Версия для печати 2355 Материалы по теме
Госзакупки: унификация, простота, скорость

Нерешенные проблемы и новые вызовы системы государственных закупок стали предметом обсуждения на профильной секции Московского финансового форума. Участники дискуссии рассказали о том, как идет перевод всех процедур в электронный вид, что делается для упрощения процедур, защиты интересов государства и оптимизации системы в целом.

Все процедуры — в электронный вид

Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Т. П. Демидова напомнила, что функции по нормативно-правовому регулированию в контрактной системе были переданы в Минфин России только в текущем году. Ключевым элементом в реформировании системы госзакупок она видит оптимизацию, которая позволяет упростить процесс закупки заказчиком и убрать излишнее правовое регулирование. При этом основные цели системы госзакупок должны быть выполнены: это открытость и прозрачность, обеспечение результата и конкурентность.

В рамках этой работы задачи можно разделить на те, которые могут быть решены в ближайшее время, и более долгосрочные, требующие большего обсуждения и более продолжительной работы. При этом Демидова отметила, что считает целесообразным при реформировании системы исходить из уже сложившейся практики и устранять уже возникшие проблемы.

Первым решением, которое должно быть осуществлено в ближайшее время, представитель Минфина России назвала перевод всех процедур в электронную форму. Без этого, сказала Демидова, нельзя сделать существенного шага вперед, а именно обеспечить беспрепятственный доступ участников к закупкам и соответствующим процедурам. Для решения этой задачи необходимо принятие соответствующего законопроекта, который находится сейчас на рассмотрении в Государственной думе России.

Документ предусматривает поэтапный переход на процедуры в электронном виде. Согласно законопроекту, с 1 июля 2018 года по 1 января 2019-го можно будет применять неэлектронные процедуры. За этот период Министерство финансов РФ и законодатели смогут при возникновении проблем внести необходимые изменения в уже действующий закон.

Каталоги и унификация

Следующим элементом, который должен повысить эффективность закупок, является создание каталога товаров, работ и услуг. В настоящий момент указанный каталог разрабатывает Министерство финансов РФ совместно с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти. В том числе участвуют Федеральная антимонопольная служба, Министерство здравоохранения, Росздравнадзор. Уже подготовлен первый раздел каталога, включающий в себя ряд позиций для учреждений здравоохранения. Он был размещен в единой системе госзакупок.

Демидова отметила, что на данном этапе очень важна обратная связь от государственных заказчиков. В том числе необходимо понимать, насколько подходы к формированию каталога и описанию предмета закупки позволяют обеспечить задачи заказчиков и интересы всех участников закупки. Постоянную версию каталога планируется запустить уже осенью. Заказчики сохранят право добавлять к позициям каталога требования по месту поставки, упаковке, форме выпуска.

Среди достижений последнего времени представитель Минфина назвала снижение административной нагрузки на участников закупок. Одним из наиболее свежих решений в нормативно-правовом регулировании стало снижение размера штрафных санкций на участников закупки за нарушения условий исполнения. Данный механизм позволит устанавливать более объективные размеры штрафных санкций, потому что до этого часто заказчики вынуждены были накладывать штрафы, несоразмерные нарушениям.

Следующим решением станет упрощение механизма планирования закупок и размещения планов-графиков. В настоящее время в ведомстве работают над тем, чтобы понять, как должна быть проведена оптимизация. При оптимизации механизма предполагается сохранить его основные цели, в том числе планирование расходов и информирование участников закупок о будущих процедурах.

Косвенно связано с упрощением совершенствование механизма импортозамещения. По словам Демидовой, требуется унификация принятых в последнее время в данной сфере многочисленных правовых актов. Создание одного акта, который бы регулировал соответствующие преференции, позволит унифицировать алгоритмы, направленные на импортозамещение, которые должны применять заказчики.

Три линии госзакупок

Руководитель департамента по конкурентной политике города Москвы Г. В. Дёгтев рассказал о том, что в столице совершенствование системы управления закупок в некотором роде делится на три линии. Первая линия — это правила поведения для заказчиков. По его мнению, на этой линии с учетом эффективно работающей единой информационной системы в настоящий момент есть смысл говорить о качестве планирования. Режим планирования, состоящий из двух этапов, спикеру кажется избыточным. Более логичным он назвал простое составление плана-графика на текущий год или на более продолжительный период времени.

30.png

Еще одна группа решений относится к поведению бизнеса, а конкретнее — к формированию единых правил поведения предприятий при госзакупках. Дёгтев обратил внимание, что такие правила не должны меняться. Он объяснил, что на протяжении последних нескольких лет 80% потребностей заказчиков неизменны. Это, в свою очередь, дает возможности для стандартизации закупок — нужно создать типовые требования, что позволит бизнесу работать по одним и тем же правилам.

Третьей линией он назвал специалистов по проведению закупок. По словам Дёгтева, качество их подготовки должно быть приоритетным. В Москве все специалисты имеют профильное образование и соответствующее его подтверждение. Кроме того, все они проходят проверку на полиграфе. Также специалисты в обязательном порядке получают подтверждение того, что они могут как эксперты работать в выбранных ими сферах.

Особый контроль

Около 60% заказов в единой информационной системе приходится на электронные аукционы. Это касается и наиболее финансово емких для госзакупок отраслей, то есть строительства и закупок для учреждений здравоохранения. Такие цифры привела заместитель главы Федерального казначейства России А. Т. Катамадзе. По ее словам, это позитивный тренд. Однако стоит задуматься о том, что примерно 30% (в денежном выражении) закупок приходится на закупку с помощью единственного поставщика. Она обратила внимание и на то, что, как правило, это крупные контракты. Таким образом, достаточно большая часть бюджетных средств тратится без конкурентных процедур и должна быть подвержена особому контролю.

Она также сообщила, что казначейство в рамках модернизации единой информационной системы госзакупок планирует развивать и систему электронной контрактации, и электронного актирования. Это позволит замкнуть круг всего закупочного процесса — видя все электронное дело по отдельным закупкам и имея аудиторский след по всем действиям заказчика, начиная от планирования закупки и заканчивая контрактацией и актированием.

Процесс госзакупок постепенно привязывают к бюджетному процессу. Например, идет проверка заказов на наличие соответствующих лимитов. В то же время возникает потребность в его дебюрократизации, особенно на стадии планирования.

Однако внедрение нового функционала и новых норм — и по планированию, и по контролю — привело к появлению проблем в работе как Федерального казначейства, так и заказчиков. Проблемы оказались связаны с текущей организацией работы, с качеством нормативного регулирования. Так, за январь текущего года в кол-центр казначейства по вопросам госзакупок поступило 600 тысяч обращений. К августу их число снизилось до 60 тысяч, этот объем, как отметила Катамадзе, уже штатная работа.

В январе текущего года произошло примерно 1,2 тысячи инцидентов, из них около сотни блокирующих (заказчик не мог разместить заказ). Сейчас в работе у специалистов кол-центра 300 инцидентов, из них ни одного блокирующего, рассказала Катамадзе.

Позиция Счетной палаты России

Значительная часть проблем в госзакупках не решается уже достаточно давно, констатировала представитель Счетной палаты России, директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Н. А. Бочарова.

Так, разброс примерных цен даже на самые простые закупки, например офисные столы, составляет от четырех до 37 раз. Поэтому применение каталога товаров, работ и услуг в Счетной палате поддерживают. Бочарова также обратила внимание, что методические рекомендации по обоснованию закупок, принятые еще Минэкономразвития, многие не используют, но те, кто использует, не несут ответственности, если неправильно применяют их. Это происходит потому, что документ является методическим, а не обязывающим.

Она также обратила внимание, что при обеспечении преференций отечественной продукции при импортозамещении важно помнить, что просто расфасованная в России продукция считается произведенной на территории страны. По крайней мере, такие стандарты действуют в отношении медицинских препаратов.

Одной из основных задач государства при организации закупок является экономия бюджетных средств, и, по словам Бочаровой, важную роль здесь играют авансы. В качестве одного из методов контроля предлагается не осуществлять платеж, если на определенном этапе выясняется большой объем «раздутых» расходов. С точки зрения Счетной палаты, этого делать нельзя, потому что уже заключенный контракт должен быть исполнен и оплачен. В качестве альтернативы предлагается шире использовать предварительный контроль.

Простота и скорость

При реформировании системы государственных закупок необходимо добиться упрощения и эффективности, а для этого нужно опираться на опыт регионов и современные технологии, считает заместитель руководителя ФАС России Р. А. Петросян. По его словам, важно, чтобы электроника упрощала жизнь. Например, заказчик должен иметь возможность выбрать, что он хочет купить, и получить уже проверенные жизнью и предыдущим опытом других госзаказчиков предварительные установки.

Кроме того, после выбора соответствующих установок у госзаказчика должна появиться возможность посмотреть поставщиков, уже прошедших отбор и сообщивших, что они готовы продать определенные товары или услуги на определенных условиях. Система также должна уведомить тех поставщиков, которые подходят по параметрам. «Таким образом, — сказал Петросян, — каждую закупку не пришлось бы начинать заново».

Сейчас, обратил внимание он, каждый раз закупочный процесс начинается с обоснования максимальной цены, потом нужно «написать миллион запросов», чтобы все заранее узнали о планируемой закупке, потом вносить изменения, если вдруг что-то поменялось. В итоге потребность остается неудовлетворенной.

«Необходимы упрощение и унификация, в том числе с помощью автоматизации», — отметил Петросян. В настоящее время эта задача реализуется.

К. В. сугробов

Поделиться