Версия для печати 4526 Материалы по теме
Инициативное бюджетирование в Республике Башкортостан: эффекты, результаты, перспективы развития

В последнее время наиболее обсуждаемыми и привлекающими внимание на многих федеральных и региональных информационных площадках становятся вопросы инициативного бюджетирования (ИБ). Обсуждению различных способов и механизмов вовлечения граждан в развитие общественной инфраструктуры был посвящен прошедший 21–22 сентября текущего года в Уфе Международный форум стран БРИКС. 

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.

В столицу Башкортостана съехались ведущие международные и российские эксперты и практики в области ИБ из всех стран БРИКС, а также Италии, Португалии, Великобритании, Армении, США, представители российских регионов, руководители Министерства финансов РФ, члены Совета Федерации, Общественной палаты РФ.

Рида Тагировна СУБХАНКУЛОВА, министр финансов Республики Башкортостан

Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса — один из важных приоритетов бюджетной политики Башкортостана. С 2014 года публикуется бюджет республики в доступной для граждан форме, вся бюджетная информация размещается на сайте регионального Министерства финансов, при нем работает Общественный совет. Создан портал «Открытый бюджет», ежегодно проводятся тематические конкурсы «Бюджет для граждан» среди физических лиц и организаций, активно реализуются мероприятия по финансовому просвещению населения. Организован мониторинг уровня открытости бюджетных данных муниципалитетов.

В последние годы повышение прозрачности бюджетного процесса обеспечивается не столько расширением доступности информации о бюджете гражданскому сообществу (информированность населения, общественных организаций о бюджетных приоритетах, компонентах бюджета), сколько тем, что граждане могут непосредственно участвовать в бюджетном процессе, оказывать влияние на принятие социально значимых управленческих решений, а также имеют возможность реализовать общественный контроль за расходованием бюджетных средств. В конечном итоге это направлено на повышение эффективности бюджетных расходов.

В настоящее время в республике применяются в основном три модели ИБ: программа поддержки местных инициатив, проекты «Реальные дела», «Уфимские дворики».

Программа поддержки местных инициатив

Первая, наиболее распространенная практика ИБ, реализуемая в ряде регионов России, в том числе и в Республике Башкортостан, — Программа поддержки местных инициатив (ППМИ). Проект по методологии Всемирного банка был запущен в Башкортостане в 2014 году.

Пилотной территорией для Программы поддержки местных инициатив был определен субрегион Зауралье, в который входят 7 районов и 108 поселений. За 2014–2015 годы из бюджета республики было направлено по 60 миллионов рублей ежегодно на финансирование 69 и 99 проектов соответственно.

В 2016 году республика вошла в число пилотных регионов федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016–2018 годах», реализуемого под кураторством Минфина России.

В целях координации процессов ИБ, и в том числе ППМИ, в правительстве республики создана соответствующая рабочая группа. Уполномоченной организацией по проведению конкурсного отбора определена Академия наук региона, в структуре которой (при ГАНУ «Институт стратегических исследований РБ») создан Центр изучения гражданских инициатив.

Было принято решение расширить географию проекта в республике на все муниципальные образования, включая городские округа, с доведением объема финансирования до 300 миллионов рублей. Одновременно был расширен круг «стандартных» для ППМИ типов проектов, включены такие, как детские сады, школы, учреждения культуры районного уровня, то есть направленные на решение не только вопросов поселенческого характера. Логика была достаточно простой: если сход граждан принимает решение о ремонте какого-либо объекта в муниципалитете, для них не должно стать проблемой, что это объект не поселенческий, а районный. Это уже задача власти — сформировать механизм реализации.

По количеству проектов от муниципальных образований установлены некоторые ограничения. От одного поселения на конкурс может быть представлена только одна заявка, по городским округам — по итогам отбора победителями могут быть признаны не более 50 проектов.

За четыре года реализации ППМИ количество подаваемых на конкурсный отбор заявок увеличилось со 116 в 2014 году до 787 в 2017 году. Общая стоимость проектов возросла с 82 в 2014 году до 445 миллионов рублей в 2017 году.

Уже реализовано более 600 проектов по строительству, ремонту детских и спортивных площадок, систем водоснабжения, уличного освещения, дорог и мостов, обустройству полигонов твердых бытовых отходов и мест захоронения, приобретению коммунальной техники и многим другим направлениям.

