Версия для печати 2519 Материалы по теме
Маневры военного бюджета

Россия входит в список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире. В 2016 году она занимала третью строчку в топ-10 после США и Китая. При верстке бюджета страны на текущий год впервые определение базового объема финансирования военной отрасли производилось на основе нормативного метода. О том, какие еще новации ожидают финансовую систему одной из самых консервативных отраслей страны, рассказала действительный государственный советник РФ I класса, заслуженный экономист России, заместитель министра обороны Российской Федерации Татьяна Викторовна ШЕВЦОВА.

— Очевидно, что федеральный бюджет на 2017 год формировался в условиях непростой экономической ситуации в стране и сокращение объема финансирования отрасли было прогнозируемым. Татьяна Викторовна, скажите, какие статьи расходов защищались прежде всего?

— Действительно, формирование бюджета на 2017 год осуществлялось в условиях жестких ограничений, обусловленных макроэкономической ситуацией на фоне нестабильной внешнеполитической обстановки. В результате проведенной Министерством обороны большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов остались неизменными позиции, сокращение которых является наиболее чувствительным для Вооруженных сил. В число «защищенных» статей вошли, прежде всего, денежное довольствие, оплата труда, компенсационные выплаты, пенсии и другие выплаты военным пенсионерам.

По остальным расходам вопрос определения параметров финансирования рассматривался с позиции необходимости концентрации выделяемых ресурсов на решении приоритетных задач, стоящих перед Вооруженными силами. Благодаря совместной работе Министерства обороны РФ и Минфина России на начало текущего года был сформирован минимально допустимый и сбалансированный военный бюджет.

— Бюджет Минобороны России на текущий год впервые формировался с учетом нового подхода: определения базового объема финансирования на основе нормативного метода. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о данной новации и о преимуществах, которые она в себе несет?

— Большинство задач, связанных с обеспечением обороноспособности страны, являются комплексными и не могут эффективно решаться в отрыве друг от друга. Так, поставка новой техники в войска требует затрат на строительство соответствующей инфраструктуры, обучение личного состава, закупку топлива, иные расходы по материально-техническому обеспечению — то есть синхронизации задач, стоящих перед Министерством обороны РФ, с объемами их финансирования. Этот подход и стал основным принципом формирования базовых (натуральных) показателей, таких как: количество единиц техники, численность личного состава, объемы потребляемых ресурсов, площади объектов Минобороны России и т. д.

19.png

В ходе формирования бюджета к данным показателям применялись действующие нормы, нормативы и тарифы, а также прогнозные индексы Минэкономразвития России. В результате был определен необходимый объем финансирования на очередной финансовый год, который позволит нам качественно выполнить поставленные Верховным главнокомандующим задачи.

К очевидным плюсам такого метода формирования бюджета можно отнести возможность трезво оценить необходимый объем ресурсов для решения вновь поступающих задач, а также его прозрачность, что, несомненно, облегчает работу проверяющих органов и становится дополнительным аргументом при защите бюджета ведомства в период его утверждения.

— Татьяна Викторовна, давайте поговорим о бюджете на следующую трехлетку. Ожидается ли применение каких-то новых методик, задач, изменения приоритетов расходных обязательств военного бюджета страны?

— Работа по формированию бюджета на 2018–2020 годы была проделала большая, и проводилась она также исходя из экономической ситуации в стране. Что касается формирования военного бюджета, то его приоритетные расходные направления определяются президентом и Правительством России с учетом возможностей экономики страны, а также выполнения решений по реализации плана строительства и развития Вооруженных сил. В этой связи в настоящее время основной задачей при планировании расходов на оборону является синхронизация мероприятий по строительству объектов военной инфраструктуры с поставками вооружения, военной и специальной техники, подготовкой квалифицированных кадров для их эксплуатации.

Также сохраняются приоритетные направления расходов на выполнение социальных обязательств перед военнослужащими, в том числе по обеспечению военнослужащих всеми видами довольствия, а также перед гражданским персоналом Вооруженных сил и военными пенсионерами.

В целом о бюджете на 2018–2020 годы можно сказать, что принятые решения по уровню финансового обеспечения Министерства обороны РФ позволяют выполнить все задачи, поставленные перед Вооруженными силами.

— Повышение эффективности бюджетных расходов также значится среди основных задач, стоящих перед финансово-экономическим блоком Минобороны России в 2018 году. Какая работа проводится в этом направлении?

