Версия для печати 2349 Материалы по теме
Творчество ФАС:  «Белые» и «Черные» книги

ФАС России в рамках реализации дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» ведет сбор и анализ проконкурентных и антиконкурентных региональных практик и публикует их в «Белой» и «Черной» книгах. Об этом на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Геннадьевич Цыганов.

ФАС ежегодно отслеживает региональные практики в антиконкурентной сфере и формируют так называемые «Черную» и «Белую» книги. Впервые такие книги были подготовлены в 2012–2013 годах. По словам А. Г. Цыганова, автором идеи является заместитель начальника административного управления — секретариата руководителя ФАС России Л. В. Целикова, которая, собственно, и отвечает за селекцию кейсов, входящих в книги. Впрочем, как подчеркнул представитель ФАС, отбор практик происходит совместно с предпринимательским сообществом.

«Цель книг — предупредить нарушения антимонопольного законодательства и распространить лучшие практики, — отметил Цыганов. — Это своеобразное пособие для региональных властей. С одной стороны, можно поучиться на чужих ошибках, а с другой стороны, перенять лучшие практики соседних регионов».

Также, по мнению замначальника, такая практика — удачный пример адвокатирования конкуренции, предупреждения нарушения антимонопольного законодательства. На основании собранных материалов ФАС России направляет письма руководителям субъектов РФ с информацией о тех удачных или неудачных примерах действия органов власти данного региона, которые вошли в «Черную» или «Белую» книги. Кроме того, вся информация размещается на официальном сайте ФАС России, тем самым служба получает обратную связь.

Порядок подготовки книг регламентирован и постоянно совершенствуется. Так, например, в 2016 году значительная часть книг посвящена новому механизму антимонопольного реагирования: предупреждению и предостережению. Данный механизм был введен «Четвертым антимонопольным пакетом» в отношении органов власти и должностных лиц, тогда как ранее его действие распространялось только на хозяйствующие субъекты. Итак, при выявлении факта антиконкурентного поведения того или иного органа власти сначала выдается предупреждение. Если оно не исполняется, то антимонопольная служба начинает привычную процедуру по возбуждению дела.

Предостережение применяется на этапе, когда антимонопольное нарушение как таковое еще не совершено. При этом в отличие от предупреждения сфера применения института предостережения не ограничивается Законом о защите конкуренции.

Введение нового механизма дало интересный результат. В 2015 году количество дел, возбужденных и рассмотренных ФАС и ее территориальными управлениями в отношении органов исполнительной власти, составило более 3,5 тысячи, а по итогам прошлого года их насчитывалось всего 1284. «Мы видим почти трехкратное сокращение количества дел, возбужденных в отношении органов государственной власти, — отметил Цыганов. — Основная причина именно в том, что мы перешли к системе предупреждений и должностные лица быстро реагируют и исправляют недоработки».

«Белые» практики конкуренции

Самый большой из разделов «Белой книги» посвящен реализации стандартов развития конкуренции в субъектах РФ и подготовке дорожных карт по развитию конкуренции на региональных рынках. В него включены прежде всего те мероприятия, которые проводят регионы во исполнение стандарта развития конкуренции. Стоит напомнить, что данный документ является обязательным для применения. К тому же соблюдение данного стандарта развития является одним из показателей в оценке деятельности глав субъектов РФ. Несмотря на то что Правительство РФ еще в 2015 году определило требование по формированию стандартов развития конкуренции и дорожных карт в данной сфере, в двух российских регионах — Кировской и Тверской областях — планы долгосрочных мероприятий по развитию конкуренции до сих пор не разработаны, что и было отмечено в «Черной книге».

В «Белую книгу» вошли примеры отдельных мер, направленных на развитие конкуренции как в целом по региону, так и на отдельных товарных рынках. При этом охват товарных рынков достаточно широк: от торговли, транспорта, строительства до социальных услуг, туристических и т. д.

Существенный блок обеих книг связан с осуществлением государственных и муниципальных закупок. Очевидно, что количество нарушений процедур торгов достаточно велико, но в то же время и мер, предпринимаемых субъектами РФ и направленных на повышение прозрачности и совершенствование закупочных процедур, много. Эти меры находят свое отражение в «Белой книге».

С 2017 года принято решение включить в «Белую книгу» примеры исполненных предупреждений: когда местная власть не вступает в долгие споры с ФАС, которые, как заметил Цыганов, в 90% случаев заканчиваются в пользу антимонопольщиков, а оперативно реагирует на предложения исправить те или иные нарушения. В качестве положительного примера спикер привел Удмуртскую Республику, в которой Министерство промышленности и торговли субъекта установило требование об обязательном лицензировании на территории региона деятельности по реализации лома черных и цветных металлов. В результате устранения такого нарушения появилось позитивное движение: на рынок вышли компании из соседних регионов.

Вмешиваться нельзя

В «Черную книгу» включены традиционные вещи, связанные с правоприменением статей 15, 16 Закона № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». В том числе создание дискриминационных условий, основанных на ограничении ведения предпринимательской деятельности, неравном доступе к государственному и муниципальному имуществу, а также и другие недобросовестные практики, которые допускают органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. Отраслевая структура «Черной книги» еще более обширна, чем структура «Белой». Как заметил Цыганов, местные власти достаточно часто вмешиваются в хозяйственную деятельность компаний на самых разных товарных рынках: начиная с услуг местного пассажирского транспорта и заканчивая ветеринарией, управлением многоквартирными домами. «Во всех случаях нашим территориальным управлениям приходится реагировать на подобные нарушения и, как уже было сказано, в прошлом году было принято более 1,2 тысячи решений в отношении органов власти и должностных лиц, связанных с нарушением российских правил конкуренции», — напомнил представитель ФАС.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться