Андрей Валерьевич ПЕТРОВ, бизнес-аналитик компании «Кейсистемс»
В системе приоритетов бюджетной политики субъектов РФ большое значение приобретает вопрос увеличения собственной доходной базы каждого из бюджетов. Наряду с вопросами совершенствования российского законодательства ключевую роль играет эффективность учета всех доходов бюджета и источников их поступлений.
Работа по увеличению доходной части бюджета неразрывно связана с привлечением прежде всего налоговых доходов. Среди основных мероприятий в этой сфере можно отметить следующие:
- организация работы по актуализации налогооблагаемой базы по видам налогов с дальнейшим увеличением начислений по каждому из налогов и сборов;
- мониторинг уплаты налогов и сборов по головным и обособленным подразделениям организаций с проведением индивидуальной работы с предприятиями;
- сокращение задолженности по платежам в бюджет с организацией работы межведомственных комиссий по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей.
Важный аспект реализации этих мероприятий — обработка и анализ большого объема информации, поступающей из множества источников. Для решения этой задачи необходим ряд автоматизированных инструментов, которые составят комплексную информационную систему анализа доходов муниципального образования или субъекта РФ (рисунок 1).
Основные источники информации, с помощью которой можно эффективно организовать анализ доходной части бюджета в разрезе ряда показателей, следующие:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральное казначейство;
- главные администраторы доходов бюджета;
- финансовые органы.
Информация из ФНС
Из Федеральной налоговой службы для анализа в комплексной информационной системе можно получать сведения о налоге, пене, налоговых санкциях: их начислении, поступлении, возмещении, недоимке в разрезе территории, кодов бюджетной классификации, кодов видов экономической деятельности, статуса и типа налогоплательщика. Эта информация может быть запрошена в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с приказом Минфина России и ФНС России № 65н/ММ-3-1/295 от 30 июня 2008 года, статьей 242.6 БК РФ (по недоимке), приказом Минфина России № 25н от 18 февраля 2015 года (данные из ЕГРЮЛ).
Отдельно отметим изменения, внесенные в 2016 году в статью 102 НК РФ. Новации предусматривают открытую публикацию сведений о недоимках и задолженностях по пеням и штрафам в разрезе каждого налога и сбора с детализацией по организациям (ИНН, КПП, наименование). Новые сведения будут публиковаться в следующем порядке:
25-го числа каждого месяца — о недоимке, правонарушениях и налоговом режиме;- 25 февраля — о суммах налогов, уплаченных за предыдущий год;
- 25 июля — о численности работников и бухгалтерская отчетность организаций.
Автоматический анализ информации из ФНС России позволит контролировать динамику доходов бюджета, а также формировать оперативную отчетность о задолженностях юридических лиц и реализации их обязательств по погашению недоимок в рамках работы межведомственных комиссий.
Информация из Федерального казначейства
Федеральное казначейство — источник информации о фактических персонализированных поступлениях налогов, сборов и иных платежей от юридических лиц. Сведения предоставляются органами Федерального казначейства по приказу Минфина России № 125н от 18 декабря 2013 года. Отличительная особенность этих сведений — возможность автоматического учета поступлений в разрезе либо отдельного юридического лица, например градообразующего предприятия, либо консолидированной группы налогоплательщиков (к примеру, пищевая отрасль) или реестра крупных организаций.
Информация от главных администраторов доходов бюджета и финансовых органов
Следующий источник информации — главные администраторы доходов бюджета и финансовые органы всех уровней. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 868 от 31 августа 2016 года в комплексную информационную систему может быть загружена информация об источниках доходов бюджета по кодам бюджетной классификации, ряд показателей Закона о бюджете, а также текущие и прогнозные поступления. В результате в автоматическом режиме формируется перечень и реестры источников доходов бюджета.
Результат
Перекрестный анализ информации из разных источников данных, обрабатываемой в комплексной информационной системе (рисунок 2), позволит сформировать уникальные отчеты о динамике поступлений в бюджет в разрезе юридических лиц и ОКВЭД организаций из ЕГРЮЛ. Например, отчет о факте поступлений от организаций сельского хозяйства или строительной сферы на конкретную дату в разрезе налога на прибыль по определенной территории. Эта информация может быть полезна не только финансовому органу субъекта РФ, но и профильным ведомствам.
