В июне 2017 года был опубликован рейтинг стран по развитию инноваций Global Innovation Index 2017, одним из разработчиков которого является ООН. Доклад, посвященный рейтингу, не только позволяет составить представление о том, какие страны преуспевают в развитии высоких технологий и внедрении их в экономику, но и о том, какие тенденции наблюдаются в инновационных сферах в мире в целом. Что касается России, то благодаря рэнкингам можно увидеть, в каких отраслях страна лидирует, а где, напротив, отстает.
Что происходит с мировыми инновациями?
Доклады Global Innovation Index сильно отличаются друг от друга по тематикам. Доклад 2017 года сосредоточен преимущественно на инновациях в аграрном секторе, поэтому, чтобы составить представление о том, что происходит в целом по инновационным отраслям по всему миру, пришлось обратиться к более ранним исследованиям. Наиболее полный источник информации по общим тенденциям в инновациях за последние десять лет — доклад прошлого года.
Тенденция первая — вложения в инновации и научно-конструкторские разработки становятся основным способом избежать замедления экономического роста. Ни для кого не секрет, что само по себе внедрение инноваций и повышение производительности труда увеличивают темпы экономического роста. Однако ведущие игроки инновационного рынка, говорится в докладах, должны понять, что для поддержания экономического роста нужно инвестировать не только в то, что может принести результаты сейчас, но и в долгосрочные исследования.
В мировой экономике наблюдаются тенденции замедления экономического роста, и пока нет способа остановить эту динамику. Происходящее заставляет государства искать новые пути сохранить высокие темпы роста ВВП. Тенденции замедления роста в сфере внедрения инноваций также очевидны, спад темпов, несмотря на усилия государств, продолжается с 2014 года. Во многом снижение темпов роста в высокотехнологических отраслях связано с замедлением китайской экономики.
Одним из основных вопросов для инновационных сообществ становится распространение новых технологий на экономики со средним и низким доходом. Дело в том, что, несмотря на колоссальные вложения таких стран, как Китай, в инновации, только малая часть инвестиций уходит в исследования и научно-конструкторские работы, имеющие долгосрочный эффект. Большая часть средств направляется на изучение того, как применить и внедрить в производство уже готовые разработки (другими словами, довести их до ума и выпустить на рынок).
Чтобы поддержать долгосрочный экономический рост, общественные финансы должны быть направлены не только на внедрение инноваций, которые дадут результаты в короткие сроки, но и в исследования, которые обеспечат долгосрочный эффект. Если этого не произойдет, то в ближайшее время наработки последних лет, которые можно применить в экономике, просто закончатся. При этом отмечается, что внедрение инноваций в таких сферах, как туризм, общественное здравоохранение и коммуникации, становится все более дорогим.
Техно-национализм
Вторая тенденция — потребность в формировании глобального инновационного мышления и новых правительственных подходах, отмечается в докладе ООН. Общим убеждением является то, что интернационализация и международное сотрудничество в сфере инноваций и науки находятся на самом высоком за всю историю уровне. Это показывает и объем международных инвестиций в инновации, и обмен знаниями и информацией между структурами по всему миру. Однако по какой-то причине в политике и бизнесе массовое распространение инноваций не рассматривается как ситуация, которая приносит пользу всем и каждому (так называемая ситуация win-win).
Все правительственные решения и стратегии, направленные на развитие инноваций, сосредоточены исключительно на национальном уровне. Очевидно, что техно-национализм тормозит распространение инноваций по всему миру, а значит, и всеобщий экономический рост. Более того, многие решения в инновационной политике государств прямо направлены на то, чтобы перекрыть международный поток технологий в определенных сферах.
В ООН отмечают, что для изменения позиций политиков необходимо измерить потери национальных экономик от «барьеров против инноваций». Притом что такая отрасль, как международная торговля, рассматривается как всеобщий приоритет и ведется большая работа для снижения барьеров (в том числе в рамках ВТО), новые технологии по какой-то причине остаются в стороне.
