Перед Ступинским муниципальным районом (на сегодня — городом областного подчинения Ступино) Московской области стояла цель удвоить налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2011 годом. Имеющиеся цифры позволяют говорить о том, что она будет выполнена. На эту и другие темы мы поговорили с заместителем руководителя администрации — начальником Ступинского финансового управления Надеждой Александровной КОЗЛОВОЙ.
— Надежда Александровна, в июле этого года было принято решение о формировании города областного подчинения Ступино на базе Ступинского муниципального района. Какие финансовые результаты даст объединение?
— Прежде всего отмечу, что сейчас финансовый орган формирует и исполняет согласно переданным полномочиям восемь бюджетов. В том числе это бюджет Ступинского муниципального района и бюджеты городских и сельских поселений. По итогам каждого месяца финансовый орган формирует и представляет в Минфин Московской области отчетность по консолидированному и собственному бюджету Ступинского муниципального района, а также по бюджетам городских и сельских поселений, входящих в его состав. Между разными уровнями бюджета оформляются межбюджетные отношения, включающие финансирование и переданных полномочий, и конкретных мероприятий.
Если говорить о самом финансовом эффекте, то как минимум при переходе на бюджет городского округа Ступино у муниципальной финансовой службы уменьшатся трудозатраты, что связано с введением единой финансовой системы. Будет экономия и в других сегментах. Так, снизятся расходы бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления в связи с сокращением штатной численности. Уменьшатся траты на содержание сети муниципальных учреждений в связи с их объединением.
При этом стоит отметить, что при формировании доходной базы городского округа сохранится налоговый потенциал городских и сельских поселений и бюджета района, то есть консолидированного бюджета Ступинского муниципального района. В связи этим объем налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет городского округа, будет аналогичен объему поступлений консолидированного бюджета Ступинского муниципального района.
— Известно, что Подмосковье является одним из передовых регионов в России по целому ряду направлений, связанных с экономикой, инвестициями и финансами. В каких направлениях идет реформирование муниципальных финансов у вас?
— План реформирования муниципальных финансов в Ступинском районе предполагает комплекс мероприятий, направленных на достижение стратегической цели — повышение качества и эффективности управления муниципальными финансами. План является одной из частей общей стратегии динамичного социально-экономического развития Ступинского района.
Введение новых методов управления муниципальными финансами имеет ряд целей, среди которых оптимизация управления бюджетными средствами, повышение эффективности и результативности бюджетных услуг, развитие социальной инфраструктуры, создание благоприятных условий для экономического развития муниципалитета.
Предполагается, что реализация плана позволит устранить основные недостатки в управлении муниципальными финансами. Он предусматривает стандартизацию муниципальных услуг по отраслевому принципу, разработку реестра муниципальных и бюджетных услуг, оптимизацию сети получателей бюджетных средств, стимулирование доступа на рынок муниципальных услуг юрлиц разных правовых форм, формирование сбалансированной налоговой и бюджетной политики.
Также мы планируем получить кредитный рейтинг и работать над инвестиционной привлекательностью, внедрять систему бюджетирования, ориентированную на результат, увеличивать эффективность использования муниципальной собственности.
— Перед районом стоит задача удвоить налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2011 годом. Скажите, как идут дела, справляетесь с этой задачей?
— Такая цель поставлена губернатором Московской области. Очевидно, что для ее достижения необходим ежегодный рост налоговых и неналоговых доходов — и мы сохраняем тенденцию к росту. Так, по налоговым и неналоговым доходам в 2017 году ожидается рост на шесть процентов к показателю предыдущего года. Это 200 процентов к уровню 2011 года. В том числе по налогу на доходы физических лиц ожидается рост на шесть процентов к предыдущему и на 63 процента к 2011 году. По земельному налогу — на пять процентов к прошлому году и в 5,8 раза к 2011 году.
Планы подтверждаются реальными цифрами. За первую половину 2017 года поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района составило 1,6 миллиарда рублей, или 108 процентов к аналогичному показателю первой половины прошлого года, в 1,9 раза больше показателя первых шести месяцев 2011 года.
— Как именно вы работаете над увеличением доходной базы?
— Прежде всего этому способствует деятельность межведомственной комиссии по мобилизации доходов. На ее заседаниях, кроме прочего, идет работа с предпринимателями и компаниями, направленная на погашение задолженности по налогам и арендной плате за землю. По итогам деятельности комиссии поступление задолженности во все уровни бюджета за первое полугодие 2017 года составило 71 миллион рублей. Комиссия также проводит совещания с главами городских и сельских поселений по вопросам исполнения планов мероприятий по мобилизации доходов.
В рамках мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и предприятий идет работа по контролю за погашением налоговой задолженности по пеням и штрафам.
Еще одно важное направление — постановка на налоговый учет. В соответствии с утвержденными графиками администрации городских и сельских поселений с начала года провели 62 выезда по выявлению организаций, ведущих деятельность на территории района и не состоящих на налоговом учете.
Для обеспечения исполнения бюджета в 2017 году были утверждены плановые назначения на 2017 год по доходам в разрезе отраслей и видов деятельности. Общий объем плановых назначений исполнен всеми отраслями. Небольшое отклонение от плана демонстрируют строительство, транспорт и связь.
Укреплению доходной базы способствует формирование единой базы земельных участков, а также работа по формированию и уточнению сведений, внесенных в эту базу. По этому вопросу идет постоянное взаимодействие с Росреестром и налоговой инспекцией. В рамках вовлечения в налоговый оборот поставлено на кадастровый учет более 11 тысяч объектов капитального строительства, установлена категория земель и (или) вид разрешенного использования в отношении 230 земельных участков. В результате доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в общей площади земель в муниципальном районе составила 93 процента при плане на 2017 год в 95 процентов.
— Какие меры предпринимаются для оптимизации расходов?
— Это пять основных направлений. Первое — оптимизация штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений с помощью перехода на аутсорсинг в сфере бухучета. На аутсорсинг также переводятся закупочные процедуры органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, происходит централизация закупочных процессов. Третье направление — внедрение интернет-эквайринга при оказании платных услуг муниципальными учреждениями.
Сокращать расходы помогает муниципальный контроль при предоставлении платежных документов до момента расходования средств. Для этого организуются комиссии по приему работ, происходит анализ на соответствие нормативным требованиям, изучение экспертных заключений и сметной стоимости выполненных работ.
Пятое направление — поэтапное снижение уровня муниципального долга путем перехода на дешевые банковские кредиты и возврата ранее выданных бюджетных кредитов.
Подготовил К. В. ОВЧАРУК