Другой пример использования информации из нескольких источников — формирование сравнительного отчета о начислении налогов и сборов по определенной территории и факте их уплаты в разрезе конкретных юридических лиц. Эти данные могут быть получены из ФНС России и Федерального казначейства и сведены в комплексной информационной системе (рисунок 2).
«Одним из аспектов сотрудничества финансового управления Тамбовской области с ООО „Кейсистемс“ является применение с 2015 года программного модуля „Подсистема учета сведений о плательщиках — юридических лицах и уплаченных ими налоговых и неналоговых доходах в технологии СМАРТ (Плательщики и уплаченные доходы)“. Информация, полученная с использованием данного модуля, позволяет выстроить индивидуальную работу с налогоплательщиками, используется при подготовке проведения заседаний межведомственной комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет Тамбовской области и государственные внебюджетные фонды, является подспорьем как в аналитической работе, так и в составлении прогнозных расчетов по доходам бюджета области», — говорит первый заместитель начальника Финансового управления Тамбовской области Н. А. Дьячкова.
Повышение квалификации
Предметная область в вопросе сбора налогов достаточно обширна и подвержена постоянным изменениям, поэтому существует необходимость в повышении квалификации служащих и постоянном обмене опытом. Для решения этой задачи компания «Кейсистемс» проводит серию вебинаров, в программе которых — разъяснение законодательства и демонстрация лучших практик, реализация которых привела к положительным результатам в муниципальных образованиях и субъектах РФ. Принять участие в бесплатных вебинарах может любой специалист, в чьи обязанности входят вопросы управления доходами: регистрация в открытой форме организована на официальном сайте компании.
Елена Валентиновна САПОЖНИКОВА, член Правительства Орловской области — руководитель Департамента финансов Орловской области
За первое полугодие 2017 года в региональный бюджет Орловской области поступило на миллиард рублей больше, чем за аналогичный период 2016 года, а общий доход составил 13,3 миллиарда рублей. Эти доходы бюджета Орловской области в основном сформированы за счет налоговых и неналоговых поступлений, общая сумма которых составляет более 8 миллиардов рублей. Что примечательно, сумма подобных поступлений прирастает: в 2017 году, по отношению к аналогичному периоду прошлого года она выросла на 9,3%, что составило 684,3 миллиона рублей дохода бюджета. Из этой суммы максимальный темп роста у налога на прибыль — 137,7%, также выросли поступления по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, акцизам, транспортному налогу и налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения.
В своей работе специалисты финансового органа активно используют возможности программных продуктов компании «Кейсистемс» по анализу получаемой информации по доходам, что позволяет качественно отслеживать состояние поступлений налогов в бюджет Орловской области и всегда держать руку на пульсе поступлений каждого из налогов.
Татьяна Александровна ОВСЯННИКОВА, заместитель министра финансов Республики Марий Эл
По динамике налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов 14 субъектов Приволжского федерального округа по итогам семи месяцев 2017 года республика занимает первое место. В доходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл по состоянию на 1 августа 2017 года зачислено налоговых и неналоговых доходов в сумме 12,56 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года поступления увеличились на 32,3% при среднем росте по Российской Федерации на 9,7% и по субъектам Приволжского федерального округа — на 7,7%. В общем объеме налоговых доходов наибольший удельный вес занимают: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций. Положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов обусловлена тенденцией динамичного роста по налогам и сборам, занимающим наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходных источников. Достигнуть подобных результатов в том числе помогла своевременная работа с организациями и контроль их финансовой деятельности, анализ суммовых показателей за прошлые периоды времени и сравнение этих данных в динамике поступлений текущего периода. Для обработки информации по поступлениям в бюджет налоговых доходов из различных источников данных, таких как Федеральное казначейство и Федеральная налоговая служба, использовались автоматизированные системы компании «Кейсистемс» по обработке требуемой информации. Возможности данных систем, безусловно, положительно сказались на эффективности работы в данном направлении.