Версия для печати 4969 Материалы по теме
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в зеркале истории

В 2011 году в системе Федерального казначейства был образован новый территориальный орган межрегионального уровня — Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — Межрегиональное операционное УФК), первым руководителем которого 1 июня 2011 года был назначен Д. С. Гришин. Идея образования органа, наделенного отдельными «исключительными» полномочиями в отличие от управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (далее — УФК по субъектам РФ) функциями, созрела гораздо раньше и была обусловлена необходимостью освобождения центрального аппарата Федерального казначейства от операционных функций, носящих централизованный характер, а также желанием повысить уровень сервиса главным администраторам средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами, обеспечив им обслуживание в режиме одного окна. С одной стороны, это была новая в системе органов Федерального казначейства структура, но с другой — аналогичная служба существовала еще в казначейской системе дореволюционной России и являлась ее основополагающим элементом.

Наталия Михайловна ГОРИНА, руководитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства

Создание централизованной системы финансового управления в России явилось поступательным процессом и осуществлялось синхронно с развитием государственного управления в целом. Первой достаточно логически завершенной централизованной моделью была система, сформированная в результате начавшейся в 1775 году губернской реформы Екатерины II[1]. В результате реформы были образованы казенные палаты — исполнительные органы, которые императрица называла «местными правительствами».

В составе казенных палат было семь подразделений — экспедиций. Одна из экспедиций, управлять которой был поставлен губернский казначей, осуществляла «полное заведование доходами и расходами по губернии» и составляла всю отчетность по ним. Губернским казенным палатам были подчинены уездные казначейства. Главной задачей уездных казначейств являлось хранение сумм, поступивших в казну, их кассирование и наблюдение за правильным поступлением податей. На вершине пирамиды вплоть до 1821 года параллельно сосуществовали экспедиция о государственных доходах и Министерство финансов. Функции их руководителей не получили окончательного разграничения, так же как и не был определен порядок их взаимодействия.

Кроме того, в 1781 году с целью завершения строительства системы местных казначейств были созданы казначейства для остаточных сумм и казначейства для штатных сумм в Петербурге и Москве.

Казначейства для остаточных сумм хранили не только те денежные средства, которые воплощали собой бюджет государства, но и средства Кабинета Ее Императорского Величества, коллегии иностранных дел, казенных кредитных установлений. Они представляли в экспедицию о государственных доходах годовые и третные (квартальные) ведомости о наличии сумм, недополучении предполагаемых сумм с указанием причин, расходах и остатках.

Казначейства для штатных сумм заведовали расходами страны и непосредственно подчинялись экспедиции о государственных доходах. Механизм движения денежных сумм, не предусмотренных рос­писью (нештатные расходы), получил новую организацию: государственный казначей отдавал указание казначейству для остаточных сумм, руководитель ведомства, «имеющий смотрение над денежной казной», выписывал ордер о приеме денег и вносил эту операцию в годовой отчет. Казначейство для остаточных сумм фиксировало ту же операцию в своем журнале и также отмечало в годовом отчете. Безусловно, эти особые казначейства были первым прообразом создающихся в настоящее время «центров специализации Федерального казначейства».

В частности, механизм движения нештатных расходов очень напоминает исполнение Межрегиональным операционным УФК функции по проведению (по указанию и от имени Федерального казначейства) операций на счетах, открытых для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также осуществление бюджетного учета и составление бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета по этим операциям.

Главное казначейство

Указ о преобразовании экспедиции о государственных доходах в Департамент государственного казначейства Министерства финансов и о его штатах император Александр I издал 2 февраля 1821 года. Департамент государственного казначейства работал исключительно с документами и обладал распорядительными полномочиями, то есть имел право инициировать проекты законодательных и подзаконных актов.

61.png

А уже 3 февраля того же года император подписал указ «Учреждение Главного казначейства». Главное казначейство, которое получило исполнительные функции, было создано в результате объединения Петербургского и Московского казначейств для штатных и остаточных сумм. Таким образом, была сформирована трехступенчатая система взаимодействия казначейских учреждений, поддающаяся бюрократическому управлению. Указанная система существует и в настоящее время. В непосредственном ведении Департамента Государственного казначейства (ныне — Федеральное казначейство) находились Главное казначейство (сейчас — Межрегиональное операционное УФК) и губернские казначейства (в настоящее время — УФК по субъектам РФ) с состоящими в их ведении уездными казначействами (сегодняшние территориальные отделы в УФК по субъектам РФ). Главное казначейство располагалось в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Межрегиональное операционное УФК располагается в столице Российской Федерации Москве.