Сохраняется значительный разрыв в развитии инноваций между богатыми странами и государствами со средним ВВП на душу населения. Несмотря на глобализацию инноваций, этот разрыв не сокращается.
Рецептов нет
Еще одно наблюдение экспертов — не существует каких-либо механизмов, которые могут быть автоматически скопированы для внедрения инноваций и создания передовых систем. Наличие хороших абсолютных показателей, таких как общие затраты на научно-конструкторские разработки и научную деятельность, либо число исследователей совершенно не гарантируют инновационного развития экономики.
При планировании политики в сфере инноваций государства часто считают целевым такой показатель, как число выпускников научных и инженерных специальностей, однако даже это не является панацеей. Тем, кто планирует политику в сфере инноваций, проще начинать с каких-то абсолютных показателей, но их достижение не гарантирует результата.
В ООН рекомендуют обращать внимание на характеристики качества инновационной политики, такие как зарегистрированные патенты и другие показатели результатов научной и конструкторской деятельности. Практически все лидеры инновационного рейтинга демонстрируют хорошие цифры в этой сфере, например США, Германия, Великобритания, Япония. Китай — единственная страна со средним доходом, которая имеет высокие цифры в данном сегменте.
На самом деле такие показатели, как правило, являются следствием здоровья, развития и продуктивности научной и инновационной систем, поэтому они могут быть целевыми, отмечается в докладе. Очевидным остается то, что правительства играют колоссальную роль в формировании инновационной среды и распространении инноваций. Еще одной тенденцией становится стирание границ между инновационной и индустриальной политикой. И первая, и вторая важны для внедрения инноваций. В числе положительных примеров называют азиатские экономики (Корею, Японию), где государственная политика сыграла значительную роль при формировании инновационной промышленности.
Результаты 2017 года
В индексе 2017 года лидерами по инновационному развитию оказались Швейцария (возглавляет рейтинг семь лет подряд), Швеция, Нидерланды, США и Великобритания. Все первые 25 мест принадлежат странам с высоким доходом. Среди них: Дания, Сингапур, Финляндия, Германия, Ирландия, Корея, Люксембург, Япония, Израиль, Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Австралия и другие. Единственным исключением является Китай, который занимает
В то же время есть группа стран, в которую входят Индия, Кения и Вьетнам: они пока еще не могут конкурировать с развитыми государствами, но очень быстро наращивают инновационные отрасли. Их показатели инновационного развития значительно превосходят показатели стран с аналогичным уровнем дохода.
Фактически Индия становится инновационным центром в Азии, отмечается в докладе 2017 года. Кроме того, существует значительный потенциал инновационного развития среди государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Также инновационные страны вроде Китая, Японии и Кореи догоняет другая группа государств Азии, в частности Индонезия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Они активно совершенствуют свои инновационные инструменты.
Что в России?
В докладе говорится о том, что падение цен на ресурсы и энергоносители в целом негативно сказалось на положении в рейтинге стран с высокой долей сырьевого экспорта. Среди них — Россия, Бразилия, Нигерия, ЮАР, страны Персидского залива. В рейтинге 2017 года Россия занимает
Среди позитивных моментов отмечается, что кризисные явления не сказались негативно на усилиях России в сфере становления инновационной экономики. В целом в сегменте инновационных стран со средним доходом лидируют Китай и Индия, а Россия занимает третье место. Отмечается, что Российская Федерация является одной из немногочисленных стран со средним доходом, которые входят в список топ-50 по инновациям. В этот топ также попали Турция, Румыния, Вьетнам, Черногория, Украина.
Если посмотреть на метрики, которые составляют итоговый индекс, то в том, что касается эффективности государственного управления, Россия отстает. Так, по показателю «Политическая стабильность и опасность терроризма» страна находится на
При этом Россия значительно опережает многие другие страны по легкости старта нового бизнеса
Рейтинги стран по ряду характеристик опубликованы в группе таблиц «Некоторые индикаторы инновационного развития государств» (с.
К. В. Овчарук
Создатели индекса и методика
Global Innovation Index разрабатывается с 2007 года Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) ООН, Корнелльским университетом (одно из самых крупных и известных учебных заведений США) и частной бизнес-школой INSEAD.
Для расчета индекса используется несколько десятков метрик по более чем 130 государствам. Оцениваются как собственно показатели инновационного и научного развития (такие, как число регистрируемых патентов каждый год, высокотехнологичный экспорт и другие), так и показатели развития бизнеса, качества инфраструктуры и среды (например, простота регистрации нового предприятия), политической стабильности и показатели экономики в целом.
Рейтинг стран по числу специалистов, занятых в научных исследованиях, на миллион человек, в 2015 г.
|
Позиция |
Государство |
Число исследователей на млн населения |
|
1 |
Израиль |
8255 |
|
2 |
Дания |
7483 |
|
3 |
Республика Корея |
7087 |
|
4 |
Швеция |
7021 |
|
5 |
Финляндия |
6816 |
|
6 |
Сингапур |
6658 |
|
7 |
Норвегия |
5915 |
|
8 |
Исландия |
5902 |
|
9 |
Япония |
5230 |
|
10 |
Люксембург |
5058 |
|
11 |
Австрия |
4955 |
|
12 |
Бельгия |
4875 |
|
13 |
Ирландия |
4575 |
|
14 |
Нидерланды |
4548 |
|
15 |
Австралия |
4530 |
|
16 |
Канада |
4518 |
|
17 |
Швейцария |
4481 |
|
18 |
Великобритания |
4470 |
|
19 |
Германия |
4431 |
|
20 |
США |
4231 |
|
21 |
Франция |
4168 |
|
22 |
Новая Зеландия |
4008 |
|
23 |
Португалия |
3824 |
|
24 |
Словения |
3820 |
|
25 |
Чехия |
3611 |
|
26 |
Гонконг (КНР) |
3297 |
|
27 |
Греция |
3201 |
|
28 |
Эстония |
3189 |
|
29 |
Россия |
3131 |
|
30 |
Литва |
2922 |
|
31 |
Словакия |
2654 |
|
32 |
Испания |
2568 |
|
33 |
Венгрия |
2139 |
|
34 |
Польша |
2071 |
|
35 |
Сербия |
2018 |
|
36 |
Италия |
2017 |
|
37 |
Малайзия |
2003 |
|
38 |
ОАЭ |
1989 |
|
39 |
Болгария |
1951 |
|
40 |
Мальта |
1787 |
|
41 |
Латвия |
1833 |
|
42 |
Тунис |
1787 |
|
43 |
Хорватия |
1501 |
|
44 |
Аргентина |
1202 |
|
45 |
Китай |
1176 |
|
46 |
Турция |
1156 |
|
47 |
Марокко |
1032 |
|
48 |
Кипр |
1012 |
|
49 |
Украина |
1006 |
|
50 |
Румыния |
894 |
|
51 |
Таиланд |
874 |
|
52 |
Македония |
858 |
|
53 |
Черногория |
835 |
|
54 |
Казахстан |
734 |
|
55 |
Бразилия |
698 |
|
56 |
Иран |
691 |
|
57 |
Египет |
679 |
|
58 |
Вьетнам |
674 |
|
59 |
Молдавия |
662 |
|
60 |
Катар |
597 |
|
61 |
Грузия |
585 |
|
62 |
Коста-Рика |
572 |
|
63 |
Уругвай |
524 |
|
64 |
Чили |
455 |
|
65 |
ЮАР |
437 |
|
66 |
Эквадор |
400 |
|
67 |
Бахрейн |
361 |
|
68 |
Сенегал |
361 |
|
69 |
Босния и Герцеговина |
328 |
|
70 |
Иордания |
307 |
|
71 |
Пакистан |
294 |
|
72 |
Мексика |
241 |
|
73 |
Кения |
230 |
|
74 |
Оман |
201 |
|
75 |
Филлипины |
189 |
|
76 |
Парагвай |
184 |
|
77 |
Маврикий |
181 |
|
78 |
Ботсвана |
175 |
|
79 |
Боливия |
165 |
|
80 |
Албания |
157 |
Источник: Институт статистики ЮНЕСКО (UNESCO).
