Тема Московского финансового форума-2017, который прошел 8 сентября, «Финансовая система конкурентоспособной экономики XXI: вызовы и решения» позволила обсудить проблемы, связанные с волатильностью нефтяных цен, существованием теневого сектора экономики, вопросы бюджетной, налоговой и долговой политики государства, перспективы межбюджетных отношений, развития человеческого капитала и борьбы с бедностью. На своей площадке форум объединил представителей федеральных и региональных властей, государственных структур, руководителей крупнейших российских компаний, ведущих мировых и российских экономистов и экспертов, общественных и политических деятелей.
Экономика восстанавливается
Перед мировым сообществом стоят задачи, от выполнения которых зависит то, как будет развиваться мировая экономика не только в ближайшие годы, но и десятилетия. При этом имеющийся политический контекст — не самый благоприятный для поиска решений. Тем не менее работать и совершенствоваться необходимо в любых условиях. И, как отметил в своем приветственном слове Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, Россия может развиваться и находясь в тисках ограничений. Несмотря на, казалось бы, вызванную ими тупиковую ситуацию, в стране ускорился рост ВВП, разогрелись инвестиции, налаживается внешний несырьевой товарооборот, что является очевидными признаками восстановления экономики. Сегодняшняя цель российского государства — выйти на среднемировые темпы роста экономики и даже превысить их. По мнению премьера, механизмы достижения этой планки у нас есть. В частности, на такой результат работают рекордно низкая для нашей страны инфляция и снижающийся дефицит государственного бюджета. Проект бюджета предстоящей трехлетки более сбалансирован, более устойчив к рискам и предполагает уменьшение траты резервов.
Еще один важный фактор успеха — создание условий для развития бизнеса, в которые входит прежде всего прозрачная налоговая политика. Медведев отметил, что в России, как и было обещано ее руководством, налоговая нагрузка на добросовестного налогоплательщика остается неизменной. Деловой климат в стране должен улучшить и итог продолжающейся реформы контроля и надзора, с тем чтобы перенаправить эту деятельность с наказания за нарушение на его предотвращение.
Приняты дополнительные решения в сфере инвестиций. В частности, расширена программа кредитования малого и среднего бизнеса. За июль — август 2017 года уже выдано более 10 миллиардов рублей заемных средств, в первую очередь на инвестиционные нужды. К концу года дополнительная сумма кредитов составит около 50 миллиардов рублей.
Медведев рассказал и о таком механизме, который должен заработать в перспективе, как фабрика проектного финансирования: «Мы планируем, что общий объем кредитования будет весьма значительным. В этом направлении мы работаем совместно с Центральным банком. В федеральном бюджете на
Продолжается работа по повышению устойчивости российской финансовой и банковской систем. Существенный фактор развития — это, конечно, новые технологии. В стране недавно принята программа «Цифровая экономика». Но, подходя к ее реализации, нужно понимать, что «цифра» — это не только колоссальный прорыв, но и набор вызовов, к которым нужно быть готовыми уже сегодня. «Технологическая трансформация может привести не только к взрывному росту производительности труда (я имею в виду трансформацию прежде всего на базе цифровой экономики), но и „убить“ целые профессии, усилить риски поляризации доходов. И для нас критически важна готовность к новым вызовам таких ключевых государственных институтов, как система здравоохранения, образования, социальной помощи, поддержки занятости», — предупредил премьер-министр.
Структурные изменения необходимы
В экономике наших дней есть множество вызовов, поэтому сейчас требуется особенно гибкое ее регулирование. На какие моменты следует обращать внимание странам? Об этом рассуждал на II Московском финансовом форуме первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Д. Липтон. Он считает, что основной вопрос для России сегодня состоит в том, сможет ли она покинуть клуб стран, специализирующихся на экспорте сырья.
Восстановление российской экономики происходит на фоне проведения умеренно жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики. «Нас за это ругали, нам говорили, что необходимо простимулировать экономику за счет государственного спроса, но мы отстаивали несколько иную концепцию, будучи уверенными в том, что такая политика даст свои плоды в виде активизации частных инвестиций. И это происходит», — сказал министр финансов РФ А. Г. Силуанов. В конечном итоге это должно привести к тому, что Россию будут меньше беспокоить цены на нефть и курс рубля. Сегодня Минфин России и Центральный банк все делают для того, чтобы обеспечить прогнозируемость денежно-кредитных и бюджетных показателей. Именно такая стабильность является необходимым условием для развития бизнеса. «В нынешней ситуации нам необходимо, пользуясь общими темпами мирового роста, стимулировать внутренние реформы для того, чтоб повысить темпы роста в стране. А это возможно только при проведении структурных изменений, реформ, которые сейчас готовятся, с тем чтобы уже в следующем году подготовить регламентирующие их законодательные изменения», — подчеркнул Силуанов.
