Финансы № 9 Сентябрь 2017 — 24 августа 2017

Как улучшить бюджетное законодательство: взгляд из регионов

Версия для печати 2228 Материалы по теме
Как улучшить бюджетное законодательство: взгляд из регионов

Представители финансовых органов 37 российских областей, республик и краев приняли участие в заседании секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» Союза финансистов России (СФР), состоявшемся в московском Представительстве Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ. Участники встречи сформулировали десятки предложений по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства. Все они направлены в палаты парламента, Правительство РФ и Минфин России.

О федеральном и региональных бюджетах

Главной темой заседания стали новации бюджетного законодательства в 2017 году и на период 2018­—2020 годов. «В Государственной думе мы только что заслушали основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, — рассказала заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова. — Конечно, всех интересует, как регионы будут дальше развиваться, какие новеллы предусмотрены в федеральном бюджете. Со своей стороны мы всегда даем посыл в федеральные органы государственной власти о том, в каком ключе видят проблемы региональные финансисты с учетом предстоящих изменений в законодательстве».

По мнению депутата, Вологодская область представляет собой положительный пример того, как выстроены взаимоотношения между финансистами, губернатором и Законодательным cобранием области. «В условиях решения сложных задач по мобилизации доходов и в особенности по оптимизации расходов региональный бюджет удалось сформировать с профицитом», — подчеркнула Максимова.

В обсуждении повестки дня приняли участие заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов Чувашской Республики С. А. Енилина, которая рассказала о доходах республиканского бюджета (рисунок 1), руководитель Департамента финансов Воронежской области Н. Г. Сафонова, заместитель министра финансов Республики Алтай М. В. Прядко, министр финансов Ульяновской области Е. В. Буцкая, первый заместитель начальника Департамента финансов Томской области В. И. Плиева, заместитель министра экономики и финансов Московской области Э. Я. Кадырова, заместитель министра финансов Оренбургской области Д. Н. Кулаков.

13.png

14.png

В частности, региональные финансисты напомнили о том, что 16 субъектов Федерации не смогли выполнить условия соглашений, которые Минфин России заключает с регионами по замещению коммерческих кредитов бюджетными, и были вынуждены вновь занимать у коммерческих банков для погашения бюджетных кредитов. Участники заседания высказались за смягчение данных условий. Кроме того, они отметили, что в процессе исполнения закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов необходимо:

  • увеличить объем дотаций для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (с учетом необходимости реализации указов Президента РФ о повышении оплаты труда работникам бюджетной сферы, Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в связи с повышением размера оплаты труда с 1 июля 2017 года до 7,8 тысячи рублей);
  • увеличить объем субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также на предоставление социальных выплат молодым семьям — участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище»;
  • увеличить объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на осуществление дорожной деятельности (в целях улучшения состояния дорог общего пользования в связи со снижением с 1 января 2017 года нормативов отчислений по акцизам на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ).

Что касается проекта федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, то и здесь участники заседания сформулировали целый ряд предложений:

  • увеличить объем дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ на уровень не менее индекса инфляции;
  • не индексировать размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленный Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 354‑ФЗ;
  • учесть при определении дотаций для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов для достижения показателей, установленных указами Президента РФ, не менее 50% потребности на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, а также доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума;
  • предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных кредитов субъектам РФ в целях замещения рыночных обязательств и рефинансирования бюджетных кредитов на 2018 год в объеме не менее 300 миллиардов рублей;
  • продолжить практику предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ в целях замещения долговых обязательств ежегодно в объеме не менее 50% от суммы задолженности, подлежащей погашению.

О налоговой политике

Об основных направлениях налоговой политики в отношении налогов, формирующих доходную базу региональных и местных бюджетов, рассказал начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А. В. Сорокин. «Одним из приоритетных направлений является укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов за счет имущественных налогов. Речь идет о налогах на имущество организаций, физических лиц и транспортного налога. Расширение имущественной базы, в частности, планируется за счет постановки на кадастровый учет и регистрацию прав собственности граждан на объекты недвижимости», — отметил докладчик.

Еще один резерв для увеличения доходной базы регионов и муниципалитетов связан с федеральными налоговыми льготами. Тема инвентаризации федеральных налоговых льгот сегодня актуальна для большинства регионов России, в том числе и для Вологодской области. Заместитель губернатора, начальник Департамента финансов Вологодской области и председатель секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» СФР В. Н. Артамонова подчеркнула: «Прежде всего в этом вопросе должна быть единая методика оценки эффективности предоставляемых преференций. Поскольку сегодня каждый субъект Федерации со своими решениями, законами принимает свои методики оценки налоговых льгот».

Она предложила еще раз вернуться к инвентаризации ранее принятых налоговых льгот на федеральном уровне. «Поскольку сегодня наблюдается перевес в сторону льгот, принятых именно на федеральном, а не на региональном уровне, здесь необходимо еще раз посмотреть все налоговые льготы и в ближайшее время дать предложения либо по их отмене, либо, возможно, по изменению адресности их предоставления», — отметила Артамонова.

Кроме того, заместитель губернатора Вологодской области подробно рассказала о проблемах сбалансированности бюджетов субъектов РФ и проиллюстрировала свой доклад примерами (рисунок 2).

Заместитель начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С. А. Крючков детально остановился на теме новаций и перспектив в области налога на прибыль организаций. В результате участники заседания сформулировали ряд конкретных предложений по изменению Налогового кодекса РФ. В частности, было предложено:

  • ввести правило «двух ключей» для всех налоговых льгот и преференций, установленных на федеральном уровне, по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты, предусмотрев применение льгот только в случае принятия соответствующего решения законом субъекта РФ.
  • установить максимальные налоговые ставки на следующие виды транспортных средств: яхты, катера, гидроциклы, снегоходы — как на предметы роскоши;
  • установить срок уплаты имущественных налогов физическими лицами — не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • установить по налогу на имущество физических лиц, исчисляемому исходя из кадастровой стоимости, дополнительное ограничение по размеру налогового вычета по жилью — не более 80% площади объекта;
  • сократить размер вычета на уплаченные обязательные страховые взносы со 100 до 50% по единому налогу на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников;
  • включить в перечень объектов налогообложения при исчислении налога исходя из кадастровой стоимости здания делового, административного или коммерческого назначения независимо от вида осуществляемой деятельности, а также используемые для размещения подразделений аппарата управления организации (юридических, финансово-экономических и других управленческих служб).

О межбюджетных отношениях

Выступление заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е. А. Перминовой было посвящено тому, как в верхней палате парламента видят проблематику межбюджетных отношений и чего сенаторам удалось достичь в сфере их совершенствования.

В частности, она рассказала о поправках в Бюджетный кодекс, касающихся 72 субъектов РФ, которые получают дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. «Не выполнив какое-то условие, они могут лишиться либо части этой дотации, либо вообще полностью, — уточнила Перминова. — То, что регионы находятся в подвешенном, совершенно неясном состоянии, возмутило Совет Федерации и лично Валентину Ивановну Матвиенко. Было принято решение, что мы выходим с поправками, и 14 декабря на 402-м заседании мы представили проект закона о том, что дотация должна выдаваться субъектам Российской Федерации без всяких условий. После трудных и долгих споров и согласований 7 июля эти поправки в Бюджетный кодекс все-таки были приняты».

Для ряда высокодотационных субъектов прежняя норма сохранилась. Однако, по мнению Перминовой, то, что под нее теперь подпадают не 72, а только восемь регионов, — это определенно победа.