Доля затрат на научно-конструкторские работы и исследования в ВВП страны, 2015 г.
|
Позиция |
Государство |
Доля НИОКР |
|
1 |
Израиль |
4,30 |
|
2 |
Республика Корея |
4,23 |
|
3 |
Япония |
3,49 |
|
4 |
Швеция |
3,28 |
|
5 |
Австрия |
3,10 |
|
6 |
Дания |
3,02 |
|
7 |
Швейцария |
2,97 |
|
8 |
Финляндия |
2,93 |
|
9 |
Германия |
2,88 |
|
10 |
США |
2,80 |
|
11 |
Бельгия |
2,46 |
|
12 |
Франция |
2,23 |
|
13 |
Исландия |
2,22 |
|
14 |
Словения |
2,21 |
|
15 |
Сингапур |
2,20 |
|
16 |
Австралия |
2,20 |
|
17 |
Китай |
2,09 |
|
18 |
Нидерланды |
2,01 |
|
19 |
Чехия |
1,98 |
|
20 |
Норвегия |
1,93 |
|
21 |
Великобритания |
1,71 |
|
22 |
Канада |
1,61 |
|
23 |
Ирландия |
1,55 |
|
24 |
Эстония |
1,48 |
|
25 |
Венгрия |
1,39 |
|
26 |
Италия |
1,34 |
|
27 |
Люксембург |
1,29 |
|
28 |
Португалия |
1,28 |
|
29 |
Малайзия |
1,26 |
|
30 |
Испания |
1,22 |
|
31 |
Словакия |
1,19 |
|
32 |
Бразилия |
1,17 |
|
33 |
Новая Зеландия |
1,15 |
|
34 |
Россия |
1,13 |
|
35 |
Литва |
1,04 |
|
36 |
Польша |
1,01 |
|
37 |
Турция |
1,01 |
|
38 |
Болгария |
0,98 |
|
39 |
Греция |
0,96 |
|
40 |
Сербия |
0,88 |
|
41 |
ОАЭ |
0,87 |
|
42 |
Хорватия |
0,85 |
|
43 |
Индия |
0,83 |
|
44 |
Саудовская Аравия |
0,82 |
|
45 |
Кения |
0,79 |
|
46 |
Мальта |
0,76 |
|
47 |
Гонконг |
0,74 |
|
48 |
ЮАР |
0,73 |
|
49 |
Египет |
0,72 |
|
50 |
Марокко |
0,71 |
|
51 |
Тунис |
0,65 |
|
52 |
Таиланд |
0,63 |
|
53 |
Латвия |
0,62 |
|
54 |
Украина |
0,62 |
|
55 |
Аргентина |
0,61 |
|
56 |
Эфиопия |
0,60 |
|
57 |
Коста-Рика |
0,58 |
|
58 |
Мали |
0,58 |
|
59 |
Мексика |
0,55 |
|
60 |
Ботсвана |
0,54 |
|
61 |
Сенегал |
0,54 |
|
62 |
Танзания |
0,53 |
|
63 |
Белоруссия |
0,52 |
|
64 |
Румыния |
0,49 |
|
65 |
Уганда |
0,48 |
|
66 |
Катар |
0,47 |
|
67 |
Кипр |
0,46 |
|
68 |
Эквадор |
0,45 |
|
69 |
Македония |
0,44 |
|
70 |
Иордания |
0,43 |
|
71 |
Чили |
0,39 |
|
72 |
Черногория |
0,38 |
|
73 |
Вьетнам |
0,37 |
|
74 |
Молдавия |
0,37 |
|
75 |
Мозамбик |
0,34 |
|
76 |
Намибия |
0,34 |
|
77 |
Уругвай |
0,34 |
|
78 |
Иран |
0,33 |
|
79 |
Непал |
0,30 |
|
80 |
Кувейт |
0,30 |
Источник: Институт статистики ЮНЕСКО (UNESCO).