Уникальные функции

Основной задачей Главного казначейства являлось проведение операций с наличностью — хранение, прием и отпуск сумм на расходы по общему государственному управлению, а также счетоводство и производство дел. Суммы доходов, оставшиеся свободными после исполнения расходов, уездные казначейства передавали в губернские, а те в свою очередь посредством почтовых перевозок упакованные в бочонки и кожаные мешки деньги отправляли в Главное казначейство. В середине 1870-х годов Государственное казначейство открыло особый текущий счет в Государственном банке, куда передавало на хранение казенные суммы. Сам Государственный банк принимал от Главного казначейства в Петербурге (а его конторы и отделения — от губернских казначейств) на тот же текущий счет «всякого рода уплаты государственному казначейству, как производимые по распоряжению Министерства финансов, так и поступающие с текущих счетов банковых частных лиц и учреждений, и наконец, установление в пользу казны отчисления с операции самого Банка». Кассовый устав указывал, что Государственный банк обязывался по распоряжению Министерства финан­сов выдавать «суммы с текущего счета Государственного казначейства прямым кредиторам казны и в качестве агента Министерства финансов производить за счет Главного Санкт-Петербургского казначейства все заграничные обороты по суммам Государственного казначейства».

Непосредственная работа с наличностью и соответствующей документацией осуществлялась в Главном казначействе канцелярией и пятью отделениями — кассирским, которым управлял главный казначей, бухгалтерским, приходным, расходным и оборотным, которое производило счет российской и иностранной монеты, пересчет по обмену монеты на ассигнации, счет сумм, выданных из казначейства заимообразно государственным учреждениям и частным лицам, и счет о приеме и отпуске ценных бумаг. Все поступления направлялись главному казначею и подразделялись на остатки от расходов разных мест; штатные, то есть доходы, назначенные по росписи; «случайные доходы»; «кредитные пособия», то есть полученные в результате внешних и внутренних займов; оборотные капиталы. Отпускать суммы Главное казначейство имело право на содержание двора, расходы министерств и главных управлений, погашение «кредитных бумаг».

В зеркале истории

Проводя исторические параллели, мы видим, что аналогичные уникальные функции в настоящее время выполняет и Межрегиональное операционное УФК: проведение операций отдельного контингента клиентов — министерств, ведомств и особо значимых учреждений науки и культуры; перечисление средств при размещении Федеральным казначейством средств на банковские депозиты и по договорам РЕПО, при выдаче краткосрочных бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ; проведение операций по выплате внешнего долга Российской Федерации; предоставление кредитов Российской Федерации иностранным государствам; уплата членских взносов в международные организации.

И, конечно же, самая важная функция — проведение операций на едином счете федерального бюджета, подкрепление счетов УФК по субъектам РФ для проведения ими кассовых выплат по операциям получателей средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также неучастников бюджетного процесса.

62.png

Так же как и в XIX веке в Главное казначейство из губернских казначейств, в Межрегиональное операционное УФК из УФК по субъектам РФ поднимаются свободные остатки денежных средств. Правда, сейчас это делается ежедневно и в безналичной форме.

В Межрегиональном операционном УФК проводятся операции главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета в иностранной валюте — долларах США, евро, фунтах стерлингов Соединенного Королевства, японских иенах, китайских юанях — и ежедневно пересчитывается курсовая разница по счетам, открытым в иностранной валюте.

Особое направление работы Главного казначейства — выплаты физическим лицам: жалованье чиновникам, пенсии и пособия пенсионерам, проживавшим в Петербурге. С лицевых счетов получателей бюджетных средств, открытых в Межрегиональном операционном УФК, также осуществляется перечисление в банки вышеуказанных выплат. Одним из новых направлений деятельности Межрегионального операционного УФК стало проведение операций по выплатам пенсий пенсионерам, проживающим за рубежом, в соответствии с соглашением, заключенным с Пенсионным фондом РФ. Для этих целей в Межрегиональном операционном УФК открыты счета в семи иностранных валютах.