Ставка на агломерации
Мэр Москвы С. С. Собянин озвучил еще один рецепт роста производительности труда и экономики стран, в том числе развивающихся. Это увеличение количества крупных городов и развитие агломераций. Дело в том, что в крупных агломерациях производительность труда на порядок выше, чем в сельской местности или в старых промышленных городах. Как сказал мэр столицы, в целом по России потенциал населения, который используется неэффективно с точки зрения производительности труда, оценивается в 30 миллионов человек. «Чтобы наши агломерации развивались и были реальными локомотивами экономики, в первую очередь необходимо эффективно использовать территории», — отметил Собянин. Второе очень важное направление деятельности — это комплексное развитие транспортной инфраструктуры. Агломерация, как правило, включает в себя несколько различных муниципальных образований, и очень важно развивать инфраструктуру не только городов, но и прилегающих территорий. Именно в соответствии с этой концепцией развивается московский транспортный узел, который включает в себя и городскую инфраструктуру, и магистральные автомобильные дороги, и пригородные железнодорожные пути. Еще одним направлением деятельности должно стать комплексное развитие социальной инфраструктуры, от состояния которой зависит насколько большим и ярким будет эффект от создания агломерации. На закономерный вопрос: «Откуда ресурсы?» — Собянин ответил: «Мы обязаны рассматривать бюджетное планирование городских финансов не только с точки зрения удовлетворения сиюминутных потребностей, но и с позиции развития экономики. На мой взгляд, из бюджета каждого города не менее 30 процентов ресурсов должно идти на инвестиции, на развитие. Иначе город будет стагнировать, динамика развития экономики — уменьшаться, качество жизни — ухудшаться». В последние годы Москве удалось, снижая темпы роста текущих расходов и наращивая объемы инвестиций, выйти на оптимальные параметры бюджета. Последнее позволяет стабильно планировать развитие города на десятилетие вперед и позиционировать столицу в качестве одного из драйверов развития экономики нашей страны.
На прежних позициях
О выбранной денежно-кредитной политике и итогах ее реализации подробно рассказала председатель Центрального банка Э. С. Набиуллина. В ответ на вызовы глобального финансового кризиса, который начался десять лет назад, в финансовом регулировании была выработана повестка достаточно радикальных изменений. Сегодня для России, которая является частью глобальной финансовой системы, важен вопрос, насколько проведенные реформы оказались эффективными и не нужно ли пересмотреть политику. Регулирование, которое проводит Центральный банк, соответствует международным стандартам. «Наши оценки итогов реализации мер, направленных на повышение требований к капиталу, ликвидности финансовых институтов, прозрачности рынка деривативов, сводятся к следующему: устойчивость глобальной финансовой системы выросла», — отметила Набиуллина. Регуляторы научились реагировать на неопределенности финансовых рынков, создали определенный инструментарий. И, по мнению Центробанка, пересматривать позиции реформ нельзя, так же как и нельзя забывать об уроках последнего кризиса. В частности, необходимо держать в уме, что кризис стал во многом следствием избыточного дерегулирования, когда регуляторы не обращали внимания на имеющиеся риски. Кроме того, кризис выявил возросшую глобальность финансовых рынков: ни одной стране не удалось избежать последствий того, что происходит в тех или иных частях мира. И еще одно: вопросы финансовой стабильности всегда должны находиться в зоне внимания. Соответственно, нужно принимать решения не в момент, когда риски для финансовой стабильности появились, а уже на повышательной стадии цикла. «Мы сейчас переходим к повышению темпов экономического роста, к новой повышательной фазе, поэтому регуляторам иногда приходится делать сложный выбор и сдерживать повышение там, где мы видим, что это может приводить к перегреву. Когда риски реализуются, уже поздно реагировать», — предупредила председатель Центробанка.
Но, несмотря на положительную оценку проведенных реформ, по мнению докладчика, необходимо решить еще два важных вопроса? Первый: адекватна ли цена регулирования, цена финансовой устойчивости. Всем понятно, что финансовые реформы, которые повысили устойчивость глобальной финансовой системы, были во многом сделаны за счет повышения издержек на банковский сектор и другие финансовые институты. Но это отнюдь не означает, что реформы следует сворачивать. Тем не менее некоторая корректировка требуется, в частности необходимо больше обращать внимания на регуляторный арбитраж. Второй вопрос: те реформы, которые были проведены, отвечают на риски, которые привели к кризису
С. В. МАРТЫНЕНКО