Большое внимание сенатор уделила теме исполнения бюджетов субъектов РФ в 2017 году в условиях изменений, внесенных в законодательство о налогах и сборах и бюджетное законодательство. Членам секции финансистов Перминова представила предложения от субъектов РФ, касающиеся новой методики распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. «Мы с вами давно говорим, что она несовершенна, но Министерство финансов сопротивляется, поэтому мы должны подготовить свои рекомендации и — все вместе — внести их на рассмотрение в Минфин. А времени остается мало: в сентябре начинается новый бюджетный цикл», — подчеркнула заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

В резолюцию заседания вошло несколько предложений, касающихся межбюджетных отношений. В том числе:

  • исключение из Бюджетного кодекса требования по ограничению 10% объема иных межбюджетных трансфертов от общего объема межбюджетных трансфертов либо исключение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов при определении указанного соотношения (статья 139.1);
  • увеличение срока предоставления местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетных кредитов с трех до пяти лет (пункт 2 статьи 93.3);
  • инвентаризация источников доходов бюджетов с учетом принятых расходных обязательств субъектов РФ в целях определения подходов к формированию межбюджетных отношений, обеспечивающих равную финансовую возможность предоставления государственных услуг во всех регионах РФ;
  • корректировка методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) в части исключения из налогового потенциала регионов акцизов на нефтепродукты и транспортного налога, а также объема налоговых льгот, предоставленных в качестве стандартного инструмента привлечения инвестиций, и недопущения снижения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ на очередной финансовый год и на плановый период.

О «модельном» бюджете

Новый подход, который со следующего года намерен применять Минфин при решении вопроса об оказании финансовой помощи тому или иному региону, ожидаемо вызвал большой интерес участников встречи. Ведь от того, какие критерии станут использоваться при исчислении «модельного» бюджета, будет зависеть сумма поддержки.

По мнению Артамоновой, эта тема требует дополнительной проработки. «К сожалению, сегодня Минфин при определении „модельного“ бюджета не учитывает расходы капитального характера. Это ремонты, строящиеся социальные объекты, школы, детские сады, — уточнила Артамонова. — Кроме того, по многим направлениям, в том числе таким, как здравоохранение, образование, все расходные обязательства обусловлены федеральным законодательством. И если сегодня в „модельный“ бюджет будет включен какой-то усредненный показатель, то, конечно, субъекту выполнить свои обязательства будет крайне сложно».

Участники заседания во многом согласились с председателем секции и приняли общее решение, что при формировании «модельного» бюджета субъекта РФ следует учитывать расходы:

  • на закупки товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества и приобретения оборудования для укрепления материально-технической базы учреждений в объемах по нормативам в зависимости от степени изношенности имущества либо в объеме средних расходов по субъектам РФ, но не менее 5% от расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;
  • на здравоохранение исходя из подушевого норматива финансирования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
  • Кроме того, они предложили обеспечить направление на согласование в субъекты РФ расчетных данных по группам полномочий для определения расчетного (минимального) объема расходных обязательств в сроки, установленные для сверки исходных данных для расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

О социальной политике

Директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ С. А. Гашкина остановилась на основных направлениях социальной политики и теме выполнения майских указов. В частности, она затронула проблему индексации на 4% с 1 января 2018 года заработной платы иных категорий работников бюджетной сферы, в указы не вошедших (в частности, государственных служащих, военнослужащих, сотрудников прокуратуры и судебных органов).

«Мы исходили из того, что у нас инфляция будет 3,8 процента в 2017 году, четыре процента — в 2018 году, четыре процента — в 2019-м и четыре процента — в 2020 году. Эти прогнозы касаются всех 27 федеральных законов, в которых говорится о социальных выплатах. С 1 января 2018 года все законы в части социальных выплат мы переводим на индексацию по фактическому уровню инфляции, — напомнила Гашкина. — 15 сентября будет понятна статистика того, какова фактическая инфляция, и до 1 февраля будет принято постановление правительства. Это то, что касается социальных выплат, то есть 1 триллиона 300 миллиардов рублей, которые мы отдаем в субъекты для выплат тем категориям граждан, которые в этом нуждаются».

Немалый интерес участников заседания вызвали вопросы выполнения федеральной инициативы по доведению МРОТ до уровня прожиточного минимума, а также тема предстоящего повышения на 8% платежей за неработающее население.

15.png

В. И. ПУТЕВАЯ

Поделиться