25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2349 Материалы по теме

Как известно, здоровая конкуренция и свободное предпринимательство являются важнейшими факторами развития любой страны и устойчивости национальной экономики. Монополизм же во всех его проявлениях сковывает частную инициативу и обрекает страну на отставание. Именно поэтому в Астраханской области одним из приоритетов государственной политики определено содействие развитию конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона.

Лидер среди регионов ЮФО

Основным инструментом формирования и реализации конкурентной политики в регионах России в последние годы стал стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее — Стандарт). Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции на территории Астраханской области было назначено региональное Министерство экономического развития.

Летом 2017 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся семинар «Итоги внедрения стандарта развития конкуренции в 2016 году», в рамках которого был представлен рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции по итогам 2016 года. Астраханская область в данном рейтинге вошла в топ-15 регионов, заняв 12-е место среди 85 субъектов России и 1-е место среди регионов ЮФО. При этом по показателю «Количество реализованных составляющих Стандарта» регион занял 2-е место.

Кроме того, в 2016 году Астраханская область резко усилила свои позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Всего за год области удалось подняться на 16 позиций и занять 38-е место.

В чем секрет успеха? Об этом нам рассказала министр экономического развития Астраханской области Э. В. Полянская.

«Системный и единообразный подход к формированию условий для развития субъектов предпринимательства и устранение административных барьеров дают свои положительные результаты в вопросе стимулирования предпринимательских инициатив, вовлечения в бизнес-процессы широких слоев населения, развития самозанятости граждан», — считает министр экономического развития области.

Результаты первого года

«Приступив к внедрению стандарта развития конкуренции только в 2015 году, Астраханская область обеспечила максимальную результативность в части реализации его составляющих, заняв первое место по количеству реализованных положений Стандарта в рейтинге глав регионов. При этом за место в рейтинге боролись и пилотные регионы, приступившие к реализации еще в 2014 году», — вспоминает Элина Викторовна.

Астраханская область стала лидером, опередив как регионы Южного федерального округа, так и признанных лидеров по темпам социально-экономического развития — Московскую, Воронежскую, Тюменскую и Нижегородскую области, а также Республику Татарстан.

69.png

В общем рейтинге субъектов РФ по уровню развития конкуренции Астраханская область вошла в первую тридцатку и заняла 26-е место. При этом по отдельным направлениям содействия развитию конкуренции Астраханская область вошла в примеры лучших практик.

На семинаре «Развитие конкуренции в регионах: итоги внедрения стандарта развития конкуренции в 2015 году», состоявшемся в прошлом году в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, опыт Астраханской области в числе прочих был рекомендован в качестве лучшей практики по внедрению региональной дорожной карты по содействию развитию конкуренции. Документ предусматривал комплекс мероприятий с установлением целевых показателей, сроков их выполнения, ответственных исполнителей, а также описанием проблематики (проблем, на решение которых направлены мероприятия) и результатов.

Дополнение и совершенствование дорожной карты

В 2016 году для сохранения и улучшения позиции Астраханской области в рейтинге была продолжена активная работа по реализации всех положений Стандарта. В частности, как рассказала министр экономического развития региона, был расширен перечень социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции. В него был включен рынок услуг связи. В результате утвержденный перечень рынков теперь полностью соответствует действующему законодательству и охватывает все социально ориентированные направления экономики.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и управление Федеральной антимонопольной службы совместно с исполнительными органами государственной власти региона провели большую работу по актуализации и дополнению плана мероприятий.

«По результатам проделанной работы дорожная карта была дополнена новыми мероприятиями в разделах „Развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства“ и „Развитие рынка услуг по перевозке пассажиров наземным транспортом“. Также появились новые разделы, такие как „Привлечение органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области к внедрению стандарта развития конкуренции“ и „Развитие конкуренции на рынке услуг связи“», — отметила Полянская.