Ремонт сетей уличного освещения с установкой энергосберегающих светильников, как, например, в селе Ивано-Кувалат Зилаирского района или в деревнях Мансурово и Абзаково Учалинского района, помимо собственно освещения привел еще и к экономическому эффекту: снизилось годовое потребление электроэнергии в данных населенных пунктах, соответственно, сэкономлены бюджетные средства.

Жители городского поселения Учалы решили вопрос размещения бытовых отходов. Были установлены подземные контейнеры для сбора мусора в 32 точках города (резервуары объемом пять кубометров). Этот очень интересный проект — яркий пример не только местной инициативы, но и неравнодушного отношения жителей к окружающей среде своей малой родины.

Одним из крупных проектов является обустройство освещенной лыжероллерной трассы в городе Учалы длиной 1,5 километра и шириной 4,5 метра. Учалинцы мечтали о лыжной трассе с начала 90-х годов. И реализация проекта стала действительно общегородским событием и настоящим праздником спорта. Этот проект очень успешный и по участию бизнеса. В целом стоимость проекта составила более 7 миллионов рублей, из которых более половины — вложения бизнеса, как финансами, так и безвозмездными работами.

24.png

В текущем году на конкурсе отобрано еще 436 проектов: 50 из них по городам и 386 по муниципальным районам и поселениям. В конкурсном отборе приняли участие все муниципальные районы и городские округа, 81% поселений (676 поселений из 832). Всего на собраниях граждан в рамках обсуждения проблем и выбора проекта для участия в конкурсе приняло участие более 450 тысяч человек, или каждый десятый житель республики. Для сравнения: в 2016 году было около 200 тысяч человек. Благополучателями от реализации проектов станут более одного миллиона человек (2016 год — около 730 тысяч человек) (рисунок).

По типологии проектов поселений и районов основная доля приходится на проекты по ремонту учреждений образования и культуры — 32,9%, ремонту дорог — 14%, проекты, связанные с благоустройством мест общего пользования — 14%, водоснабжением — 13%, обустройством мест захоронения — 10,6%. В городах наиболее востребованными оказались проекты по ремонту учреждений образования и обустройству детских площадок — по 24% всех проектов.

Общий объем финансирования проектов-победителей за счет всех источников финансирования ожидается в сумме более 445 миллионов рублей. Помимо субсидий из бюджета республики — 299,6 миллиона рублей (67,3% от общей стоимости проекта) предусматривается привлечение средств местных бюджетов — 59,8 миллиона рублей (13,4%), вклад населения — 47,7 миллиона рублей (10,7%) и спонсоров — 38,3 миллиона рублей (8,6%).

С каждым годом проекты становятся дороже, несмотря на то что размер субсидии из регионального бюджета на поддержку одного проекта остается неизменным и не превышает миллиона рублей. Средняя стоимость проекта возросла с 925 миллионов рублей в 2016 году до 1,02 миллиона рублей в 2017 году.

В 2017 году самыми крупными проектами являются:

проект по капитальному ремонту системы водоснабжения деревни Северной Октябрьского сельсовета Стерлитамакского района, общая стоимость которого составляет 3,88 миллиона рублей;

проект по ремонту и восстановлению дорожного полотна с обустройством прилегающей территории деревни Новой Казанковки Денисовского сельсовета Мелеузовского района со стои­мостью 3,25 миллиона рублей.

Проект «Реальные дела»

Башкортостаном еще с 2015 года реализуется и собственная практика, основанная на принципах ИБ, — проект «Реальные дела». Он был инициирован региональным отделением партии «Единая Россия».

25.png

Проект предназначен для финансового обеспечения насущных вопросов местного значения на основе наказов избирателей, адресованных депутатам регионального законодательного органа. С 2017 года в него включены также наказы избирателей, переданные депутатам Государственной думы РФ в ходе осуществления ими депутатской деятельности.

Ежегодно реализуется порядка 800–900 (как правило, небольших) проектов с годовым объемом субсидии из регионального бюджета 150–170 миллионов рублей.

Проект «Уфимские дворики»

С 2017 года, параллельно с реализуемым на федеральном уровне приоритетным проектом «Формирование комфортной городской среды», в республике пилотируется собственная программа по комплексному благоустройству придомовых территорий с участием граждан. В качестве пилотной территории выбрана столица республики — город Уфа.

Согласно проекту «Уфимские дворики» финансирование осуществляется из трех источников: субсидии из республиканского бюджета в размере 200 миллионов рублей, софинансирование из бюджета города Уфы в размере не менее 15% от суммы субсидии, выделенной из бюджета республики (30 миллионов рублей), и софинансирование со стороны населения в размере не менее 5% от суммы субсидии, выделенной из республиканского бюджета (10 миллионов рублей).

