Проведение мониторинга закупок стало обязательным с 1 января 2017 года. В статье раскрывается опыт Севастополя в применении этого нового механизма.
Ирина Вячеславовна ЩУКИНА, заместитель директора департамента — начальник управления государственного заказа Департамента экономики города Севастополя
Для реализации статьи 97 «Мониторинг закупок» Закона № 44‑ФЗ, вступившей в силу 1 января 2017 года, Правительство Севастополя в июле 2016 года приняло постановление №
правила осуществления мониторинга эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд города;
требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципалитета.
Начиная с 1 января 2017 года мониторинг эффективности закупок обеспечивает регулятор контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя — Департамент экономики города Севастополя (управление государственного заказа).
Правила проведения мониторинга эффективности закупок
Мониторинг эффективности закупок осуществляется на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации из различных источников. В первую очередь используются данные:
- из единой информационной системы в сфере закупок;
- формируемые в программном комплексе «Региональная контрактная система»;
- предоставляемые заказчиками города Севастополя, осуществляющими закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44‑ФЗ;
- статистической отчетности;
- из иных открытых информационных источников.
В ходе мониторинга проводится оценка закупочной деятельности заказчиков по четырем показателям. Они показаны на рисунке 1.
Методика оценки эффективности закупок
Для реализации Постановления №
Порядок проведения оценки включает в себя несколько важных элементов. Во-первых, оценка эффективности закупок осуществляется по каждому заказчику и по каждому показателю. Во-вторых, комплексная оценка осуществляется по итогам отчетного квартала и отчетного года. При расчете оценки по итогам отчетного квартала критерии рассчитываются нарастающим итогом с начала года. В-третьих, каждый показатель оценивается по совокупности критериев. Отдельные критерии могут так же рассчитываться по подкритериям. По каждому показателю (критерию, подкритерию) рассчитываются оценочные баллы (от 0 до 100). Каждому критерию (подкритерию) устанавливается весовая значимость в итоговой оценке (в процентах), при этом сумма весовых значимостей по критерию (подкритерию) равна 100%. После оценки каждого субъекта закупки по показателю полученные значения ранжируются от максимального к минимальному.
Перейдем к рассмотрению показателей методики эффективности закупок.
Первый показатель
Показатель «Оценка осуществления закупочных процедур» определяет степень эффективности и прозрачности закупочных процедур, проводимых заказчиками. Расчет показателя осуществляется по 11 критериям:
доля (по количеству) изменений в планы-графики закупок от общего количества запланированных закупок на отчетную дату;
- доля размещенных закупок в общем количестве закупок, запланированных заказчиком в соответствии с планом-графиком в отчетном периоде;
- доля конкурентных способов определения поставщика в общем объеме закупок (по цене и количеству);
- доля закупок с более одной поданной заявкой, осуществленных конкурентными способами определения поставщиков (по цене и количеству);
- среднее количество заявок на участие в конкурентных способах определения поставщиков;
- процент снижения Н(М)ЦК по контрактам, заключенным по итогам конкурентных способов определения поставщиков;
- доля изменений в извещениях и документации о закупках от общего количества объявленных конкурентных процедур по определению поставщика;
- доля отмененных закупок определения поставщиков от общего количества объявленных конкурентных закупок определения поставщика;
- доля запланированных закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций по стоимости от совокупного годового объема закупок;
- доля несостоявшихся процедур закупок в общем объеме конкурентных способов определения поставщиков;
- доля электронных аукционов в общем объеме конкурентных способов определения поставщиков (по количеству и стоимости).
Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю — от 5 до 15%. Наибольшую весовую значимость (15%) имеют такие показатели, как процент снижения Н(М)ЦК по контрактам, заключенным по итогам конкурентных способов определения поставщиков, и доля несостоявшихся процедур закупок в общем объеме конкурентных способов определения поставщиков.
Кроме того, при оценке показателя «Оценка осуществления закупочных процедур» учитывается уровень конкуренции при проведении закупок, соответствие документации на закупку НПА в сфере закупок и эффективность планирования (рисунки 2, 3).
Второй показатель
Показатель «Исполнение требований законодательства о закупках» определяет качество исполнения требований законодательства к проведению закупок заказчиками. При его оценке учитываются нарушения законодательства, выявленные контролирующими органами, контрольно-счетными органами, а также зафиксированные в решениях судов. Расчет второго показателя осуществляется по шести критериям:
- соблюдение требований по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО);
- доля решений ФАС о нарушении законодательства заказчиком (комиссией заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения) в общем количестве проведенных закупок;
- доля судебных решений в отношении заказчика, уполномоченного органа в общем количестве закупок (в которых установлено нарушение закона или исполнения условий контракта) заказчиком;
- доля нарушений законодательства о закупках, выявленных органами аудита субъекта РФ;
- доля случаев согласования заключения контрактов из числа направленных в контролирующие органы по итогам несостоявшихся процедур определения поставщика;
- доля нарушений законодательства о закупках, выявленных органами контроля субъекта РФ, от общего количества проведенных закупок.
Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю (от 10 до 25%). Наибольшая весовая значимость (25%) определена для таких показателей, как доля решений ФАС о нарушении законодательства заказчиком в общем количестве проведенных закупок и доля судебных решений в отношении заказчика, уполномоченного органа в общем количестве закупок заказчиком (рисунок 4).
Следует подчеркнуть: чтобы получить точную и достоверную информацию для расчета критериев показателя «Исполнение требований законодательства о закупках», необходимо взаимодействие уполномоченного органа с ФАС, контрольно-счетными и контролирующими органами.
Третий показатель
Показатель «Исполнение контрактов» определяет качество контрактной работы субъектом закупок. Для расчета третьего показателя определено четыре критерия:
- доля расторгнутых контрактов (по сумме) от всех заключенных конкурентными способами;
- доля контрактов, по которым заказчик применил штрафные санкции (штрафы, пени) в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), в общем количестве заключенных контрактов;
- доля контрактов, расторгнутых заказчиком в одностороннем порядке, в общем количестве заключенных контрактов;
- доля контрактов, расторгнутых поставщиком в одностороннем порядке, в общем количестве заключенных контрактов.
- Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю (от 20 до 30%). Наибольшую весовую значимость (30%) имеют два критерия:
- доля расторгнутых контрактов (по сумме) от всех заключенных конкурентными способами;
- доля контрактов, по которым заказчик применил штрафные санкции (штрафы, пени) в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), в общем количестве заключенных контрактов.
Как видим, при расчете учитывается как доля расторгнутых контрактов, так и активность претензионной работы (рисунок 5).
Всего для расчета критериев показателя «Исполнение контрактов» необходима информация по пяти характеристикам закупок.
Четвертый показатель
Показатель «Оценка профессионализма заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами» определяет динамику изменения ситуации у заказчиков с кадровым обеспечением в сфере закупок. При оценке уровня ресурсообеспеченности субъекта закупок учитывается положение дел в сфере обучения специалистов заказчиков, уполномоченных органов, закупочных комиссий, а также привлекаемых специализированных организаций, ценовых центров и др.
Определено шесть критериев, по которым рассчитывается вышеназванный показатель:
- доля контрактных управляющих, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программе «Управление государственными и муниципальными закупками», в общем числе контрактных управляющих субъекта закупок;
- доля сотрудников контрактных служб, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программе «Управление государственными и муниципальными закупками», в общем числе сотрудников контрактных служб субъекта закупок;
- доля членов комиссии, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программе «Управление государственными и муниципальными закупками», в общем объеме числа членов комиссий субъекта закупок;
- соотношение общих расходов субъекта закупок на привлечение специализированных организаций к количеству закупок, к проведению которых привлечены СО;
- соотношение общих расходов субъекта закупок на привлечение экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы результатов исполнения контрактов к числу случаев привлечения экспертов и экспертных организаций для экспертизы результатов исполнения контрактов;
- соотношение общих расходов субъекта закупок на привлечение сторонних организаций (ценовых центров) к обоснованию Н(М)ЦК, к количеству закупок для которых обоснование НМЦ проводилось такими организациями.
Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю (от 11 до 22%). Наибольшую весовую значимость (22%) имеют три первых показателя.
Итоговый рейтинг
Для формирования итогового рейтинга показатели оценки эффективности закупок суммируются, полученные значения ранжируются (выстраиваются) от максимального к минимальному. Для определения комплексной оценки используются следующие балльные шкалы (таблица).
Заказчики с лучшими значениями являются лидерами и попадают в «зеленую зону», заказчики с худшими показателями попадают в «красную зону», что служит сигналом к тому, что руководителям данных учреждений необходимо выявить причины негативного положения дел, принять соответствующие управленческие решения и усилить работу по данному направлению.
Требования к порядку подготовки аналитических отчетов
По результатам мониторинга эффективности закупок формируются ежеквартальный аналитический отчет в разрезе заказчиков и сводный аналитический отчет по итогам отчетного года, которые размещаются в структурированном виде на официальном сайте Правительства Севастополя. Следует подчеркнуть, что сводный отчет также представляется заместителю губернатора — председателю Правительства Севастополя.
Таким образом, при комплексной оценке эффективности осуществления закупок учитывается не только уровень конкуренции при проведении закупок, но и проработанность документов закупки, точность и эффективность планирования, нарушения законодательства о защите конкуренции, положение дел в сфере обучения специалистов заказчиков, членов закупочных комиссий, а также другие показатели, оказывающие влияние на эффективность закупок товаров, работ, услуг для государственных муниципальных нужд города Севастополя.
Таблица. Балльная шкала
Количество баллов |
Оценка деятельности заказчиков |
|
Эффективная |
|
Низкоэффективная |
|
Неэффективная |