Отношение числа сделок на венчурном рынке к размеру ВВП
в 2016 г.
|
Позиция |
Государство |
Число сделок на млрд долл. ВВП по паритету покупательной способности |
|
1 |
Канада |
0,55 |
|
1 |
Франция |
0,31 |
|
1 |
Израиль |
0,43 |
|
1 |
США |
0,39 |
|
5 |
Финляндия |
0,28 |
|
6 |
Дания |
0,22 |
|
7 |
Великобритания |
0,21 |
|
8 |
Швеция |
0,19 |
|
9 |
Исландия |
0,18 |
|
10 |
Швейцария |
0,18 |
|
11 |
Нидерланды |
0,16 |
|
12 |
Эстония |
0,15 |
|
13 |
Люксембург |
0,13 |
|
14 |
Сингапур |
0,12 |
|
15 |
Мальта |
0,12 |
|
16 |
Германия |
0,11 |
|
17 |
Ирландия |
0,11 |
|
18 |
Литва |
0,10 |
|
19 |
Бельгия |
0,09 |
|
20 |
Новая Зеландия |
0,08 |
|
21 |
Португалия |
0,08 |
|
22 |
Австралия |
0,08 |
|
23 |
Ливия |
0,07 |
|
24 |
Гвинея |
0,06 |
|
25 |
Австрия |
0,06 |
|
26 |
Китай |
0,06 |
|
27 |
Испания |
0,05 |
|
28 |
ОАЭ |
0,05 |
|
29 |
Кения |
0,05 |
|
30 |
Италия |
0,05 |
|
31 |
Руанда |
0,05 |
|
32 |
Тунис |
0,04 |
|
33 |
Норвегия |
0,04 |
|
34 |
Гонконг |
0,04 |
|
35 |
Маврикий |
0,04 |
|
36 |
Зимбабве |
0,03 |
|
37 |
Мали |
0,03 |
|
38 |
Кипр |
0,03 |
|
39 |
Буркина-Фасо |
0,03 |
|
40 |
Индия |
0,03 |
|
41 |
Словения |
0,03 |
|
42 |
Чехия |
0,03 |
|
43 |
Сенегал |
0,03 |
|
44 |
Грузия |
0,03 |
|
45 |
Венгрия |
0,02 |
|
46 |
Панама |
0,02 |
|
47 |
Польша |
0,02 |
|
48 |
Бразилия |
0,02 |
|
49 |
Япония |
0,02 |
|
50 |
Марокко |
0,02 |
|
51 |
ЮАР |
0,02 |
|
52 |
Латвия |
0,02 |
|
53 |
Республика Корея |
0,02 |
|
54 |
Камбоджа |
0,02 |
|
55 |
Малайзия |
0,02 |
|
56 |
Замбия |
0,02 |
|
57 |
Бахрейн |
0,02 |
|
58 |
Греция |
0,10 |
|
59 |
Уругвай |
0,10 |
|
60 |
Вьетнам |
0,10 |
|
61 |
Кот-д’Ивуар |
0,10 |
|
62 |
Коста-Рика |
0,10 |
|
63 |
Уганда |
0,10 |
|
64 |
Перу |
0,10 |
|
65 |
Иордания |
0,10 |
|
66 |
Эфиопия |
0,10 |
|
67 |
Румыния |
0,10 |
|
68 |
Хорватия |
0,10 |
|
69 |
Колумбия |
0,10 |
|
70 |
Мексика |
0,10 |
|
71 |
Чили |
0,10 |
|
72 |
Египет |
0,10 |
|
73 |
Турция |
0,10 |
|
74 |
Филиппины |
0,10 |
|
75 |
Украина |
0,10 |
|
76 |
Болгария |
0,10 |
|
77 |
Таиланд |
0,10 |
|
78 |
Аргентина |
0,10 |
|
79 |
Танзания |
0,10 |
|
80 |
Индонезия |
0,10 |
Источники: агентство Thomson Reuters, Международный валютный фонд (МВФ).