Предельный размер субсидии, выделяемой из бюджета республики на реализацию одного проекта, не превышает 3 миллионов рублей.

Отбор дворовых территорий для участия в проекте осуществляется путем проведения конкурса. Одно из основных требований к проектам — соблюдение комплексного подхода к проведению работ по благоустройству: одновременная асфальтировка двора и обустройство либо детской, либо спортивной зоны отдыха.

Всего в рамках данной программы в 2017 году будет благоустроено 109 дворовых территорий, в которых появятся 83 детских и 26 спортивных зон отдыха, а также две современные площадки для игры в хоккей. Для распределения экономии по итогам конкурентных процедур определен дополнительный список проектов (13 территорий). Таким образом, общее количество проектов может достичь 122.

Эффекты и результаты

Общая идея всех реализуемых практик в том, что залогом эффективного решения задач развития местных сообществ является непосредственное и активное участие в этом процессе членов этих сообществ. Что это дает?

Во-первых, объекты выбираются гражданами, а значит, повышаются эксплуатационные характеристики объектов. Во-вторых, чувствуется повышение уровня доверия населения к органам местного самоуправления. В-третьих, у участников, без сомнений, повышаются или возникают компетенции в области управления проектами. В-четвертых, вовлекаются представители бизнес-сообщества, в проекты привлекаются внебюджетные источники финансирования, что влияет на активацию внутренней инвестиционной деятельности в республике.

Все указанные эффекты оказывают благоприятное влияние на укрепление местных сообществ, и даже появляются довольно неожиданные эффекты — местными администрациями проводятся собственные конкурсы среди проигравших в региональном конкурсе проектов, нередки случаи реализации проектов и без участия бюджетных средств. Например, в городе Нефтекамске, проиграв в республиканском конкурсе, жители самостоятельно собрали средства на замену окон в здании детской школы искусств, используя краудфандинговую площадку planeta.ru (planeta.ru/campaigns/okna_dshi/). Денежные средства им направили неравнодушные жители со всей России.

Немаловажны и чисто экономические эффекты. Например, может произойти уменьшение стоимости проекта в случае, например, выполнения спонсорами работ «хозспособом» или снижение коррумпированности при ценообразовании в результате контроля «соинвесторов» — местного сообщества. Так же среди очевидных эффектов — более бережное отношение граждан к «своим» объектам, что снижает экономические издержки по содержанию и ремонту.

Конечно, реализация проектов не обходится без ряда сложностей, проблем организационного, методического характера. Приходится учитывать большую территорию республики, особенности ее рельефа (актуально в зимнее время и в горной местности), многонациональность проживающего населения (языковой барьер).

Для первых лет реализации важно преодолеть недоверие к проекту со стороны жителей. Случаются также завышенные прогнозы своих возможностей. Собрания имеют некий заряжающий эффект, и на эмоциях иногда жители голосуют за неподъемный для них уровень софинансирования. Спонсоры тоже порой отказываются выполнять взятые на себя обязательства, несмотря на наличие гарантийных писем. Зачастую участникам не хватает необходимого уровня управления проектами.

Тема идентификации проблем и рисков очень интересная и требует дополнительного и более глубокого анализа.

Перспективы развития

Безусловно, потенциал развития ИБ значительный. В настоящее время в республике разрабатывается соответствующая региональная программа, прорабатываются предложения по созданию доходогенерирующих проектов в области сельхозпроизводства (когда активные жители населенного пункта будут объединяться в целях приобретения оборудования для переработки, хранения, упаковки сельскохозяйственной продукции и дальнейшей ее транспортировки и сбыта). Создание таких объектов генерации доходов позволит закрепить экономически активное население на селе, повысить инвестиционную привлекательность конкретной территории, соответственно, обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджеты поселений.

Развитие ИБ предусмотрено в Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года, что подтверждает важность укрепления института гражданских и местных инициатив как приоритетного направления развития Республики Башкортостан.

Место проведения предопределено

Выбор региона проведения форума в России не случаен. Башкортостан отличает массовость и охват практиками ИБ всех муниципалитетов (а по их количеству республика вторая в стране — 818 сельских, 14 городских поселений, 54 муниципальных района и 9 городских округов), а также реализация сразу нескольких моделей ИБ.


Поделиться