— В этой связи мы продолжим работу по совершенствованию процедуры бюджетного планирования в части изменения подходов к формированию бюджета Минобороны России, определения минимально допустимого объема финансирования и возможностей оперативного маневрирования ресурсами. Также важной задачей является мониторинг реализации проектов, предусмотренных программой «Эффективная армия», и поиск новых, эффективных решений в рамках реализации указанной программы.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о программе «Эффективная армия». Каких результатов позволила добиться ее реализация?

— Эта программа была принята в 2014 году и объединила в себе приоритетные, инвестиционные, социальные, научно-технические и инновационные проекты в области тылового обеспечения, строительства и социального обеспечения военнослужащих.

20.png

В рамках проектов программы, охватывающих практически все аспекты деятельности армии, внедряются современные методы и технологии, происходит оптимизация используемых ресурсов, совершенствуются системы подготовки и обучения военнослужащих.

Так, например, в 2016 году благодаря реализации программы прямое снижение затрат составило порядка 14,2 миллиарда рублей, а косвенный эффект оценивается не менее чем в 22,5 миллиарда рублей. Дополнительно хочу отметить, что помимо внутреннего программа имеет и внешний по отношению к Минобороны эффект, так как к ее реализации привлекается значительное количество предприятий и организаций в различных регионах страны.

— Предлагаю вернуться к теме оптимизации ресурсного обеспечения и повышения эффективности расходов военного ведомства и поговорить об этом подробнее. Ведь уменьшение финансирования и оптимизация бюджетных расходов сегодня — объективная реальность.

— Да, действительно, за последние годы происходит некоторое снижение объемов военного бюджета. При этом оптимизация расходов Минобороны России проведена только по отдельным направлениям за счет отказа от реализации и переноса сроков менее важных мероприятий, не оказывающих существенного влияния на боеготовность войск.

Снижение расходов на оборону хоть и создает для нас определенные трудности, тем не менее за счет проведения их оптимизации не наносит существенного ущерба обороноспособности страны.

Более эффективному использованию средств, выделяемых Министерству обороны РФ, способствует введенная в Бюджетный кодекс норма, предусматривающая возможность оперативно маневрировать выделенными бюджетными средствами.

Хочу также обратить внимание читателей на то, что реализация проектов, включенных в программу «Эффективная армия», является убедительным примером, подтверждающим стремление нашего ведомства к повышению эффективности расходования бюджетных средств, и, безусловно, способствует повышению качества обеспечения Вооруженных сил, позволяет армии идти в ногу со временем.

— Президент России назвал нецелевое использование бюджетных ассигнований «прямым ударом по национальной безопасности». Как вы предотвращаете этот удар?

— Вопрос об эффективности и рациональности использования бюджетных средств всегда был и остается достаточно острым. С 2015 года функционирует межведомственная система контроля за расчетами по гособоронзаказу, которая показала себя как эффективный инструмент профилактики нецелевого использования бюджетных ресурсов, направляемых на нужды обороны. Система с высокой долей эффективности позволяет минимизировать возможные угрозы национальной безопасности.

Для обеспечения надежности расчетов по гособоронзаказу был создан институт уполномоченных банков, в который вошли в основном крупнейшие кредитные учреждения с госучастием. Прозрачность расчетов обеспечивается обязательным использованием отдельных счетов, открываемых в уполномоченном банке для каждого госконтракта и связанных с ним контрактов.

Уполномоченными банками осуществляется сопровождение и мониторинг расчетов всех контрактов. Информация о каждом открытом счете и каждом проведенном платеже передается в специально созданную систему — ЕИС ГОЗ. По своей сути, это и является основным инструментом госконтроля за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета.

ЕИС ГОЗ позволяет проанализировать движение денежных средств по любому типу платежа в разрезе любого субъекта РФ и организации, что позволяет оценивать и минимизировать риски неисполнения контрактов.

Прозрачность движения денежных средств способствует своевременному выявлению проблем, несущих в себе риски ненадлежащего исполнения госконтрактов, и позволяет оперативно принимать соответствующие управленческие решения.

— Минобороны России — самый крупный в Российской Федерации бюджетополучатель со сложной структурой. В этих условиях актуальным становится вопрос организации контроля за расходованием бюджетных средств. Как в ведомстве организован финконтроль?