Занятость в отраслях, требующих высокой квалификации работников, 2015 г.
|
Позиция |
Государство |
Доля занятых |
|
1 |
Люксембург |
56,81 |
|
2 |
Сингапур |
54,33 |
|
3 |
Швейцария |
52,98 |
|
4 |
Норвегия |
51,68 |
|
5 |
Швеция |
50,38 |
|
6 |
Израиль |
48,30 |
|
7 |
Исландия |
47,83 |
|
8 |
Великобритания |
47,63 |
|
9 |
Нидерланды |
46,57 |
|
10 |
Финляндия |
45,96 |
|
11 |
Бельгия |
45,58 |
|
12 |
Дания |
45,13 |
|
13 |
Австралия |
44,90 |
|
14 |
Франция |
44,56 |
|
15 |
Россия |
44,35 |
|
16 |
Германия |
44,19 |
|
17 |
Эстония |
43,99 |
|
18 |
Канада |
43,73 |
|
19 |
Новая Зеландия |
42,92 |
|
20 |
Литва |
42,92 |
|
21 |
Словения |
43,73 |
|
22 |
Латвия |
42,92 |
|
23 |
Австрия |
41,80 |
|
24 |
Ирландия |
41,66 |
|
25 |
Бруней |
41,18 |
|
26 |
Мальта |
39,78 |
|
27 |
Гонконг |
38,64 |
|
28 |
США |
38,01 |
|
29 |
Польша |
37,63 |
|
30 |
Украина |
37,59 |
|
31 |
Чехия |
37,58 |
|
32 |
Черногория |
37,39 |
|
33 |
ОАЭ |
36,08 |
|
34 |
Белоруссия |
35,90 |
|
35 |
Италия |
35,70 |
|
36 |
Хорватия |
35,62 |
|
37 |
Португалия |
35,55 |
|
38 |
Кипр |
35,20 |
|
39 |
Венгрия |
34,87 |
|
40 |
Египет |
33,93 |
|
41 |
Казахстан |
33,34 |
|
42 |
Испания |
32,87 |
|
43 |
Болгария |
32,26 |
|
44 |
Словакия |
31,93 |
|
45 |
Ливия |
31,84 |
|
46 |
Армения |
31,13 |
|
47 |
Греция |
29,85 |
|
48 |
Сербия |
28,87 |
|
49 |
Тринидад и Тобаго |
28,41 |
|
50 |
Молдавия |
28,07 |
|
51 |
Македония |
27,34 |
|
52 |
Саудовская Аравия |
27,30 |
|
53 |
Малайзия |
25,50 |
|
54 |
Чили |
25,01 |
|
55 |
Япония |
24,78 |
|
56 |
Маврикий |
24,72 |
|
57 |
Монголия |
24,67 |
|
58 |
Филиппины |
24,03 |
|
59 |
Панама |
24,01 |
|
60 |
Босния и Герцеговина |
23,97 |
|
61 |
Аргентина |
23,91 |
|
62 |
Азербайджан |
23,42 |
|
63 |
Румыния |
22,74 |
|
64 |
ЮАР |
22,46 |
|
65 |
Грузия |
22,30 |
|
66 |
Коста-Рика |
21,63 |
|
67 |
Бразилия |
21,63 |
|
68 |
Республика Корея |
21,42 |
|
69 |
Уругвай |
20,97 |
|
70 |
Тунис |
20,97 |
|
71 |
Бахрейн |
20,88 |
|
72 |
Турция |
20,49 |
|
73 |
Ямайка |
20,12 |
|
74 |
Бангладеш |
20,01 |
|
75 |
Пакистан |
19,48 |
|
76 |
Парагвай |
19,00 |
|
77 |
Мексика |
18,85 |
|
78 |
Киргизия |
18,28 |
|
79 |
Доминикана |
17,94 |
|
80 |
Ботсвана |
17,79 |
Источник: Международная организация труда (МОТ).
Поделиться:


