Несмотря на принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в стране еще не сформировался общий алгоритм разработки механизмов реализации стратегий, иных программных и плановых документов устойчивого развития территорий. В статье приводится аналитика стратегического планирования и пространственного развития муниципальных образований и освещается консалтинг в данной сфере.
Ольга Владимировна КОЖЕВИНА, эксперт учебного центра «Бюджет», профессор, доктор экономических наук
На сайте bujet.ru есть библиотека статей по теме стратегий муниципальных образований. Ознакомиться с ней можно здесь.
Внастоящее время пространственное развитие территорий привлекает внимание широкого круга специалистов, пытающихся построить концептуальные и методологические основы этого процесса. Однако реальные и эффективные практические результаты реализации теоретических моделей отсрочены. Это обусловлено не только и не столько несовершенством концепций и методологии, сколько неготовностью территорий их оперативно принимать и транслировать по всем уровням управления (от муниципального до корпоративного и производственного), а также отсутствием или нехваткой центров разработки пилотных проектов пространственного развития территорий (рисунок 1).
Цели пространственного развития — значительное повышение эффективности использования пространственного фактора в усилении конкурентных позиций России в глобальной экономике с учетом сохранения и упрочения основ национальной безопасности страны в изменяющемся мире.
Условия пространственного развития:
1) сохраненный и последовательно наращиваемый значительный человеческий потенциал;
2) масштабы и разнообразие природно-ресурсного потенциала и природно-климатических условий, наличие мощной энергетической базы, создающие необходимые условия для устойчивого развития широкого круга производств и видов экономической деятельности, базирующихся на использовании благоприятных территориально дифференцированных факторов развития;
3) уникальное геоэкономическое положение Российской Федерации, определяемое относительной близостью и транспортной доступностью крупномасштабных товарных рынков, позволяющее реализовать значительный потенциал приграничного торгово-экономического сотрудничества;
4) благоприятные перспективы использования магистральных транспортных коммуникаций (коридоров) на территории РФ.
Основные направления пространственного развития:
- совершенствование системы расселения;
- пространственное измерение инновационной модернизации экономики;
- перспективная организация основных коммуникационных пространственных систем;
- институциональная территориальная структура;
- формирование макрорегионов;
- обеспечение сочетания эффективной специализации региональных хозяйственных комплексов и сбалансированного развития регионов;
- стратегии (микростратегии) пространственного развития для основных проблемных зон;
- сохранение окружающей среды и экологическая безопасность пространственного развития России[1].
Для решения проблем пространственного развития территории прежде всего необходимо оценить ресурсный потенциал конкретной территории и определить ее специфические риски и комплекс потенциалов, а также актуальные задачи, которые необходимо решить для ее устойчивого (сбалансированного) развития (рисунки 2, 3, 4).
Мониторинг устойчивого сбалансированного развития территорий включает решение следующих задач:
1) оценка ресурсного потенциала, создание и введение в практику системы сбалансированных индексов и индикаторов показателей развития территорий (в целом и по отраслям (сферам) экономики);
2) определение тенденций и динамики развития природных и социально-экономических процессов;
3) нормирование показателей индексов и индикаторов развития;
4) проведение аудита состояния территории по системе выбранных сбалансированных показателей, индексов и индикаторов, позволяющих выявить тренды устойчивого развития территории;
5) результаты аудита хозяйственной и управленческой деятельности на территории выражаются в виде совокупности оценок рисков и потенциалов территории;
6) определение планировочных и инвестиционных планов и мероприятий, определяющих конкретные инновационные и инвестиционные процессы и программы;
7) создание центров по подготовке квалифицированных производственных и управленческих кадров под потребности муниципального образования.
Аналитическая платформа принятия решений «Инфоаналитик» позволяет проводить оценку и прогнозирование социально-экономического потенциала муниципальных образований, разрабатывать рекомендации по управлению муниципальным образованием (рисунки 5, 6).
Структура консультационных задач страгпланирования и пространственного развития муниципальных образований
1. Комплексные услуги муниципального консалтинга, включающие: стратегическое планирование и пространственное развитие муниципальных образований; мониторинг социально-экономического потенциала муниципальных образований, в том числе моногородов и агломераций; оценку эффективности деятельности муниципальных предприятий и организаций; разработку инвестиционных карт и паспортов муниципальных образований и муниципальных предприятий; оценку рисков пространственного развития территорий на муниципальном уровне; подготовку аналитических записок, отчетов и рекомендаций; экспертное сопровождение предложений.
2. Муниципальный консалтинг, направленный на повышение эффективности управления органов муниципального управления, разработка рекомендаций и алгоритмов их реализации на муниципальном уровне, составление прогнозных сценариев социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды.
3. Экспертное консультирование в области разработки и реализации стратегий пространственного развития муниципальных образований, моделирование сценариев пространственного развития муниципальных образований, разработка системы расселения и размещения производительных сил, коммуникационных пространственных систем, разработка предложений и инструментов сбалансированного развития муниципальных образований и структурной политики на муниципальном уровне.
4. Экспертное консультирование в области разработки и реализации целевых и отраслевых программ развития муниципальных образований, составление и актуализация стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, консультационное сопровождение реализации стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований, инвестиционных и инновационных проектов.
5. Экспертное консультирование в сфере управления и стратегического планирования в организациях общественного сектора, анализ деятельности, качества и эффективности управления в организациях общественного сектора.
6. Экспертное консультирование в области маркетинга территорий на муниципальном уровне, выработка предложений и рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентного статуса муниципальных образований, муниципальному брендингу.
7. Научно-исследовательская деятельность и выполнение научно-исследовательских работ в сфере стратегического планирования и пространственного развития муниципальных образований.
В январе 2017 года подписан указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», в котором закреплена стратегическая цель — обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По данным на 1 января 2017 года, стратегии социально-экономического развития до 2030 года (в соответствии с Законом № 172‑ФЗ) разработаны в 51 субъекте РФ. Отдельно вопросы промышленного развития как стратегический приоритет выделены в 36 субъектах РФ. Региональный Закон «О стратегическом планировании» принят в 67 субъектах РФ, а региональный Закон «О промышленной политике» — в 81 субъекте РФ.
[1] Проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года.