Счетоводство Главного казначейства состояло в сличении и проверке сумм, предназначенных к приему и выдаче, для чего в казначейство присылались следующие документы: ведомости и уведомления о высылаемых суммах, ведомости и требования о выдачах, текущие счета о приходах, расходах, оборотах и остатках. Также составлялись казначейские и бухгалтерские книги и отчеты, которые доставлялись в Департамент Государственного казначейства и в Государственный контроль. Главным достижением того времени стало составление достоверных кассовых отчетов в назначенные сроки или даже с опережением, что свидетельствовало о четко налаженной работе всех отделений. Формирование отчетности является одной из основных функций и Межрегионального операционного УФК, а именно: формирование сводной главной книги по операциям всей системы Федерального казначейства, формирование сводной отчетности об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации, а также ведение различных многочисленных мониторингов.

Общее руководство деятель­ностью Главного казначейства осуществлял управляющий. Он непосредственно подчинялся директору Департамента Государственного казначейства. Интересным является факт, что управляющий имел право взаимодействовать не только со своим прямым начальником, но и с министром финансов и ведомством государственного контроля. В современной жизни руководитель Межрегионального операционного УФК подчиняется руководителю Казначейства России (либо по его поручению одному из заместителей), а само управление в рамках соглашений, заключенных Федеральным казначейством, напрямую осуществляет взаимодействие с Министерством финансов РФ по вопросам учета показателей сводной бюджетной росписи, Счетной палатой РФ, Федеральной службой по финансовому мониторингу.

С момента своего образования Межрегиональное операционное УФК, помимо общих задач, стоящих перед всеми территориальными органами, приобретало и продолжает приобретать новые уникальные функции: осуществляет доведение бюджетных данных; ведет учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности, уплачиваемых на территории стран — участников ЕАЭС; работает в особом режиме с Федеральной таможенной службой для обеспечения своевременного пропуска грузов через границу; осуществляет функции уполномоченного органа РФ в ЕАЭС; ведет реестр контрактов и реестр банковских гарантий, сведения которых содержат государственную тайну; осуществляет учет, распределение и перечисление на счета УФК по субъектам РФ для последующего распределения акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию; осуществляет ведение, актуализацию и распространение из информационных систем Федерального казначейства централизованных классификаторов и справочников; участвует в работе по составлению кассового плана, а также реализует ряд других важных задач.

Характеризуя работу Межрегионального операционного УФК, хочется обратить внимание на особую значимость проводимых здесь операций, которые не терпят даже малейшей задержки. Сотрудники работают в режиме жесткого тайминга, обеспечивая своевременность и четкость процесса осуществления платежей. От бесперебойной работы Межрегионального операционного УФК напрямую зависит и работа УФК по субъектам РФ.

Кроме того, в Межрегиональном операционном УФК проводится ежедневная кропотливая работа по выполнению функций, характерных для всех территориальных органов Федерального казначейства: открытие и ведение лицевых счетов; постановка на учет бюджетных и денежных обязательств; санкционирование расходов; контроль планов закупок и планов-графиков; подключение клиентов к «Электронному бюджету»; выдача сертификатов электронной подписи; осуществление последующего контроля в финансово-бюджетной сфере и многое другое.

Хранитель государственных средств

Межрегиональное операционное УФК, так же как и его предшественник — Главное казначейство, является крупнейшим по оборотам территориальным органом Федерального казначейства. Объем поступлений по доходам федерального бюджета за 2016 год на счета Межрегионального операционного УФК составил 44,5% от общего объема доходов федерального бюджета, расходы федерального бюджета, проведенные со счетов, — почти 68% от общего объема расходов. Объем поступлений по доходам консолидированного бюджета РФ составил 27% от общего объема доходов, расходы составили 42% от общего объема расходов.

В связи с передачей с 1 января 2016 года из Федерального казначейства в Межрегиональное операционное УФК единого казначейского счета, на котором ежедневно аккумулируются остатки средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, нынешнее Межрегиональное операционное УФК, как и столетие назад Главное казначейство, является основным хранителем средств государственного бюджета.

Основные задачи

Обеспечение бесперебойного, надежного и безопасного проведения операций, качественное и профессиональное обслуживание клиентов, осуществление эффективного контроля за расходованием бюджетных средств с учетом всех новых парадигм, диктуемых развитием финансово-бюджетной системы, — основные задачи, поставленные руководством Федерального казначейства перед Межрегиональным операционным УФК.



[1] Здесь и далее в качестве источника исторического материала использована информация из книги доктора исторических наук Н. А. Размановой «Казначеи России и становление государственной казначейской службы в 1770–1870-х гг.».

Поделиться