Кроме того, стоимость ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в муниципальных учреждениях (включающая оплату труда сотрудников, расходы на компьютерное оборудование, соответствующее программное обеспечение, консультационные услуги разработчиков программного обеспечения, абонентскую плату за пользование справочно-правовой системой) в последние годы существенно выросла. При этом выполнить требования Минфина России по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета без должной автоматизации учетного процесса невозможно.

Очевидно, что обособленное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета уже не отвечает современным вызовам экономики. Тем не менее до недавнего времени в каждом муниципальном учреждении Архангельска существовала бухгалтерская служба. При этом многие муниципальные учреждения, особенно те, которые расположены удаленно от центра города, испытывали острую потребность и в квалифицированных кадрах, и в средствах на постоянную автоматизацию учетных процессов.

Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения наделены как полномочиями самостоятельного ведения учета, так и правом передачи этих полномочий централизованной бухгалтерии. И в 2016 году администрация Архангельска при поддержке депутатского корпуса приняла решение о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности муниципальных учреждений в едином сервисном центре.

Постановлением администрации города от 24 мая 2016 года № 593 был утвержден план мероприятий по внедрению системы централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в учреждениях Архангельска. А через четыре месяца в соответствии с постановлением от 27 сентября 2016 года № 1083 создано муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» (далее — МКУ «ЦБиЭО»).

Целью деятельности нового учреждения стало осуществление бухгалтерского и экономического обслуживания органов местного самоуправления (муниципальных органов) Архангельска, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города, казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Предметом деятельности (или функциями) МКУ «ЦБиЭО» является ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, обеспечение финансово-экономического планирования и формирование бюджетной, бухгалтерской, финансовой и иной отчетности (рисунок 1).

39-1.png

К основным задачам централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности муниципальных учреждений Архангельска относятся:

  • повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;
  • повышение прозрачности учетных процессов;
  • решение проблемы дефицита квалифицированных кадров;
  • сокращение затрат на ведение учета и планирование финансово-хозяйственной деятельности.

Централизация бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности муниципальных учреждений — это сложный процесс, в ходе которого необходимо минимизировать возможные негативные последствия (ошибок, недопониманий) и правильно выстроить систему бюджетного (бухгалтерского) учета на основе качественно проработанной единой методологии и современного программного обеспечения. Передача муниципальными учреждениями функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности проводится поэтапно, в течение 2016 и 2017 годов (рисунок 2).

39-2.png

По состоянию на 1 июля 2017 года функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению отчетности и планированию финансово-хозяйственной деятельности МКУ «ЦБиЭО» передали 42 муниципальных учреждения. В соответствии с графиком до конца 2017 года постепенный переход на централизованную систему бухгалтерского учета и отчетности осуществят все 146 муниципальных учреждений.

Взаимоотношения МКУ «ЦБиЭО» и муниципальных учреждений регламентируются соглашением о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности, в котором четко обозначены сроки представления документов, функции, права, обязанности и ответственность сторон (рисунок 3).

40.png

Особо следует отметить, что руководители муниципальных учреждений не теряют своей самостоятельности, за ними сохранятся все административно-управленческие функции, принятие решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, кадровыми вопросами. Одновременно за каждым муниципальным учреждением сохраняется отдельный лицевой счет, предназначенный для отражения операций по поступлению и расходованию средств конкретного муниципального учреждения.

Обмен документами между муниципальными учреждениями и МКУ «ЦБиЭО» осуществляется в электронном виде. Применение электронного документооборота дает возможность оперативного получения информации о финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.

Централизованная система бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности действует в Архангельске менее года. Но уже сегодня можно говорить о положительных результатах ее введения: это унификация учетной политики, стандартизация и автоматизация учетных процедур, организация ведения бухгалтерского учета по всем направлениям, сокращение затрат на ведение учета и планирование финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.

В дальнейшем же последствия от внедрения этой практики станут еще весомее. Так, по предварительной оценке, бюджетный эффект от централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в Архангельске начиная с 2018 года будет составлять более 160 миллионов рублей ежегодно.

Поделиться