Кроме этого, блок системных мероприятий был дополнен мерами, направленными на содействие развитию негосударственных социально ориентированных некоммерческих организаций, а также созданию и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

Таким образом, дорожная карта стала инструментом развития конкуренции на всех основных рынках товаров, работ и услуг Астраханской области, учитывающим все особенности региональной экономики и основополагающие направления содействия развитию предпринимательства. В результате значительно повысилась прозрачность работы региональных органов исполнительной власти по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг.

Привлечение органов местного самоуправления

В 2016 году основной упор в рамках внедрения Стандарта был сделан на работу с органами местного самоуправления муниципальных образований области. Так, в феврале 2016 года между правительством региона и администрациями 12 муниципальных образований были заключены соглашения о внедрении стандарта развития конкуренции на территории Астраханской области, определяющие основные направления деятельности органов МСУ субъекта по созданию благоприятных условий для развития негосударственного сектора экономики и повышения конкурентоспособности всего региона.

В соответствии с предложениями исполнительных органов госвласти области и управления Федеральной антимонопольной службы по региону был также сформирован перечень показателей и порядок оценки их деятельности. Согласно данному порядку предусмотрена оценка как реализации составляющих Стандарта на муниципальном уровне, так и развития конкуренции на отдельных муниципальных рынках товаров, работ и услуг.

Мониторинг состояния конкурентной среды и ее развитие

Осенью 2016 года в рамках мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Астраханской области был проведен онлайн-опрос потребителей и предпринимателей. Для этого в соответствии с рекомендациями Аналитического центра при Правительстве РФ была разработана специализированная анкета, в перечень вопросов которой входили блоки по дошкольному образованию, услугам ЖКХ, малому бизнесу, строительству, услугам в сфере здравоохранения, социального обслуживания, деятельности агропромышленного комплекса и другим отраслям экономики и социальной сферы.

«Проведенный опрос позволил получить данные о существующих административных барьерах на рынках товаров, работ и услуг Астраханской области, о необходимых направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по их снижению, удовлетворенности граждан различными характеристиками представленных на региональном рынке товаров и услуг», — делится результатами работы Элина Викторовна.

В 2016 году в рамках внедрения Стандарта также проводилась работа по реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Кроме того, на инвестиционной карте Астраханской области была размещена информация обо всех газораспределительных станциях с указанием ориентировочных мест подключения к сетям. В результате деятельность субъектов естественных монополий стала более открытой, были созданы дополнительные условия для привлечения инвестиций в региональную экономику.

Работа по дальнейшему внедрению стандарта развития конкуренции в Астраханской области не прекращается и в 2017 году. Продолжается актуализация перечня рынков и дорожной карты по содействию развитию конкуренции. По-прежнему особое внимание уделяется работе с органами местного самоуправления и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Создаются дополнительные стимулы для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышено содействие устранению административных барьеров.

Все это направлено на удержание и улучшение позиций Астраханской области в рейтинге регионов России, формируемом Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

В. В. КОМАРОВ

Стандарт как инструмент формирования конкурентной среды

Стандарт представляет собой пошаговое руководство к действию для органов исполнительной власти. Это своего рода инструкция, которая позволяет внедрять механизм реализации конкурентной политики и проводить ее структурную реформу на региональном и муниципальном уровнях.

Стандарт способствует реализации потенциала точек роста экономики, развитию рынков на региональном и муниципальном уровнях, повышению качества потребительского выбора, созданию условий для здоровой и добросовестной конкуренции, снижению административных барьеров и давления со стороны доминирующих участников рынка, стимулированию инноваций и снижению государственного сектора в экономике.

Внедрение Стандарта основано на принципах ориентации на потребителя, системного подхода, постоянного повышения эффективности и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти всех уровней.

Разработана и принята дорожная карта, которая содержит набор мер по развитию конкуренции в различных отраслях отечественной экономики... Подчеркну, что предусмотренные дорожной картой законы и нормативные акты должны найти практическое применение и на местах. И в этой связи нужно обратить самое серьезное внимание на развитие конкурентной среды и на местах в субъектах РФ, муниципалитетах.

В. В. Путин на заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы, 23 сентября 2015 года


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно