Версия для печати 1296 Материалы по теме
Объединяя усилия

О трансформации финансовой системы страны и роли в этом процессе Союза финансистов России рассказывает Надежда Сергеевна МАКСИМОВА, заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель Совета СФР.

— Надежда Сергеевна, вы занимали руководящие должности в Министерстве финансов сначала РСФСР, а затем и России. Как шла трансформация финансовой системы в это сложное для страны время? И на какие вызовы при этом пришлось отвечать?

— Действительно, у меня большой послужной список: от экономиста до заместителя министра финансов. Как формировался бюджет и какие сложности при этом возникали, знаю не понаслышке.

С моей точки зрения, бюджет РСФСР всегда был обделен. Поскольку все мощные предприятия, которые формировали основу ВВП, были союзного подчинения, то и все налоги уплачивались в союзный бюджет. Бюджет РСФСР при этом формировался по остаточному принципу — в него перечисляли средства в основном предприятия легкой, текстильной и пищевой промышленности, небольшие предприятия местной промышленности и строительный комплекс. Как следствие, средств в инфраструктуру республики вкладывалось недостаточно.

Когда Россия стала суверенным государством, нам пришлось очень сложно. Хочу напомнить, что союзный бюджет оказывал серьезную финансовую помощь республикам Прибалтики, Средней Азии, Закавказья. Тем не менее, когда СССР распался, все долговые обязательства бывшего Союза Российская Федерация взяла на себя. По этим долгам нам пришлось рассчитываться десятилетиями. Но мы с честью вышли из этой ситуации, погасив сложившуюся задолженность.

Переход на рыночные рельсы был непростым. В начале 90-х бывшие предприятия союзного подчинения начали переход под юрисдикцию России. При этом часть из них не смогла справиться с новыми рыночными реалиями и по тем или иным причинам была закрыта. Во многом эта непросчитанность, имевшая место при переходе от плановой социалистической к рыночной экономике, привела к кризису и дефолту 1998 года. В этот период фактически решался вопрос, быть или не быть Российской Федерации.

Финансовая система РСФСР была вертикально интегрированной. Полномочия, которые передавались региональным и местным властям, формировались на федеральном уровне. И поэтому все бюджеты верстались в Москве, в республиканском Минфине. Как правило, региональные бюджеты формировались без дефицита по нормам и нормативам. Возможно, они были недостаточными, но те проблемы, которые сейчас приходится решать субъектам Федерации по госдолгу, в те годы не возникали.

Новый период формирования межбюджетных отношений наступил в 90-е и нулевые годы, когда финансовые органы разделились на федеральные, региональные и местные. В 1998 году мы разработали новые принципы межбюджетных отношений, закрепив их в Бюджетном кодексе. А уже через год вышло постановление Правительства России о концепции реформирования межбюджетных отношений.

Практически подходы, которые были определены в тот исторический период, сохраняются и сейчас. Конечно, меняются налоги, которые идут в доходы бюджетов различных уровней, трансформируются подходы к финансовой поддержке. Но тем не менее механизмы финансирования по дотациям, субсидиям и субвенциям, определенные еще в конце 90-х, остаются незыблемыми.

— А правда ли, что в «лихие» 90‑е, когда регионам элементарно не хватало денег на выплату зарплаты, документы о финансировании приходилось подписывать буквально на коленке?

— В коридоре Минфина России действительно случалось. Особенности принятия сбалансированных бюджетов были всегда. Даже в советские времена, как бы мы ни старались принимать бездефицитные бюджеты, запланированного объема расходов все равно не хватало.

Вспоминается конец 90-х годов, когда в стране фактически перестали работать товарно-денежные отношения и им на смену пришли взаимозачеты. Налоги уплачивались нерегулярно, не в полном объеме, денег катастрофически не хватало. Но одной из первоочередных задач Правительства России всегда была выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Тогда наше управление межбюджетных отношений фактически в ежедневном режиме отслеживало ситуацию в регионах. Занимавшая в то время должность вице-премьера Валентина Ивановна Матвиенко каждый день принимала от нас доклады и дважды в неделю проводила селекторные совещания. В случае необходимости она звонила министру финансов и говорила, какому конкретному региону сегодня необходима помощь.

Да, это было ручное управление. Но в результате нам удалось избежать серьезных всплесков недовольства бюджетников по поводу задержки заработной платы. Тогда работники бюджетной сферы и пенсионеры, в отличие, скажем, от шахтеров и металлургов, считались самыми защищенными категориями населения. Конечно, были очереди в казначейство, в которых стояли руководители региональных финансовых органов за причитающимися регионам трансфертами. И так продолжалось до 2001 года, пока Федеральное казначейство не возглавила Татьяна Геннадьевна Нестеренко. Ей удалось разрешить ситуацию, и с тех пор трансферты регионам перечисляются в приоритетном порядке в первой декаде месяца.

— Одним из наиболее авторитетных объединений финансистов страны на протяжении многих лет считается Союз финансистов России. Надежда Сергеевна, как вы оцениваете деятельность союза и с точки зрения повышения эффективности работы финорганов на местах, и с позиции влияния СФР на совершенствование федерального законодательства?

— Идея создания союза, которому в следующем году исполняется 15 лет, принадлежала самим региональным финансистам. Когда была разрушена сложившаяся в советские годы вертикаль власти, возникло предложение организовать площадку для встреч и обсуждения актуальных вопросов для руководителей финансовых органов из различных регионов страны. На наш взгляд, СФР — это эффективно работающий инструмент. В союзе действуют две секции: финансистов регионов России и муниципальных образований. Несколько раз в год они встречаются, чтобы найти точки соприкосновения и принять взвешенные решения, с которыми СФР обращается в федеральные органы власти.

В наших заседаниях принимают участие также представители органов федеральной исполнительной власти, прежде всего Минфина России, Госдумы и Совета Федерации, которые рассказывают региональным и муниципальным финансистам об изменениях в законодательстве и новых подходах, тенденциях. Хочу сказать, что многие программы и проекты партии «Единая Россия» родились в том числе с учетом предложений членов союза.

СФР подготовил предложения для решения проблемы закредитованности регионов. Одно из них касается снижения размеров процентов за пользование бюджетными кредитами. Начали с двух третей ставки рефинансирования, к настоящему моменту она снизилась до 0,1 процента годовых. Общими усилиями мы смогли повлиять и на увеличение объема выделяемых из Федерального бюджета бюджетных кредитов, реструктуризацию таких заимствований, их пролонгацию и так далее. Большой вклад союз внес и в решение об увеличении на 100 миллиардов рублей в 2017 году средств фонда финансовой поддержки регионов — за счет перераспределения одного процента от налога на прибыль.

Также при нашем участии были внесены изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся дифференцированных нормативов, выделения единой субвенции по сельскому хозяйству. И это закономерно, так как члены СФР — практики, их предложения формируются на основе богатого опыта работы в регионах и муниципалитетах.

СФР провел уже четыре конкурса «Финансовый старт» на звание лучшего молодого финансиста, работающего в финансовой системе субъектов РФ и муниципалитетов. По итогам конкурса на имя руководителей регионов, чьи специалисты получили наивысшие оценки, рассылаются письма с сообщением о победе и рекомендацией по включению молодого сотрудника в кадровый резерв финансового органа. Многие из ребят потом признаются, что победа в конкурсе стала для них самым настоящим социальным лифтом.

— А что бы вам хотелось пожелать своим коллегам в юбилейный для финансовой системы год?

— Конечно, хочется пожелать прежде всего профессиональных успехов, чтобы в бюджете было больше доходов и можно было позволить себе не только социальные расходы, но и увеличить вложения в экономику, чтобы население ощущало на себе то, что создаются рабочие места с достойным уровнем зарплаты. А в личном плане, конечно же, здоровья, благополучия. И поскольку финансисты — люди занятые, чтобы у них было больше времени на семью, друзей и свои любимые занятия. Удачи и успехов!

Подготовил А. Б. ТРЕТЬЯКОВ

Поделиться