— Да, вы правы, Министерство обороны — это очень сложный организм, поэтому и система финансового контроля выстроена достаточно серьезная. За последние годы проведена большая работа по ее совершенствованию — создана система органов финансового контроля, нормативно закреплены их функции и задачи, определены четкие правила и порядок организации финконтроля.

Если говорить о структуре и видах контроля, то это и внутренний финансовый контроль (организуемый непрерывно всеми структурными подразделениями нашего министерства, воинскими частями, организациями, участвующими в процессе исполнения бюджета), и ведомственный финансовый контроль (без которого в нашей многоуровневой и очень разветвленной системе подчиненных органов просто не обойтись), и внутренний финансовый аудит.

Основными методами внутреннего финконтроля являются самоконтроль и контроль по уровню подчиненности. Ведомственный контроль и аудит, основываясь на принципах независимости, осуществляется путем проведения проверок специально созданным департаментом и его территориальными органами, сформированными в каждом военном округе, виде и роде войск Вооруженных сил.

Выстроенная в министерстве система финансового контроля в первую очередь нацелена на предотвращение нарушений, недопущение их в дальнейшей работе, она позволяет обеспечить соблюдение принципа непрерывности контроля на всех этапах исполнения бюджета.

— Два года назад Президент России своим указом установил для финансово-экономической службы Вооруженных сил профессиональный праздник, который отмечается 22 октября. Это событие в некоторой степени позволяет говорить об особенности профессии военного финансиста. Татьяна Викторовна, на ваш взгляд, в чем она состоит?

— Появление в календаре профессионального праздника — Дня финансово-экономической службы Вооруженных сил России можно по праву считать государственным признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности страны, свидетельством высокой государственной оценки заслуг специалистов финансово-экономической службы, а также данью уважения к нашим ветеранам.

Приказом Реввоенсовета Республики от 22 октября 1918 года № 135 впервые в истории отечественных Вооруженных сил было объявлено Положение о финансовом отделе при Реввоенсовете республики (далее — Финансовый отдел) и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

Финансовый отдел обеспечивал реализацию таких важных для молодого государства вопросов, как финансирование фронтов, контроль за использованием ассигнований главными управлениями Красной армии, организация работы полевых казначейств, а также формирование системы подготовки военных финансистов.

В этот период и были заложены отличительные особенности военного финансиста. При формировании Финансового отдела и Положения о нем было определено два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, устанавливалось, что на должности финансовых работников теперь назначаются лица командно-начальствующего состава. До этого периода в старой русской армии финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В те тяжелые годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти, наравне с другими представителями командно-начальствующего состава.

Во-вторых, определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (наравне с другими системами обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления, а также в их повседневную работу. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью создания рамок для выполнения задач войсками в любой обстановке и обеспечения их самостоятельности.

Финансовая служба Красной армии под руководством Финансового отдела выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных сил страны.

Финансовым отделом в период Гражданской войны впервые в отечественной истории была построена система финансового обеспечения действующей армии, которая стала прообразом и положила начало созданию финансово-экономической службы Вооруженных сил Российской Федерации.

Неоценимый вклад финансово-экономическая служба внесла в создание отечественного ракетно-ядерного щита, успешное выполнение советскими и российскими военнослужащими интернационального долга в Демократической Республике Афганистан и на территории государств бывшей Югославии, безоговорочную победу российской Конституции на Северном Кавказе и успешное воссоздание финансовой системы Чеченской Республики, обеспечение бесперебойного финансирования органов военного управления и воинских формирований, дислоцированных в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, при их принятии в Российскую Федерацию.

В настоящее время финансово-экономическая служба Вооруженных сил Российской Федерации успешно решает поставленные задачи по своевременному и полному финансовому обеспечению органов военного управления и воинских формирований Вооруженных сил в различных условиях обстановки, с учетом предъявляемых Президентом России требований по рациональному использованию выделенных ассигнований.

Таким образом, для военного финансиста необходимы не только чисто финансовые и широкие экономические знания, позволяющие более глубоко вникать в систему финансирования войск и во всю систему экономических связей по поставкам вооружения и военной техники и их эксплуатации, но и знание структуры Вооруженных сил, их задач, системы комплектования, всестороннего обеспечения всеми видами довольствия. В этом, на мой взгляд, и заключается отличительная особенность профессии военного финансиста.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться