Тема внутреннего финансового контроля актуальна уже несколько лет, однако создание систем ВФК на практике все еще вызывает много вопросов. Разобраться в особенностях построения ВФК поможет Андрей Анатольевич САМЧЕНКО, руководитель центра компетенции по вопросам ВФК корпорации «Парус», директор компании «Бюро инноваций и консалтинга», член рабочей группы ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина России по разработке и апробации риск-ориентированной системы ВФК главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета.
— Андрей Анатольевич, регулирующие органы, в частности Минфин России, отмечают довольно низкие темпы внедрения систем ВФК в ведомствах. В чем вы видите причину этого?
— Создание системы ВФК требует разработки детальной методологии. Для органов власти, основная деятельность которых характеризуется выраженной ведомственной спецификой, это масштабная и трудоемкая работа. Сначала необходимо актуализировать внутренние нормативно-правовые акты с учетом требований приказа Минфина России № 356 от 7 сентября 2016 года. Затем составляется исчерпывающий перечень подлежащих контролю бюджетных процедур, детализированных по процессам и операциям. Процедуры в перечне исчисляются десятками, и каждая из них может включать от 10 до 100 процессов, подпроцессов и операций. Далее каждую бюджетную операцию из перечня оценивают с точки зрения вероятности наступления бюджетных рисков. При этом устанавливаются причины возникновения нарушений и факторы, влияющие на величину бюджетного риска. Учитывается квалификация сотрудников, степень автоматизации бюджетной операции, выявленные ранее нарушения. На следующем этапе разрабатываются карты ВФК, содержащие конкретные контрольные действия.
— Какие сложности обычно возникают при разработке контрольных действий?
— Описание контрольного действия должно быть очень подробным, с четким алгоритмом проверки и однозначными формулировками, не допускающими толкований.
Не менее важно определить оптимальный объем проверок. С одной стороны, в контрольную зону обязательно должны войти все потенциально опасные с точки зрения рисков операции и показатели. С другой — количество контрольных действий по каждой процедуре не должно быть чрезмерным, так как это всегда приводит к формальному контролю, как говорится, для галочки.
Надо заметить, что описание контрольных действий и оценка бюджетных рисков — для большинства ведомств абсолютно новая область деятельности. Как правило, собственных специалистов, обладающих достаточными компетенциями в сфере риск-менеджмента и разработки регламентов ВФК, у органов власти нет. Поэтому нередко привлекаются внешние эксперты, что позволяет снять дополнительную нагрузку с сотрудников ведомства и заметно повысить темпы внедрения ВФК.
— Внешние эксперты могут помочь при построении системы ВФК, но как сократить нагрузку на специалистов непосредственно при осуществлении контроля?
— В идеале нужно настроить автоматизированный контроль в тех системах, которые применяются в ведомстве для осуществления бюджетных процедур. Рутинные контрольные операции на основе заданных алгоритмов система выполняет в считаные минуты. Машинный контроль исключает влияние человеческого фактора и связанные с ним ошибки. К тому же отпадает необходимость ограничивать количество операций для проверки.
Но если по объективным причинам автоматизация собственно контрольных функций невозможна, мы рекомендуем как минимум настроить в специализированной информационной системе ведение реестра бюджетных процедур, процессов и операций (для удобства управления этой информацией), а также автоматизировать формирование карт, журналов и отчета по ВФК. Это серьезно сократит трудозатраты на осуществление контроля и во многом упростит задачу ведения ВФК в органе власти.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА